Седельный тягач MAN F90 19.402 FLS Silent, 1994 г.
Мероприятие называлось MAN Full Range Days. Из названия понятно, что это презентация с возможностью протестировать полную линейку продукции концерна из Нюрнберга. Сегодня у меня закончился срок действия электронной карты тахографа. Решение нашлось быстро – сажусь за руль автопоезда с тягачом MAN F90, с аналоговым тахографом и бумажной «шайбой», заполняемой вручную. Ностальгия!
Испания, 2017 год. Или независимая республика Каталония? Окрестности горы Монсерат. Серпантины и заоблачные автобаны, ведущие с гор на побережье, где всё ещё тепло и можно купаться, несмотря на то, что по календарю не за горами 100-летие Октябрьской революции в России.
А у меня в кабине одометр показывает почти 886797 километров третьего круга, за спиной гружёный полуприцеп относительно молодой, но перспективной марки Fliegl, полная масса автопоезда – 37 т. Почти как в знаменитой песне, только лучше: «в тесной кабине», нет, отнюдь не тесной, «дымок махорочки», нет, я не курю, «дизель ругается втихомолочку», почему ругается – шепчет! А в остальном практически всё верно – «по долинам и по пригорочкам катит», вот разве только не контейнеровоз, а шторник.
Натуральный тягач
Ух, как меня «зацепило»! Очень важно, что этот грузовик 1994 года выпуска никогда не подвергался реставрации. Перед мероприятием немцы лишь слегка обновили при помощи чёрной краски раму и установленные на ней узлы и агрегаты. Он неплохо сохранился, тем он более ценен в рамках достоверности такого рода тест-драйвов.
В кабине large-sized high roof обалденный простор, дотянуться до некоторых ниш потолочного модуля не так просто (мой рост 176 см). Рулевая колонка регулируется механически, но в двух направлениях, водительское кресло на пневмоподвеске ничем не уступает нынешним, а у сменщика справа плюс ко всему ещё и удобная подставка для отдыха ног. Едется мне вольготно и удобно.
Привод механической 16-ступенчатой КП, работающий по схеме «2Н» не утратил чёткости и хорошей фиксации. Курок, отвечающий за «половинки», удобно лежит в руке. Шкала аналогового тахометра, работающего от вывода переменного тока генератора, размечена цветами, но не просто зелёными и красными зонами, а штриховкой и полутонами, отчего интуитивно понятно, насколько эти обороты двигателя оптимальны в конкретной ситуации. Хочется что-то петь про «тёплый ламповый звук» – так сегодня ассоциативно ласкают технику из доцифровой эпохи. Но постараюсь быть объективным.
Тайная энергетика рабочего места
Рулевое колесо хоть и удобное, но крупновато в диаметре и непривычно тонкое. Зеркала по сегодняшним меркам маленькие, слева принципиально нет полусферы, пришлось вытягивать шею, чтобы на тесной стоянке в ущелье выставить автопоезд для фотосессии. При скорости около 70 км / ч начинается небольшая диагональная раскачка и рысканье, справиться с этими явлениями не трудно, но требуется постоянная коррекция курса. С ростом скорости эти явления усиливаются, поэтому лучше всего придерживаться режима около 75–80 км / ч – комфортной крейсерской скорости. Если хочется быстрее, то хоть автопоезд понятен и предсказуем, он требует собранности и концентрации при управлении. И не стóит забывать, что большинство ставших сегодня уже привычными электронных систем, ассистентов водителя, здесь отсутствует, кроме антиблокировочной системы тормозов.
А теперь вот как раз о том, когда механика переигрывает электронику. Отклик педали акселератора – деликатесный, ни одна современная прошивка электронной педали не обойдёт прямую связь по принципу «больше подачи топлива = больше отдачи двигателя». Эластичность «честного» 12-литрового мотора второго европейского класса токсичности – «депутатская»: все 1730 Нм доступны ловкому и опытному шоферюге на полке, длиной 500 оборотов, от 1000 до 1500 об / мин, при этом обороты максимальной мощности табуна в 400 голов – 1800 мин–1 – самое то.
Кстати, а кто-то смог убедительно доказать к финалу 2017 года, что именно автомобильный выхлопной углекислый газ губит планету? Про частицы сажи дизельного выхлопа и необходимость их нейтрализации вопросов нет, а вот насчёт парникового эффекта – большо-о-ой вопрос. Ну это так, к слову. Лучше восхищённо заценю, как работает интардер! Вкуснятина: чёткое, пропорциональное замедление, без запаздывания. