Опубликовано: ГП 03-2014
Москвич-416
Украинское «Колесо» (Часть 1)

Масштабные модели студии «Колесо»

Дмитрий Лисин,
Фото студии «Колесо»

Как в далёком прошлом, так и в наши дни, многие люди верят, что гениальные идеи физически окружают нас, как радиоволны или магнитные поля, и стоит лишь только правильно настроиться на них, тут же пойманная идея неминуемо превратится в новое революционное изобретение, метод решения или доказательства ранее нерешаемых задач или теорем, лекарство от ранее неизлечимой болезни и т.п.

События мировой истории подтверждают эти теории, например среди изобретателей радио в истории сохранилось несколько человек: в США – это Никола Тесла, в России – А.С. Попов, в Италии – Г. Маркони, и это далеко не полный список. В одно и то же время учёные на разных континентах работали над выделением и промышленным получением пенициллина, да и по интересующей нас теме так доподлинно неизвестно, кто и когда всё же создал колесо или первый автомобиль. По колесу нет ясности до сих пор, с автомобилем же решили договориться, выбрав в качестве создателя человека, получившего первым патент на это изобретение, – Карла Бенца. Поэтому неудивительно, что подобные вещи встречаются и при производстве масштабных моделей. Так случилось и в 2011 году.

Александр Быстрый из Киева начал интересоваться техникой с того момента, как родители купили ему первый велосипед, модели же автомобилей в масштабе 1:43 привлекли его внимание в первом классе. Это неудивительно для мальчишки тогдашнего СССР, который читал журналы «Юный техник» и «Моделист-конструктор».

Москвич-415

Конечно же Александр попробовал свои силы в кружке модельного творчества, но, как часто бывает у многих детей, возможность свободно распоряжаться своим временем после школы взяла верх над обязанностью посещать занятия три раза в неделю вместе со сверстниками. Но создавать что-то своё Саша не бросил, всё время что-то пилил, мастерил, приобретал навыки чтения чертежей, осваивал описанные в журналах технологии, познавал свойства материалов, методов их обработки, экспериментировал с различными инструментами.

Проживавшему в Киеве мальчику, может быть, несколько проще было доставать себе в коллекцию новые копии автомобилей, нежели его сверстникам из других не столичных городов бывшего Союза, но Александру всё равно этого было мало. И он изготавливал новые модели автомобилей и их модификации для себя, вначале в качестве основы используя детали выпускаемых на тот период копий автомобилей, перепиливая кузова, создавая новые варианты окраски и компоновки.

Москвич-415С

Вообще, пока никто из специалистов, увлекающихся моделями автомобилей, не может объяснить феномен, почему около 80% мелкосерийных мастерских или мастеров-одиночек бывшего СССР, выпускающих копии автомобильной и другой техники в разных масштабах, расположены на Украине или имеют украинские корни? Какие предпосылки были там созданы? Возможно, влияние местного клубного движения? Но оно никогда сильно не выделялось своей активностью, например первые слёты любителей 43-го масштаба были в Екатеринбурге, а самая крупная площадка по обмену – продаже находилась в московском клубе.

Может, повлияло создание первого музея масштабных моделей? Но он был создан гораздо позже, чем начался процесс мелкосерийного производства на Украине, а просуществовал музей менее двух лет. Этот вопрос заслуживает отдельного интересного исследования.

Москвич-431

А мы вернёмся к Александру. Со временем став дипломированным инженером, достигнув уже определённого мастерства в создании интересных копий автомобилей, которые он делал теперь уже не только для себя, но и для своих друзей, знакомых, он решил организовать настоящее мелкосерийное производство. Чтобы всё было на уровне – качество, упаковка, ассортимент и определённый тираж. Понимая, что одному не справиться, Александр установил взаимоотношения с коллегами, согласившимися ему помочь. Так и возник в 2011 году новый производитель моделей автомобилей в масштабе 1:43 – студия «Колесо».

В качестве прототипов будущих миниатюр решили выбирать редкие советские автомобили и автомобили других стран, выпускавшиеся в XX веке, копии которых в 43-м масштабе никем не производились. Первой моделью должна была стать копия полноприводного автомобиля «Москвич-416», прототип которого в середине пятидесятых годов прошлого века под руководством И.А. Гладилина был спроектирован и создан на МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей – именно так назывался с 1945 по 1968 г. автозавод в Москве, на котором выпускались автомобили «Москвич»). Несмотря на довольно удачную конструкцию и успешно пройденные испытания, этот автомобиль так и не был доведён до серийного производства из-за отсутствия финансирования и производственных мощностей.

