БРОНЕБУС,
На Международном военно-техническом форуме «Армия-2017» мне довелось познакомиться с удивительным человеком, Александром Валентиновичем Бушуевым. Представительного вида мужчина пристально изучал образцы военной техники и периодически делал какие-то записи в своём блокноте. Наверное, я так и прошёл бы мимо, если не одна фраза, произнесённая важным господином себе под нос: «Всё это уже устарело. Сюда бы наш Бронебус…» Незнакомое слово заставило меня остановиться. Я буквально застыл, как вкопанный. Шифр неизвестной мне темы?
Повернувшись, я решительно шагнул к сосредоточенному мужчине, представился и попросил выделить мне несколько минут для разговора. Посетитель нахмурился и, грозно смерив меня пронзающим взглядом, потребовал показать пресс-карту. И только затем протянул мне широкую, как лопата, руку: «Какие у Вас вопросы? Задавайте!»
Так началось моё знакомство с главным конструктором НИИ «КМАБ».
В этот момент мой собеседник, вероятно, пожалел, что связался с прессой. На его лице читалось сомнение, целесообразно ли вообще вступать со мной в диалог и не лучше ли попробовать ретироваться? В очередной раз пронзив меня суровым взглядом, наконец, принял решение и показал рукой на свободную скамейку, предлагая присесть.
А.В.: Хорошо, молодой человек, я уделю вам ровно десять минут. Однако с одной просьбой, а вернее сказать, условием. Вы мне должны обещать, что этот материал будет напечатан в 2018 году, не раньше! В противном случае, нам с вами говоривать не о чем.
А.В.: Древние мудрецы говорили: «Всё простое так же сложно, как сложное, которое одновременно и просто». Так и с нашим проектом под рабочим названием «Бронебус», всё неоднозначно. Если коротко, то речь идёт о боевом многофункциональном, частично роботизированным транспортном средстве двойного назначения, построенном по системе сочленённого автобусного типа и способном выполнять все задачи в рамках новейшей программы «Защита-эшелон следующего поколения (ЗЭСП)». А подробнее нам с вами, Арсений, не только за десять минут, нам и за сутки не управиться.
А.В.: Конечно! Наш проект засекречен до 2018 года. Да и сейчас всего рассказать я не могу. Одно замечу – никто и никогда в мире не делал ничего подобного. И даже сейчас разработки по такому типу комплексов, по моим достоверным сведениям, никто не ведёт. А у нас, между прочим, не только проект, у нас готовы рабочие, ходовые «Бронебусы». В данный момент они проходят заводские испытания.
А.В.: Да, и не просто ходовые макеты, а самые настоящие боевые экземпляры, которые выполнили уже 93,8% всех запланированных заводских испытаний, включая и войсковые стрельбы.
Я был искренне поражён услышанным, а Александр Валентинович продолжил.
А.В.: Идея создать что-то сверхновое, нестандартное, разрушающее все мыслимые стереотипы, пришла ко мне в 2010 году. Она пронзила мой мозг, словно гром среди ясного неба, когда я сидел в кафе напротив нашего НИИ. Увидев в окно, как к остановке подъезжает набитый пассажирский автобус, и в него пытается влезть ещё целая толпа, я заорал: «Эврика!», вскочил и даже пролил кофе. В тот момент я осознал, чем в срочном порядке нужно заняться нашему конструкторскому бюро! Первый эскиз концепции «Бронебуса» был нарисован мною прямо там, в кафе, на салфетке с пятнами пролитого кофе.
А.В.: «Бронебус» – это новое полностью автономное тактическое средство для наведения порядка в условиях мегаполиса, где плотность населения очень велика, где требуется перебрасывать сразу много сил спецназначения, одновременно обеспечивая их защиту и гарантируя безопасность мирным гражданам. На тот момент это была лишь идея. Наше конструкторское бюро было загружено текущими проектами. Так что «Бронебусом» мне пришлось заниматься исключительно после работы, в обеденные перерывы и даже во время очередных отпусков. Я корпел над чертежами и расчётами не переставая.
