Масштабные модели студии «Колесо»
После публикации статьи «Украинское «Колесо» в редакцию журнала пришло большое количество писем от читателей с пожеланиями узнать о других работах мастерской. В моей практике подобного не случалось. Обычно после общения с мастером или представителем компании, создающих масштабные модели, готовится материал, и, несмотря на возникновение приятных и дружеских отношений с героями, общение с ними становится реже. В этом же случае мне пришлось ещё раз обратиться к Александру Быстрому – основателю мастерской по производству масштабных моделей из Киева и подробнее рассказать о других его масштабных моделях. Мне очень приятно сделать это сегодня.
Блиц-модели
В начале 2012 года Александр получил заказ на изготовление небольшой партии копии Opel Blitz 3.6-47 NR Ludewig. Это была интересная работа, к которой на разных этапах привлекалось одиннадцать человек. Около шести месяцев потрачено на поиск и систематизацию информации. Чтобы погрузиться в эпоху, во время работы Александр просмотрел множество художественных фильмов о Великой Отечественной войне, изучил большой объём кинохроники. При этом дотошно анализировал данные по частям и корпусам дивизий, в которых использовался прототип копии.
В результате к началу лета 2012 года был создан ограниченный тираж (около 40 штук) Opel Blitz 3.6-47 NR Ludewig в различных вариантах окраски, с реальными номерами и обозначениями немецких частей. Изготовлением фототравленых деталей и сборкой багажников на крыше занимался Влад Егоренко. Александр Быстрый планировал сделать ещё две модификации автобуса Opel Blitz, одну даже с прицепом, используемым в частях «Лиса пустыни» генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля, но из-за отсутствия заказов от этой идеи пришлось отказаться. Зато серию чуть продолжили, расширив гамму гражданскими вариантами, включая трофейные фургоны, работавшие после войны в Москве.
Советские раритеты
По окончании работ над Opel Blitz все силы Александр и его помощники направили на создание копии СП-36 – автомобиля, создававшегося на базе модифицированного шасси полуторки ГАЗ-АА в гаражах московской «Скорой помощи». Коллектив студии «Колесо» не первый, кто приложил руку к производству данной модели, но их вариант, появившийся осенью 2012 года, наиболее удачный, так как создавался он по редкому фото, на котором более чётко представлен вид этого автомобиля спереди. Масштабная модель, помимо других интересных особенностей, имеет шикарно проработанную облицовку радиатора, изготовленную Владом Егоренко.
Конец 2012 года был целиком посвящён исследованиям и поискам информации об автомобиле ЗИС МАБ МКИМ для транспортировки мясных изделий, сконструированный специалистами мастерских автобазы московского мясокомбината им. Микояна. Изотермический фургон с обтекаемым кузовом «стримлайн» собран на ходовой части автобуса ЗИС-8, его каркас делали из дерева и обшивали металлическими листами. В пяти отсеках фургона располагалось 64 выдвижных лотка с продукцией.
Изучив огромный объём материалов о самом мясокомбинате, его мастерских и т. п., кроме единственного рисунка из журнала «За рулём» с характеристиками и эталонной фотографии из старого журнала, сходу ничего найти не удалось. Зато случайно удалось заполучить информацию и несколько фото ГАЗ-АА «люкс», автомобиля для перевозки хлеба, прототип которого также создали в мастерских мясокомбината им. Микояна.
В результате благодаря Александру Быстрому и его коллегам, коллекционеры смогли поставить рядом с копией традиционного фургончика, используемого для перевозки хлеба и многим известного по появлению в многосерийном фильме «Место встречи изменить нельзя», и его «люксовый» вариант. Для изготовления копии ГАЗ-АА «люкс» использовали фары, бамперы, резину и элементы салона от масштабной модели ГАЗ-03-30, вышедшей в серии «Наш Автопром», и опять же благодаря Владу Егоренко, машина была оснащена фототравлеными деталями, выгодно приближающими её к прототипу. В 2014 году планируется выпустить дополнительный тираж копии ГАЗ-АА «люкс», который конечно же будет чуть лучше предыдущей, потому что Александру не интересно повторяться.
