Опубликовано: ГП 02-2018
Тест-драйв Scania S500 A4x2NA Sunny Yellow
Тёплый уют дальнобойного быта

Седельный тягач Scania S500 A4x2NA Sunny Yellow

Даниил Минаев, фото автора
Производитель: Scania AB (Швеция)
Модель: Scania S500 A4x2NA Sunny Yellow
Год выпуска: 2017

Автопоезд с грузом оборудования для хлебопекарной промышленности выполнял международный рейс. Он покинул страну загрузки – Италию, плавно выкатился за пределы Евросоюза и взял курс на восток, за Урал. Долгий длинный рейс стал мишенью для охоты на эту цель – тягачом этой сцепки была новейшая Scania S500 4x2 NA, которых в России всего 3 штуки!

Декабрьская погода в Поволжье удивляла разнообразием. За неполные сутки снег с дождём неоднократно приносил на трассу гололедицу, но спустя сотню километров нас встречала ясная погода и сухой асфальт, который через час пути превращался в скользкую наледь, видимость падала до минимума в туманной дымке, а с полей угрожающе насвистывал боковой ветер. И я понял, что это не будет классический тест-драйв на дорогах общего пользования. Не пригоден чумазый грузовик и для идеальной фотосессии.

Ночь

Старт со стоянки запланирован на 4 часа утра, на улице лёгкий морозец и искрящийся в свете неоновых фонарей уличного освещения снежок. Зябко, очень не хочется лишний раз покидать тёплую кабину, наглухо задраенную от посторонних взглядов плотными шторами. Двигатель не пускался уже почти десять часов, но автономный отопитель жидкостного типа, интегрированный в систему климат-контроля делает своё дело почти никак не проявляя себя, даже вентилятора почти не слышно.

Наглядное соотношение высоты кабины CS 20H с ровным полом – рост Константина 190 см
Большое количество необходимых ниш и полочек

Аккуратно интересуюсь у моего коллеги Константина, не сильно ли просаживает столь длительная работа «автономки» аккумуляторы? В ответ он молча поворачивает ключ зажигания, и бодрый стартёр мгновенно пускает холодный движок. Тогда я подумал вот о чём. Прогресс – это не всегда громкий и шумный, иногда сносящий всё на своём пути поток инноваций. В автомобильной технике это чаще идеализация, оптимизация работы уже давно изобретённых и много лет используемых систем, приборов, агрегатов. И вот наглядный пример: ещё несколько лет назад жидкостное автономное отопление было довольно дорогой опцией, при этом требующей постоянного контроля и бережливого обращения, а в этой новенькой «Скании» знай себе жми на кнопки, выбирая желаемую температуру в кабине…

Серая дымка занимающегося рассвета встречает нас на территории Чувашии.

Тест-драйв Scania S500 A4x2NA Sunny Yellow

Утро

Если держать скорость около 80 км / ч, то средняя путевая по показаниям бортового компьютера равна 62 км / ч, загрузка – 10 т, средний расход топлива 25,9 л на сотню километров пути. Несмотря на далеко не идеальный асфальт в таком режиме автопоезд монолитно стабилен, рулевое колесо просто лежит в обхвате ладони, практически не прося никаких корректирующих действий, а новая подвеска передней оси тягача на параболических рессорах в сочетании с новой пневмоподвеской кабины с амортизатором гашения поперечных колебаний изолируют её обитателей от всяких дорожных колкостей.

Трансмиссионная перспектива: спереди применена грязезащита, которая одновременно выполняет и аэродинамическую функцию Трансмиссионная перспектива: спереди применена грязезащита, которая одновременно выполняет и аэродинамическую функцию

Эти обстоятельства навевают дремоту, самую опасную на переломе дня и ночи, поэтому останавливаемся и идём пить кофе, а заодно осмотрим фуру. Шины, ходовая, тент, освещение, долить стеклоомыватель – привычная карта проверок дальнобойщика. Протереть стёкла и зеркала? А вот не требуется! Ещё одно достижение нового поколения Scania: многочисленные часы проведённых испытаний и доводочных работ в аэродинамической трубе позволили избежать попадания грязи на боковые стёкла и зеркала. Чтобы убедиться в этом, я выполнил целую серию фотографий через несколько отрезков пути. Не верите на слово – смотрите фотоотчёт.