А.В.: Арсений, поэтому я и сказал вам в самом начале, не всё так просто. В особенности в нашем НИИ «КМАБ», где занимаются разработкой и производством уникальной техники широкопрофильного назначения. У начальства свои планы, свои приоритеты. Однако я не унывал и продолжал упорно заниматься своим детищем. Уже когда дошло до выбора гибридной силовой установки, руководство всё-таки включило проект в план работ предприятия на ближайшие пять лет. И даже премию выплатило за проявленную инициативность!
А.В.: Началось всё самое интересное. Под наш проект немедленно был создан целый отдел, состоящий из талантливых и опытных специалистов НИИ и аффилированных производственных подразделений. Первый опытный образец «Бронебуса» был готов через год и два месяца, а ещё через пару месяцев он уже накручивал километры по испытательному полигону и по улицам Москвы. Чтобы не привлекать повышенного внимания к нему, «Бронебус» даже покрасили в цвета общественного транспорта, сняли всё вооружение и установили знаки и табличку «Учебный».
А.В.: Очень хорошие. Гибридный двигатель суммарной мощностью 582 л.с., позволяет не только бесшумно выходить на позиции, но и развивать скорость до 247 км/ч. Электропневматическая подвеска на такой скорости уменьшает клиренс до 72 мм, тогда как на дорогах с плохим дорожным покрытием клиренс увеличивается до 320 мм. При переходе «Бронебуса» в состояние «боевого укрытия», централизованная система подкачки шин делает клиренс вообще равным «0». На этот случай для автономного жизнеобеспечения экипажа и бойцов спецназа, в течение минимум 128 суток, внутри цельнометаллической сварной капсулы «Бронебуса» есть все необходимые системы. Мало того, все они дублированы, включая и внешнюю, и внутреннюю систему пожаротушения. Сам по себе «Бронебус» – уже крепость на колёсах, а сцепка нескольких таких комплексов, это уже вседорожный бронепоезд или же неприступная цитадель.
А.В.: Мне не хотелось бы раскрывать информацию полностью. Скажу так, официально заказчиком нашего «Бронебуса» является достаточно известное государство третьего мира, на территории которого сейчас неспокойная военно-политическая обстановка. И само собой всю техническую документацию по «Бронебусу» имеют наши компетентные органы. А также сейчас наш проект рассматривается на включение в государственную программу перспективного перевооружения средств двойного назначения 2020 (ГППП-СДН-2020). Поэтому простите, Арсений, больше сказать ничего не могу, подписка о неразглашении обязывает.
А.В.: Это хороший вопрос. Очень даже большой у них интерес к нашему «Бронебусу», мы, по правде, даже и не рассчитывали на такое. У нас состоялось несколько весьма важных встреч на официальном уровне с представителями дипломатических миссий и военных структур западных стран. Скажу кратко, в данный момент достигнуты предварительные соглашения по разработке модернизированных моделей «Бронебуса» следующего поколения с учётом экологических норм Евросоюза. Этим сейчас очень активно как раз и занимаемся. Да и «северный» вариант «Бронебуса» не за горами.
А.В.: Они не только не закончены, они расширяют свои границы. На сегодняшний день над перспективной платформой «Бронебуса» активно работают уже три отдела нашего НИИ, а четвёртый отдел в процессе комплектации. Его концепция оказалась настолько перспективной, что теперь в производственном плане у нашего «КМАБ» больше ничего нет, кроме многочисленных модификаций «Бронебуса» для инженерных, медицинских, аварийных и других специальных служб двойного назначения.
Тут мой собеседник демонстративно посмотрел на часы, показывая тем самым, что отведённое на беседу время истекло. Я находился под сильнейшим впечатлением от услышанного. Хотелось узнать ещё что-то о смелом проекте...
Вставая, конструктор «Бронебуса», устало вздохнул, положил свою руку на моё плечо и как-то по-свойски, даже по-отечески подытожил.
А.В.: Могу вам, Арсений, сказать только, что сейчас в активной стадии находятся работы по полностью роботизированному «Бронебусу», который сможет передвигаться сам по себе. И вот буквально вчера начались проектные работы по Бронетроллейбусу и Бронетрамваю.
От услышанной новой сверхсекретной информации некоторое время я не мог прийти в себя, глядя вслед уходящему Александру Валентиновичу Бушуеву, которого по праву можно назвать гениальным конструктором.
Продолжение следует…