Опубликовано: ГП 02-2014
Внедорожный экзамен

Тест-драйв вездехода ГАЗ-33088 «Тайга» и двух полноприводных грузовиков Hyundai HD78

Сергей Ухов, фото автора

Вас ничего не смущает в наименовании ГАЗ-33088 «Тайга» и словосочетании «полноприводный Hyundai HD78»? Специалист в области коммерческого транспорта отметит для себя, что ГАЗ-33088 имеет официальное заводское наименование «Садко», а Hyundai HD78 завод-изготовитель не выпускает в полноприводных модификациях. Всё это так, но в начале октября мне довелось протестировать на бездорожье не заводские версии названных автомобилей.

Внедорожный экзамен

В западном автомобилестроении, где господствуют практичность и рационализм, сложился следующий порядок вещей. Завод-изготовитель массово выпускает наиболее востребованные модели грузовых автомобилей, а уже сторонняя инжиниринговая компания занимается изготовлением каких-либо специализированных версий этих авто. В практике советского автомобилестроения, напротив, была популярна методика, когда крупный завод-изготовитель автомобилей брал на себя выпуск не только базовых моделей, но и выпускал их мелкосерийные и даже единичные модификации. Сегодня ведущие российские предприятия отходят от подобной практики и переходят на западную модель производства, благодаря чему за последние двадцать лет в стране появилось множество компаний, занимающихся профессиональной доработкой серийных авто.

Ходовая часть «Тайги» без изменений заимствована у неоднократно подтверждавшего свою добрую репутацию внедорожника – нижегородского вездехода ГАЗ-3308 «Садко»

Одна из таких компаний – нижегородский завод «Чайка-Сервис», который с 1993 года создаёт и устанавливает разнообразные спецнадстройки на шасси грузовых автомобилей. Как показала практика, стандартные шасси устраивают далеко не всех заказчиков спецавтомобилей, и завод своими силами научился модернизировать и дорабатывать различные грузовые авто. Со временем специалисты «Чайки-Сервис» поднаторели в усовершенствовании шасси-носителей спецнадстроек и сегодня умеют удлинять стандартные рамы автомобилям марок ГАЗ и Hyundai, ставить накрышные спальные отсеки на грузовики любых марок, удлинять кабины грузовиков посредством установки собственного пассажирского модуля и т. д.

Несмотря на удлинённую колёсную базу у машины великолепная геометрическая проходимость, позволяющая преодолевать песчаные холмы

Важным шагом в развитии этого направления стало открытие собственного дизайнерского отдела, за время существования которого были разработаны оригинальное оперение для среднетоннажника ГАЗ-3307, каркасный фургон ГАЗ-3310 «Профит», закабинные пассажирские модули для автомобилей ГАЗ, Hyundai, Isuzu. Свежайшая разработка дизайнеров и конструкторов «Чайки-Сервис» – оригинальный внедорожник «Тайга» на агрегатах ГАЗ-33088 «Садко», который за счёт установки на «газон» современной кабины от «ГАЗели-Бизнес» стал более вместительным и комфортабельным.

Интерьер «Тайги» по сравнению с «пещерой» ГАЗ-3308 кажется просто шикарным, особенно радуют регулируемая рулевая колонка и компактное рулевое колесо Под капотом «Тайги» может находиться как старый бензиновый V8 ЗМЗ-513, так и более современные и экономичные турбодизели ЯМЗ-534 или Cummins ISF 3.8 (на фото)

Другой хит от «Чайки-Сервис» этой осени – уникальная полноприводная версия популярного в России корейского среднетоннажника Hyundai HD78. Такой модификации грузовика нет в заводской программе Hyundai, зато в Корее есть компания Shin Jeong Development Co., выпускающая комплект агрегатов (передний мост, раздаточная коробка, карданный вал и механизмы включения привода) для создания полноприводной модификации Hyundai HD78.

Увидев описанные выше машины на выставке Comtrans`2013, нам не терпелось опробовать новинки в деле, и вот компания «Чайка-Сервис» предоставила такую возможность.

Первый эксперимент талантливого нижегородского дизайнера «Чайки-Сервис» Евгения Земцова по облагораживанию внешности устаревшей кабины ГАЗ-3307 Следующая работа того же автора – каркасный фургон «Профит» на базе ГАЗ-3310 «Валдай», послуживший прототипом дизайна закабинных отсеков от «Чайки-Сервис»

Что в арсенале?