Мне захотелось заглянуть под капот. Как и ожидалось, шофёру делать там нечего. Разве что долить антифриз, да и то, если необходимость этого покажет индикация на панели приборов. Любопытно смотрится почти полное отсутствие жгутов электропроводки – Scania S500 4x2 NA полностью во власти мультиплекса! Аэродинамика и принципиально новая электронная архитектура – лишь некоторые из плодов совместной работы с головным концерном из Вольфсбурга, в который сегодня входит уважаемая шведская марка из Сёдертелье. Расскажу об этом подробнее.

Власть мультиплекса избавила от пучков проводов всё подкапотное пространство, а контроль уровня моторного масла нужно осуществлять по приборам либо придётся поднять кабину

День

Scania во все времена любили водители за просторную кабину и отличный обзор, благодаря вертикальным передним стойкам. Новое поколение дополнило эти достоинства некой ноткой изящества, присущей немецким легковым автомобилям. Соотношение регулировок водительского кресла и рулевой колонки позволяет играть буквально в ролевые игры. Я не шучу. Вспомните классические типы посадок водителя легкового авто (низкое сиденье, почти вертикальный руль), водителя автобуса (сиденье высоко, горизонтальный руль снизу), водитель ретрогрузовика (сиденье близко к рулевой колонке, вертикальный руль снизу) и так далее. Всё это можно без труда реализовать, обустроившись на рабочем месте Scania S500 4x2 NA 2017 года выпуска.

Среди прочей важной информации на центральном дисплее – остаток времени по режиму труда и отдыха – удобно!
Среди прочей важной информации на центральном дисплее – остаток времени по режиму труда и отдыха – удобно!
Среди прочей важной информации на центральном дисплее – остаток времени по режиму труда и отдыха – удобно!
Рабочее место сравнимо с премиальными легковыми автомобилями
Оборудование кабины CS 20H: верхнее спальное место шириной 800 мм, нижний «спальник» раздвижной шириной от 800 до 1000 мм, стояночный кондиционер, холодильник и, естественно, бессчётное количество ниш и полочек Оборудование кабины CS 20H: верхнее спальное место шириной 800 мм, нижний «спальник» раздвижной шириной от 800 до 1000 мм, стояночный кондиционер, холодильник и, естественно, бессчётное количество ниш и полочек

Заметьте, я не пишу привычным штампом о достаточном диапазоне регулировок, чтобы удобно устроиться за рулём. Посадка просто любая, какую захотите, автомобиль ничего не навязывает. Само собой разумеется, что клавиши приборной панели поделены на функциональные зоны, а приборы неплохо читаются. Теперь ещё о немецком в шведском.

Центральный переключатель света на дверной карте по левую руку водителя. С ним в едином блоке клавиши противотуманок, настройки и обогрева зеркал, служебного освещения сцепной станции, регулировки яркости подсветки приборов
Проверено на практике: зеркала и боковые стёкла очень долго способны сопротивляться зимней дорожной грязи

Подрулевой рычаг указателей поворота получил дополнительно не фиксируемое положение: при лёгком качании происходит кратковременное включение сигнала на пять проблесков. Центральный переключатель света переехал на дверную карту по левую руку водителя – давняя немецкая традиция. С ним в едином блоке сгруппированы клавиши «противотуманок», настройки и обогрева зеркал, служебного освещения сцепной станции, регулировки яркости подсветки приборов. Электропривод получили не только основные зеркала, но и «зеркало бордюра», и «зеркало переднего бампера».

За изучением многочисленного оборудования и остановками для фотосъёмки незаметно пролетел короткий декабрьский день. Осталась за спиной столица Татарстана Казань, четырёхполосное шоссе сменила «двухлинейка» с признаками вялотекущей реконструкции и надеждой на расширение. Скоро мне придётся расстаться с отличным грузовиком и его первым пилотом – одним из лучших водителей компании «Траско» Константином Булацким, который любит порядок во всём и привык дотошно разбираться во всех технических и не только аспектах сложнейшей работы водителя-международника. Но пока ещё у меня есть время, пробежимся кратко по материальной части новинки.

Обилие розеток и USB-разъёмов для подзарядки гаджетов, они расположены и на приборной панели как со стороны водителя, так и со стороны пассажира, на задней стенке, и даже за водительским сидением, рядом с холодильником Обилие розеток и USB-разъёмов для подзарядки гаджетов, они расположены и на приборной панели как со стороны водителя, так и со стороны пассажира, на задней стенке, и даже за водительским сидением, рядом с холодильником Обилие розеток и USB-разъёмов для подзарядки гаджетов, они расположены и на приборной панели как со стороны водителя, так и со стороны пассажира, на задней стенке, и даже за водительским сидением, рядом с холодильником

Вечер

У нового поколения Scania S500 A 4x2 NA новый двигатель модели DC13 155 – рядный, шестицилиндровый, шестого экологического класса, оснащённый системой впрыска XPI и нейтрализацией отработавших газов по SCR технологии. Принципиальное отличие от предыдущего поколения – отказ от системы рециркуляции отработавших газов EGR, а также от турбокомпрессора с изменяемой геометрией. Степень сжатия увеличена с 17,6 до 20,0. Переработан процесс сгорания топлива. Появились новые форсунки, что позволило снизить расход топлива на 0,2–0,5%, а новый интеркулер улучшил газообмен.

