Эксклюзивные масштабные модели Александра Журавлёва
Всё началось в далёком 1991 году, когда в одном из наших музеев проходила выставка коллекционных автомоделей в масштабе 1:43. Тогда я очень интересовался масштабными моделями и собирал коллекцию. В основном это были машины отечественного производства как легковые, так и грузовые автомобили. На выставке я познакомился с моделистом Александром Визнером. Общение с этим человеком сыграло важную роль на начальном этапе.
Александр Визнер работал в музее, а в свободное время занимался изготовлением моделей автобусов 1930–1940-х годов в масштабе 1:16. Это были впечатляющие проекты, выполненные из бумаги и картона. Тогда мне казалось, что они очень большие по размерам. Модели выполнены с хорошей деталировкой: открывался капот, под которым находился двигатель, открывались двери и опускались стёкла. Всё это не могло не заинтересовать меня, 14-летнего подростка.
Первые модели из бумаги
Общий интерес постепенно сдружил нас с Александром. Он охотно делился со мной секретами своего творчества: как делалось то или это… И чем больше я узнавал, тем больше мне хотелось собрать свои модели. Мне представлялось, как я буду делать современные автобусы в масштабе 1:43, на тот момент это были ПАЗ, ЛАЗ и ЛиАЗ. Уменьшенные модели таких машин были большой редкостью. Тогда моделизм в промышленных масштабах совсем отсутствовал, а персональных мастерских было немного. Это чуть позже они стали появляться массово.
Желание иметь в коллекции уменьшенные копии автобусов было велико. И в 1992 году я создал свои первые работы: ЛАЗ-695, ЛАЗ-4202, ПАЗ-3205, КАЗ-608 «Колхида» и бортовую чехословацкую Avia A15N, сделанную по чертежам из «Моделиста-конструктора». Изготовлены они были, как у моего наставника, из бумаги и картона. Многослойно проклеенные они были достаточно прочными. Специальных материалов у меня не было, поэтому всё делалось из подручных средств: бумаги, картона, скрепок, булавок, проволоки.
Визнер, увидев мои работы, был приятно удивлён. Говорил мне, что не ожидал он такого скорого результата, да ещё в масштабе 1:43. И вообще, я видел его удивление, что можно делать автобусы, уменьшенные в 43 раза.
Мой первый успех и положительная оценка наставника подтолкнули меня к мысли об изготовлении моделей в металле, из жести методом пайки. Работа с жестью, чем-то похожая как с бумагой и картоном, поэтому я очень чётко представлял этапы моей работы. И всё же металл – это не бумага, поэтому мы с Александром договорились реализовать такой проект совместно. Вот и получился у нас в своём роде взаимообмен: Визнер натолкнул меня на мысль сделать автобусы в 43 масштабе, а я его – делать автобусы в металле.
Лёгкая рука наставника
Первой нашей совместной работой был всё тот же ЛАЗ-695 «Львов». К реализации этого проекта мы решили подойти очень основательно. Я нашёл реальный старый ЛАЗ-697 «Турист» в одном из дворов, не на ходу, но в хорошем состоянии. Мы сняли с него размеры, зарисовали детали и начался долгий мучительный процесс изготовления первой пробной модели.
Признаюсь, на тот момент Александр играл ведущую роль в нашей работе, он был старше и опытнее. Стоит сказать, что он отличался очень общительным характером, у него на квартире постоянно собирались коллекционеры города Петропавловска (Северо-Казахстанская область), в котором мы тогда жили. Своего рода был клуб коллекционеров.
Среди любителей масштабных моделей встречались умельцы, которые пытались что-то делать своими руками. Например, Виталий Капустин собирал полуприцепы к грузовикам, Юрий Родионов делал конверсии и переделки на базе «Элекона» КамАЗы, «Уралы» и другие машины. И у всех можно было чему-то поучиться, что-то подсмотреть. Да и простое общение приносило много удовольствия. Тогда, в 1990-е годы, в Екатеринбурге проходили слёты коллекционеров-моделистов, иногда мы ездили всей компанией, было не только интересно, но и познавательно – там мы часто получали конкретные ответы на интересующие вопросы от мастеров представленных работ.
На волне творческого подъёма
Самостоятельно я начал работать с металлом в 1995 году. Первые чертежи я разрабатывал по фото и известным мне размерам, собранным из различных источников. Так появились грузовики ЗИЛ-4331 и КрАЗ-255, джип Willys MB времён ВОВ, уменьшенные в 43 раза. Теперь я понимаю, что они были не без недостатков, но тогда они мне казались неплохими для начала.
На этой волне творческого подъёма у меня возникла интересная задумка. В нашем районе недалеко от меня находилась автобаза, я решил туда наведаться. На территорию меня впустили с большим трудом, только после долгих объяснений и уговоров. Но разрешили сфотографировать, зарисовать и даже снять замеры с грузовиков и автокранов. Это была большая удача, ведь во времена СССР такое позволяли редко. Так у меня появились подробные данные о машинах КрАЗ-257, МАЗ-500 и ЗИЛ-130. Некоторое время спустя, когда я продемонстрировал работникам базы свои модели ручной работы, меня уже принимали как родного. Но, к сожалению, работу по автокрану на шасси КрАЗ-257 я так и не доделал…
Военная красота
Дальнейшее моё направление творческой деятельности сформировала случайная находка. Как-то мне попались журналы «Техника – молодёжи», я сразу обратил внимание на серию публикаций о танках с рисунками Михаила Петровского. Его ортогональные проекции на меня произвели колоссальное впечатление. Эти красочные иллюстрации завораживали, в облике танков было нечто загадочное – неописуемая мощь и в то же время красота. Мне тогда почему-то вспомнились слова Микеланджело Буонарроти: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее». Мне тоже так захотелось, и в 1996 году многое увиденное в журнале я воплотил в миниатюрах танков Т-54, ПТ-76, Т-10, а затем Т-72 и КВ-1-2. На этом я не остановился, затем моя творческая страсть была реализована и в бронетранспортёрах БТР-152, БТР-80 и БТР-40. Так я увлёкся военной тематикой в 43-м масштабе, и она стала ведущей.