Тест-драйв, выпавший на влажную погоду, предполагал только внедорожную езду, да и компания для этого подобралась самая что ни на есть серьёзная – вездеход ГАЗ-33088 «Тайга» и два полноприводных грузовика Hyundai HD78.

Перед организаторами мероприятия не стояла цель выявить фаворита покатушек. Ведь сравнивать прирождённый вездеход с генами от ГАЗ-66 («Тайгу») с полноприводным развозным грузовиком – это всё равно, что сравнивать полноценный внедорожник с городским кроссовером. Нижегородская компания лишь стремилась показать качественный прирост функциональных возможностей данных автомобилей по сравнению с их серийными аналогами.

Перед вами не заводской вариант популярного развозного грузовика Hyundai HD78 в полноприводном исполнении. Кстати, заводского варианта HD78 4x4 не существует.

В случае с грузовиком «Тайга», который по своей ходовой части является точной копией вездехода «Садко», машина приобрела не столько во внедорожных качествах, сколько во вместимости и комфортабельности новой кабины. Хотя и внедорожный потенциал машины впечатляет: высокопрофильные колёса от «Садко», 35-санитиметровый дорожный просвет, минимальный передний свес и односкатные колёса обеих осей, позволяющие машине идти по бездорожью колея в колею.

Грузовик Hyundai даже после установки переднего ведущего моста не стал полноценным внедорожником, так как сохранил двускатную ошиновку колёс задней оси и практически не прибавил в дорожном просвете (картер переднего моста остался на той же высоте, что и ведомая балка заднеприводного аналога). Определённые преимущества по проходимости дают шины с более развитыми грунтозацепами и увеличенные ходы подвески за счёт проставок в местах крепления рессор к переднему и заднему мостам. Некоторые опасения вызывает расположение рулевой тяги, которая установлена перед передним мостом и рискует встретиться в колее с пеньком или другим твёрдым препятствием, которое может вывести рулевое управление из строя. Видимо, компоновавшие данный узел корейцы никак ни рассчитывали, что их разработка попадёт на действительно суровое бездорожье в Россию.

Элементы подключаемого переднего привода выпускает независимая корейская компания Shin Jeong Development Co., но и она делает не всё. Поэтому специалистам «Чайки-Сервис» пришлось потрудиться, чтобы адаптировать корейский «кит» к стандартному грузовику.
Конструктивный недочёт: поперечной рулевой тяге достаточно приложиться к любому торчащему препятствию, чтобы рулевое управление вышло из строя. Обратите внимание, что на заднеприводном HD78 рулевая тяга надёжно защищена передней балкой

По части силовых агрегатов внедорожник «Тайга» в сравнении с базовой моделью ГАЗ-33088 «Садко» изменений не претерпел. Под капотом стоит новый 4-цилиндровый турбодизель ЯМЗ-534 (136 л.с.), агрегатированный с 5-ступенчатой механической КП, которая через раздаточную коробку передаёт крутящий момент на заднюю или на обе оси.

Аналогичную схему теперь имеет и доработанный в «Чайке-Сервис» Hyundai HD78, в силовой агрегат которого добавлена корейская раздаточная коробка, заведующая передачей крутящего момента только к задней или к обеим осям. Внимание тут заслуживает механизм включения полного привода. На двух предоставленных на тест-драйв машинах Hyundai HD78 эта система была реализована по-разному: на оранжевом «Дорожном мастере» механизм активации переднего моста включался при помощи компрессора, нагнетающего воздух в пневмоцилиндр, а на автогидроподъёмнике – механическим путём.

Картер двигателя надёжно спрятан от повреждений за корпусом редуктора переднего моста…
Высокую посадку корейскому грузовику обеспечивают проставки толщиной 100 мм между задним мостом и рессорами

Из кабины же всё это выглядит примерно одинаково – есть маленькие «рубильники», в одной машине отвечающие за включение компрессора, в другой – за включение полного привода. Но в машине с компрессором ещё есть кнопка включения 4х4. В итоге специалисты «Чайки-Сервис» решили остановиться на механическом варианте включения, исключающем из цепочки подключения компрессор и удешевляющем конструкцию.

Разобравшись в конструкции, выезжаем в поля!