Люк с переменным затемнением
Аварийный молоток для стёкол в угоду безопасности. Кстати, здесь впервые в мире на грузовике для безопасности водителя и пассажира предлагаются боковые подушки безопасности занавесочного типа

Если раньше у «Скании» 500 «кобыл» снимали с двигателя V8, то теперь такую мощь выдаёт обычная рядная 13-литровая «шестёрка». Мощность та же, но вес и габариты мотора ниже. Повысился и крутящий момент – 2550 Нм у нового двигателя против 2500 Нм у V8.

Из интересного конструктива стóит отметить масляный термостат. При работе в режиме частичных нагрузок моторное масло иногда недогревалось, росли внутренние потери и создавались условия для образования нагара. Теперь термостат маслоохладителя отвечает за контроль и оптимизацию температуры моторного масла. В нём используется классический восковой элемент, расширяющийся под действием температуры. Режим открытия канала масляного радиатора – 103±2 °С.

КП нашей жёлтой «Скании» – «робот» Opticruise GRS905. В данной комплектации он без ретардера, но как показала практика, для этого автопоезда вполне достаточно моторного замедлителя. В конструкции КП также произошли изменения: появился тормоз промежуточного вала. Он встроен в корпус масляного насоса, приводимого от первичного вала КП и представляет собой многодисковый тормозной механизм. Его функция – уменьшать скорость вращения промежуточного вала при переключении вверх и разгружать синхронизаторы. Время переключения передач теперь снижено на 45%. Тормоз промежуточного вала охлаждается масляным насосом с расходом 15–30 л / мин, из которых 1–2 л / мин подаётся к его корпусу.

Тест-драйв Scania S500 A4x2NA Sunny Yellow

На стоянке

Стемнело. Согласно строгому регламенту ЕСТР по графику экипажу положен отдых, заворачиваем на стоянку. Уже давно позади европейские магистрали, московский загруженный МКАД, нудный обход Нижнего Новгорода, Чувашия со своими смешными для русского человека названиями населённых пунктов (Синьял-Котяки, Большие Карачуры, Москакасы), татарские луга и холмистые пейзажи окрестностей реки Свияги. Впереди переход через Урал и выгрузка в Челябинске.

Посадка водителя тоже любая, например, по аналогии с легковым авто

Сейчас на одометре пока ещё очень редкой Scania S500 А 4x2 NA чуть более 40 000 км. Межсервисный интервал для России – 60 000 км. Скорее всего, первое ТО через пару десятков тысяч вёрст пройдёт под флагом замены расходников и плановых проверок. Сильные и слабые места нового поколения шведских грузовиков проявятся, думаю, не ранее, чем через три-четыре визита на сервис. Все эти нюансы не останутся незамеченными опытным шофёром Костей Булацким. И мы об этом ещё обязательно напишем…

Техническая характеристика седельного тягача Scania S500 А 4x2 NA
Параметр Значение
Полная масса, технически допустимая, с учётом нагрузки на седло, кг 19 000
Снаряжённая масса, кг 8798
Полная масса автопоезда, кг 40 000
Допустимая нагрузка на 1-/2-ю оси, кг 7500/11 500
Колёсная база, мм 3750
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Scania DC 13 155 (Euro 6)
Турбодизель, 6 цилиндров в ряд
12 742
500 при 1900 мин-1
2550 при 1000–1300 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
GRS905 Opticruise
автоматизированная
12/1
Передаточное число главной пары 2,92
Подвеска Спереди на параболических рессорах, задняя – пневматическая двухбаллонная
Тормозная система Пневматическая
Колёсная формула 4х2
Размер шин 315/70 R22,5
Вместимость топливных баков, л 1370 (750+620)
Вместимость бака AdBlue, л 80
Ёмкость АКБ, суммарная, А∙ч 230
Максимальная скорость, км/ч 89
Тест-драйв Scania S500 A4x2NA Sunny Yellow
Комментировать ... >>