Новые КП ZF EcoTronic mid российского производства для КАМАЗ-65115
Концерн ZF запустил серийное производство новых КП модели EcoTronic mid для грузовых автомобилей КАМАЗ. ПАО «КАМАЗ» устанавливает эту автоматизированную КП на модель КАМАЗ-65115.
В прошлом году с конвейера камского автогиганта сошло почти 40 000 автомобилей. Уже несколько лет подряд «КАМАЗ» предпринимает активные попытки внедрения импортных двигателей на свои автомобили, что требует и соответствующего конструктива в трансмиссии. Главным партнёром в этом непростом деле выступает знаменитая немецкая компания ZF Friedrihshafen AG. Примерно половина продукции «КАМАЗа» оснащена коробками передач ZF, произведёнными в Набережных Челнах, но с августа прошлого года теперь здесь устанавливают и автоматизированные КП на среднетоннажное семейство 65115, достойные отдельного упоминания.
Установка: | горизонтально слева |
Картер сцепления: | SAE 1, (отдельный) |
Корпус: | литой под давлением алюминиевый |
Впервые же на «КАМАЗе» автоматизированные КП, но другой модели – ZF-AS Tronic, начали устанавливать на седельные тягачи КАМАЗ-5490. После успешного внедрения автоматизированной КП в крупнотоннажные грузовики возникла идея оснастить «автоматикой» и средний тоннаж. Подобная концепция – ответ ZF на возросший во всём мире спрос на автоматизированные трансмиссии в сегменте грузового транспорта. Устанавливая ZF-EcoTronic mid, «КАМАЗ» получает существенные технические и конкурентные преимущества, так как у нас в стране на грузовиках до сих пор преобладают механические КП.
Быстрый старт
С хорошо известным немецким производителем КП и ведущих мостов, элементов подвески, привода и трансмиссий для легковых и коммерческих автомобилей Zahnrad Fabrik камский автогигант начал сотрудничать ещё в 1990-е, но в 2005 году принято решение о создании собственного производства в Набережных Челнах. Это первый совместный проект «КАМАЗа» с участием иностранного партнёра. Официальное открытие, где и был произведён запуск сборочного конвейера, состоялось 23 ноября 2005 года. Доли основных учредителей этого совместного предприятия распределились следующим образом: ZF Friedrihshafen AG – 51%, ПAO «КАМАЗ» – 49%.
В сети производственных филиалов концерна ZF Friedrihshafen AG, находящихся по всему миру, есть только два предприятия, имеющие смешанный конвейер. Один из них – во Фридрихсхафене (Германия), другой – в СП «ЦФ КАМА» в Набережных Челнах (Россия, Татарстан). Такой конвейер позволяет выпускать одновременно два вида коробок передач – 9-ступенчатую ZF Ecomid и 16-ступенчатую КП ZF Ecosplit.
Неожиданное развитие
Ecomid – название современного семейства КП марки ZF для грузовых автомобилей средней грузоподъёмности. Эта 9-ступенчатая коробка передач для универсального использования помогает решать задачи, связанные с маневрированием в ограниченном пространстве благодаря наличию «ползучей» передачи. Именно эта модель КП легла в основу создания автоматизированной версии для камских грузовиков.
Разработка и техническая адаптация ZF-EcoTronic mid проведены в Фридрихсхафене. В рамках проекта собрано два одинаковых грузовых автомобиля КАМАЗ-65115, один из них проходил испытания в России, второй в Германии. Испытания проводились водителями и инженерами ZF Friedrihshafen AG. С российской стороны автомобиль испытывал НТЦ «КАМАЗ» при поддержке инженеров «ЦФ КАМА». Для испытаний КАМАЗ-65115 с автоматизированной коробкой ZF-EcoTronic использовались разные типы автодорог: городские улицы, дороги общего пользования, технологические пути в условиях полигона. По итогам испытаний руководство ПАО «КАМАЗ» одобрило установку ZF-EcoTronic на автомобилях КАМАЗ-65115.
Некоторые технические подробности
За счёт минимальных конструктивных изменений базовой версии и добавления механизмов автоматизации Add-on в линейке продукции ZF появилось оптимальное решение при относительно небольших затратах. В зависимости от исполнения ZF EcoTronic mid рассчитана на входной крутящий момент от 900 до 1500 Нм. Для возможности электронного управления КП изменениям подверглись синхронизаторы, механизмы выключения сцепления и выбора передач. Электронный блок выполнен на той же программной платформе, что и блок управления коробкой передач TraKson – самой современной автоматизированной КП ZF для тяжёлых грузовиков. Особенностью разработки трансмиссии EcoTronic mid стало последовательное применение инженерами ZF принципа «design to market», при котором упор делается на уже имеющиеся детали локального производства и лёгкость в обслуживании.
При разработке и планировании производства данного агрегата учитывались требования рынков, где экономичность играет важную роль. Поэтому базой для данной системы была выбрана модель ZF-Ecomid, которую производят на четырёх заводах на трёх континентах, и пользуется спросом во всём мире. Высокий уровень локализации производства был сохранён и для модифицированной EcoTronic mid. Автоматизированную КП для среднетоннажных грузовиков устанавливают на автомобили КАМАЗ-65115 с конца августа 2017 года.