Благодаря широкому дверному проёму и удачно расположенному поручню на передней стойке залезать в кабину «лифтованного» Hyundai удобнее, чем в «Тайгу»

Песчаный плен

В качестве места для внедорожного тест-драйва организаторы покатушек выбрали широкую песчаную просеку – вырубку под линию электропередачи. Мокрый песок в осеннюю распутицу до определённого момента играл в пользу новинок от «Чайки-Сервис», но и он в конце концов преподнёс сюрприз, взяв «в плен» один из полноприводных «Хюндаев». Но начнём с «Тайги».

Перелицованный внедорожник от «Чайки-Сервис» на рынке сравнивать особенно и не с чем. Его единственный и основной конкурент – горьковский «Садко». Последний дешевле, особенно если речь пойдёт о поиске оригинальных деталей переднего оперения, бампера или подножек. Но находятся все эти детали на такой высоте, что повредить их практически не представляется возможным. Та же высота делает посадку в кабину неудобной, и дело даже не в огромном шаге при поднятии на нижнюю ступеньку, а в отсутствии поручней, взамен которых приходится хвататься за внутреннюю ручку двери и заднюю стойку дверного проёма.

Для сравнения: полноприводный и стандартный варианты среднетоннажника Hyundai HD78 с автогидроподъёмниками корейской марки Socage
Для сравнения: полноприводный и стандартный варианты среднетоннажника Hyundai HD78 с автогидроподъёмниками корейской марки Socage

Но, оказавшись за рулём, понимаю, что совершённый акробатический номер был не напрас-ным. Уверен, что никому не надо объяснять, чем кабина «ГАЗели-Бизнес» лучше архаичной «газоновской пещеры». Главное – здесь просторнее и комфортнее, чем в «Садко». Удивительно, но создатели «Тайги» оставили даже стандартный «газелевский» руль малого диаметра, пользоваться которым, вне всякого сомнения, удобнее, даже несмотря на немалое количество оборотов руля при повороте колёс от упора до упора.

Настроив сиденье и регулируемую рулевую колонку (!) под себя, обнаруживаешь неплохую обзорность. Обзорность вперёд чуть отдаляет покатый капот, но по сравнению со стандартным «Садко» он практически не мешает. Все три рычага управления трансмиссией находятся на привычном месте, не ограничивая пространство для ног среднего пассажира. На ходу радует отменная шумоизоляция салона и умеренные вибрации от турбодизеля на холостом ходу.

Показателем выдающейся проходимости является тот факт, что в то время, когда полноприводные Hyundai HD78 коллеги-журналисты тестировали преимущественно по грунтовым дорогам, идущим вдоль просеки, «Тайга» проходила весь маршрут тест-драйва по пересечённой местности. Машина легко взбиралась на крутые подъёмы, выполняя все внедорожные упражнения на второй пониженной передаче.

Обратите внимание на впечатляющие ходы передней подвески полноприводной модификации Hyundai HD78, недоступные одноименному развозному грузовику
Продольную геометрическую проходимость полноприводного «корейца» значительно уменьшает торчащая в центре колёсной базы раздаточная коробка корейской фирмы Shin Jeong Продольную геометрическую проходимость полноприводного «корейца» значительно уменьшает торчащая в центре колёсной базы раздаточная коробка корейской фирмы Shin Jeong

Пересаживаясь из «Тайги» в «Хюндай», отмечаю для себя более удобный вход в кабину, хотя в подавляющее большинство капотных грузовиков садиться проще, чем в бескапотники. Узкая подножка корейца не самая удобная для опоры, но поручень расположен в удачном месте, и, держась за него, легко направить всю массу тела в кабину. Внутри стандартный интерьер развозного среднетоннажника Hyundai HD78, который хоть и не блещет изысканностью форм и высоким качеством материалов отделки, предоставляет водителю гораздо более удобное кресло и соответственно посадку за рулём, чем в той же «ГАЗели-Бизнес». Шума от работы турбодизеля здесь больше, чем в «Тайге», – сказывается непосредственное расположение кабины над двигателем, но обзорность лучше, особенно если карабкаешься на крутые подъёмы.

Тяги мотору хватало практически в любых ситуациях, а вот внедорожного потенциала не всегда. Сравнительно небольшие по диаметру колёса с развитыми грунтозацепами быстро зарываются в песок, сажая грузовик на мосты. Любой подозрительный участок бездорожья на полноприводном Hyundai HD78 лучше проходить ходом, так как попытка одного из наших коллег во время тест-драйва развернуться в ограниченном пространстве закончилась песчаным пленом.