Конверсии автолегенд
По окончании работ над «люксовым» вариантом хлебного фургона в конце 2012 года сразу же решили пустить в ход оставшиеся кузова и детали от масштабной модели ГАЗ-03-30 (ГАЗ-3) из серии «Наш Автопром». После изготовления нового днища получилось собрать несколько вариантов копии автобусов ГАЗ-05-193 и ГАЗ-05-194, отличающихся друг от друга расцветкой и другими мелочами, делающими каждую модель эксклюзивной в своем роде, как и каждый настоящий прототип, использовавшиийся как в частях Красной Армии, так и в качестве трофеев в войсках нацистской Германии.
В начале 2013 года студия «Колесо» получила заказ на создание конверсии модели ГАЗ-21Р «Волга» из серии «Автолегенды СССР», выпускаемой издательством De Agostini. Необходимо было изготовить копию автомобиля ГАЗ-21 «Кемпер», производившегося в единичных экземплярах в Бельгии фирмой Scaldia. В результате появилась ещё одна интересная модель, хорошо встреченная любителями копий автомобилей СССР и модификаций ГАЗ-21.
Получив интересный опыт с ГАЗ-21 «Кемпер», дальнейшими интересными миниатюрами от студии Колесо» стали глубокие конверсии масштабных моделей серии «Автолегенды СССР». Благодаря этому в течение 2013 года появились копии инспекционной автомотрисы ЗИМ-12 Гайвороновского отд. УЖД, первого автомобиля Ульяновского автозавода вагонной компоновки УАЗ-450 санитарный и с прицепом УАЗ-474 образца 1956 года (начальный тираж так быстро распродали, что пришлось выпустить дополнительный).
Обращают внимание целый набор вариантов ЗИС-110: эмбюленс «скорой медицинской помощи», катафалк и киносъёмочный универсал с 35-мм камерами «Конвас-автомат» 1КСР-1М, прототип которого был разработан в 1969 году на Центральной автобазе Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР и получивший положительные отзывы операторов и других специалистов на «Центрнаучфильме», киностудии им. Горького, ЦСДФ и «Мосфильме». Все созданные модели, можно сказать, традиционно хорошо передают форму реальных прототипов и обладают необходимым набором фототравленых деталей, подчёркивающих основное оснащение настоящих автомобилей.
Свежие хиты сезона
Среди новинок первой половины 2014 года студии «Колесо» можно отметить копии прототипа ГАЗ-13, прозванного в народе «ослобык», и аэросаней «Север-2». Прототипом первой модели являлся автомобиль, небольшую серию которого кустарным способом собирали на одном из военных заводов для генералитета и руководителей СССР среднего звена. По сути, это ГАЗ-13 «Чайка» с кузовом от ЗИМ-12, что позволяло особенно «хитрым» чиновникам среднего уровня использовать быстроту, плавность хода, комфортабельность и другие преимущества новой «Чайки», не полагавшейся им по статусу, а внешне не отличаться от своих менее хватких коллег, использующих для перемещения устаревший на тот момент ЗИМ-12.
Прототипом масштабной модели «Север-2» являются аэросани, созданные в конце 1950-х годов прошлого века и заменившие в районах Крайнего Севера собачьи и оленьи упряжки, применяемые для доставки почты, пассажиров и небольших грузов. Чтобы удешевить конструкцию аэросаней, при серийном изготовлении использовали широкий перечень серийных узлов, деталей и кузова «Победа» и Warszawa M20. Амортизационные стойки задних лыж приспособили от вертолёта Ка-15, жалюзи охлаждения двигателя и сам двигатель АИ-14 разработки КБ Ивченко от самолёта Як-12 и другие. Специально приходилось изготовлять только лыжи, мотораму, бензобаки, монтируемые под передними крыльями, и кое-какие агрегаты оборудования. Освободившееся от автомотора подкапотное пространство превратили в багажник. Масштабная модель от студии «Колесо» получилась достаточно удачной, и для её создания пришлось сделать несколько больше усилий, чем инженерам, компонующим реальный прототип. Поскольку польские легковушки «Варшава» выпускали по лицензии советской «Победы», то в качестве донора для модели сгодился кузов от модели ГАЗ-М20 из серии «Автолегенды СССР». Александру пришлось самостоятельно создавать лыжи, подвеску, имитацию авиационного двигателя, видоизменять кузов и многое другое, но результат того стоит. А малый тираж (всего 30 штук) заставляет поторопиться любителям копий столь экзотических транспортных средств.
Надеюсь, копия аэросаней «Север-2» будет не последней в ассортименте студии «Колесо», и наверняка уже есть новые планы у Александра Быстрого и его коллег, поэтому в будущем мы обязательно вернёмся к их продукции и так же внимательно её изучим.