Многие, недоумевая, говорили: «Зачем ты этим занимаешься? Эта тема в 35-м и 72-м масштабах собирается из пластмассовых наборов. А тут 43… да ещё в металле – весьма трудоёмкий процесс изготовления». Я и сейчас не могу объяснить, откуда такая тяга, но мне хотелось делать бронетехнику именно в этом масштабе, наравне с легковыми и грузовыми моделями автомобилей.
Трудности по сбору информации и подготовке чертежей у меня были иногда непреодолимые. В то время Интернет отсутствовал, источником информации в основном служили журналы «Моделист-конструктор», «Техника – молодёжи», «М-хобби». Я архивировал любые фото бронетехники, попадающиеся в газетах или журналах. С появлением сети Интернет стало проще, сейчас можно найти всё.
Только творчество и ничего кроме...
Знаковыми для меня стали 2002–2003 годы, когда в Санкт-Петербурге я познакомился с интересными людьми: Володей Михайловым и Володей Колисниченко. Побывав у них в мастерской, я пополнил свои знания очень интересным багажом. Качество моих моделей заметно улучшилось, за это я Вованам особенно благодарен, и всегда с теплотой вспоминаю то время.
Там же, в Северной столице, находится интересный Военно-исторический музей артиллерии с образцами военной техники. Я посещал его неоднократно. Архив мой заметно вырос, благодаря собранным фото, материалам с разных выставок, публикациям и источникам из Интернета, уже было проще самому разрабатывать чертежи и выполнять по ним работу.
Главными материалами в моей творческой работе стали жесть, олово, белый металл, латунь, медь, стеклотекстолит, реже полистирол – всё вырезается, гнётся, паяется. По сей день я придерживаюсь только ручной работы, без применения 3D-технологий, лазерных нарезок и прочего. Чем больше технологий, тем меньше прелести ручной работы. Я художник по образованию и полностью ассоциирую себя с этой профессией. Можно ли представить живописца, пишущего картину на станке при помощи новых технологий? Совершенно невозможно! Так и в моём случае.
Возможно, от такого кустарного производства мои модели в чём-то проигрывают, но выигрывают они в большей степени – они живые, натуральные, неповторимые. Каждый реализует свой творческий потенциал по-своему, я реализую себя так. Безусловно, работа с металлом трудоёмкая, например, на изготовление модели танка может уйти месяц, а то и больше. Но я вспоминал о трудностях, только когда уже закончил модель, а в процессе всё это сглаживается, так как меня ведёт творчество и только оно имеет значение.
Многообразию нет конца
Все мои модели танков стендовые, у них поворачиваются башни. Пушка, спаренная с пулемётом и прожектором, зенитный пулемёт, антенны, баки, бревно – всё съёмное. Количество контейнеров на Т-72Б соответствует оригиналу – 227 штук, прицел стеклянный, бревно сзади в корме деревянное, брезент-ткань. Всё, как на настоящем танке, только уменьшенное в 43 раза.
Увлечение бронетехникой совершенно логично привело к идее прилагать к ним тягачи с 2- и 3-осными полуприцепами МАЗ-535, МАЗ-537, КЗКТ-7428 «Русич». Ведь именно на них перевозят военную технику! Это сейчас, при изобилии любых моделей, коллекционеры стали избалованными и трудно кого-то чем-то удивить. Но тогда, в 1990-х, такие машины вместе с танками смотрелись впечатляюще.
Я не оставлял тему грузовиков до появления SSM, АИста и НАПа. Делал модели конверсии и переделки, которых не было в промышленном производстве на базе «Элекона»: ЗИЛ-131, «Урал-375», «Урал-4320», КамАЗ-4310. На шасси этих машин появлялись самые различные варианты: кунги, цистерны, кузова, прицепы. Все они связаны с военной тематикой.
Потом появились бронированные «Уралы» и КамАЗы. Интересными получились модели кунгов и вахтовые автобусы на шасси автомобиля «Урал». У них открывались двери, откидывались лестницы, внутри проработана деталировка салона, сымитирована обшивка стен крыши, поручни, лампы, медицинская. аптечка и др. На машинах техпомощи МТП-2А крановая стрела с крюком и тросами была съёмной.
С середины 1990-х годов, как стал работать с металлом, я собрал много разных моделей: БТР-40, БТР-50, БТР-152, БТР-60, БТР-70, БТР-80, БТР-90, а также боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2, БМП-3; танки и модификации: ПТ-76, Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90. Интересными получились машины на базе Т-54, БТС-2, БТС-4, ВТ-55. Самоходная установка СУ-122-54, зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2. Сейчас работаю над моделями на базе Т-72 БРЭМ-1 (бронированная ремонтно-эвакуационная машина) и ТОС-1 «Буратино» (тяжёлая огнемётная система).
Дальнейшие планы пусть пока останутся «военной тайной», скажу только одно – задумок очень много, и если реализую их, то обязательно расскажу. Я открыт для контактов, пишите, буду рад: a-zhur3@mail.ru