Произошло это на оранжевой машине «Дорожный мастер» с длинной колёсной базой, которая была оснащена пневматическим механизмом включения полного привода. В какой-то момент разворота машина просто начала зарываться, и, чтобы не завязнуть окончательно, коллега, сидевший за рулём, сократил до минимума углы поворота руля, но участил поступательные движения вперёд–назад. Буксуя, автомобиль понемногу продвигался, пока под пассажирским сиденьем что-то громко не хрустнуло. Оказалось, что обломило привод переднего правого колеса, и оно ко всему прочему ещё и заблокировалось. Произошло это в самый неподходящий момент, так как до более-менее твёрдой дороги нужно было преодолеть не более 50 метров, а машина находилась в песчаном плену.

Стандартный интерьер Hyundai не изменился, и в отличие от салона «Тайги» в нём нет торчащих из пола рычагов управления полноприводной трансмиссией Вместо архаичных рычагов «Чайка-Сервис» применила компактные рубильники, отвечающие за включение пониженной передачи и задней межколёсной блокировки

Вот тут-то и показал свою выносливость автомобиль «Тайга». Внедорожник в течение 40 минут задним ходом тащил «раненого» «корейца» по песку. Отмечу отличную стойкость нового ярославского турбодизеля к перегреву, так как на всём протяжении спасательных работ двигатель работал на ударных нагрузках, но вентилятор системы охлаждения включался считанные разы. Изрядно побуксовав и оборвав на Hyundai переднюю буксирную проушину, машину с заклинившим колесом вытащили на дорогу, после чего она уже своим ходом добралась до «Чайки-Сервис». Коллеги-журналисты отправились обсуждать итоги тест-драйва за общим столом, и вот к каким выводам пришли.

На длиннобазной машине в опытном порядке применён пневмопривод включения переднего моста в «раздатке». На второй машине механизм полностью механический У забуксовавшего в песке длиннобазного Hyundai HD78 оборвало крестовину привода правого переднего колеса, в результате чего колесо заблокировалось С помощью такого домкрата осуществляется подъём кабины, значительно утяжелённой закабинным пассажирским отсеком. Обратите внимание на оригинальный механизм подъёма кабины С помощью такого домкрата осуществляется подъём кабины, значительно утяжелённой закабинным пассажирским отсеком. Обратите внимание на оригинальный механизм подъёма кабины
Технические характеристики тестируемых автомобилей
Модель ГАЗ-3308 «Тайга» Hyundai HD78 4х4 Hyundai HD78 4х4
Снаряжённая масса, кг 5115 4630 4850
Полная масса, кг
  • на переднюю ось
  • на заднюю ось
6540
2870
3700
7500
2820
4680
5300
2200
3100
Тип Грузовой автомобиль с фургоном-«вахтой» Грузовой автомобиль с автогидроподъёмником Бортовой автомобиль с КМУ
Количество мест 7 7 3
Длина, мм 7700 8200 7000
Ширина, мм 2430 2280 2350
Высота, мм 3380 3260 3800
Колёсная база, мм 4570 4835 3775
Масса перевозимого груза, кг 900 2370 н.д.
Двигатель ЯМЗ-534 (Euro 4) Hyundai D4DD (Euro 3)
Мощность, л.с. 136 140
Надстройка Автофургон-вахта Кран-манипулятор Amco Veba 808N-2S Socage T-319
Максимальный вылет стрелы, м Н.д. 7,15 17
Грузоподъёмность при max вылете, кг Н.д. 1040 80
Грузовой момент, т∙м Н.д. 7,9 Н.д.

Грузовик «Тайга» – это полноценный внедорожник, который не столько конкурирует, сколько удачно дополняет газовский «Садко», заполняя пустующую нишу комфортабельных среднетоннажных внедорожных шасси, востребованных в том числе и среди охотников и рыболовов.

Полноприводный Hyundai HD78 – не внедорожник. Перед ним стоят другие цели: он расширяет функциональность и без того востребованного шасси, чтобы можно было сочетать городскую эксплуатацию с кратковременными выездами на лёгкое бездорожье.

«Раненого» «корейца» из песчаного плена вытаскивал настоящий внедорожник «Тайга»
Комментировать ... >>