Вот тут и стоит вспомнить первый абзац нашего материала и то, что гениальные идеи кружат где-то вокруг нас. Дело в том, что среди коллекционеров, интересующихся копиями автомобилей СССР, в начале 2011 года появились слухи, что некто собирается создать модель «Москвича-416», единственный экземпляр которого находился в коллекции московского музея «Авторевю».

Фургон Москвич-400-420К
Фургон Москвич-400-420К

Информация о том, что идёт поиск чертежей, данных об окраске автомобиля, косвенно подтверждалась кругами, близкими к сотрудникам музея «Авторевю» и к Михаилу Красинцу, частному коллекционеру, собрание которого находится в деревне Черноусово Тульской области.

В июле 2011 года представители вновь созданной в Москве мастерской «Prommodel43» анонсировали свои планы по выпуску масштабных моделей, и первой в их списке была указана копия «Москвич-416». Новинки планировалось изготовлять промышленным способом в Китае, причём кузов из металла, колёса из резины, мелкие детали из пластика.

Наконец у коллекционеров появилась определённость, и все стали ждать выхода новинок в свет. Первые модели появились в конце июля – начале августа, но, как оказалось, эта продукция принадлежала не «Prommodel43», а студии «Колесо». Александр Быстрый вместе с коллегами оправдал свою фамилию, и они стали первыми, кто сделал копию автомобиля «Москвич-416» в масштабе 1:43 (фото на заставке).

В отличие от «Prommodel43» миниатюры студии «Колесо» были выполнены из французской смолы. Основываясь на фотографиях, информации из открытых источников и из Интернета, Александр изготовил мастер-модель дома самостоятельно, используя для этого модельный пластик, всевозможные подручные средства и обычный набор инструментов от ножовки и напильника до бормашины и наждачной бумаги.

Автомотриса с кузовом ЗИМ-12

По созданной мастер-модели знакомый литейщик изготовил формы деталей и их отливки, а элементы фототравления на основе размеров и чертежей Александра Быстрого создал Влад Егоренко. После финишной обработки и подгонки всех деталей Александр передал их для покраски ещё одному своему коллеге, а окончательную сборку всех экземпляров модели взял на себя. Параллельно в типографии изготовлялись картонные коробки для каждой копии автомобиля. Дебют состоялся! Весь тираж «Москвич-416» был распродан менее чем за полгода.

С тех пор в технологическом процессе студии «Колесо» ничего не изменилось ни во взаимодействии, ни в методах, ни в типе применяемых материалов. Разве только вместо картонных коробок все модели теперь комплектуются боксами, поставляемыми другой известной украинской мастерской «Миниклассик», а для создания различных деталей, наносимых Александром при сборке на готовые модели, привлекается коллега из Донецка.

Благодаря стараниям Александра Быстрого и его коллег за три года студия «Колесо» выпустила немало копий автомобилей «Москвич» (416, 415, 415С, 431, 411, 429, 400 фургон), «ГАЗ» (СП-36, 05-194/193, АА «люкс» перевозка хлеба, 21 Кемпер, ААА радиолокационная станция), Opel Blitz 3.6-47 NR Ludewig, ЯАЗ-214 «Аэрофлот», «УАЗ-450» санитарный и с прицепом «УАЗ-474» образца 1956 года, Автомотриса ЗИМ-12 Гайвороновского отд. УЖД, «ЗИС-110» киносъёмочный.

Александр Быстрый

Тираж каждой модели менее 50 штук, поэтому большинство из них уже нашли своих хозяев в разных уголках нашей планеты. Александр достаточно критично относится к результатам своего труда, со вниманием воспринимает конструктивную критику и постоянно ищет возможность максимально близко приблизить создаваемую модель к её прототипу. Он всегда идёт навстречу коллекционерам, помогает восстанавливать мелкие детали, которые периодически теряются при пересылке, делает скидки, рассматривает и реагирует на претензии, которые очень редко, но всё же бывают.

Сейчас Александр Быстрый – коллекционер со стажем. У него более 500 различных моделей, в основном любимого им с детства саратовского производства и, конечно, собственного изготовления. Студия «Колесо» – признанный производитель со своими фанатами, новыми планами, которые, я уверен, ещё удивят многих. Будем ждать!

Комментировать ... >>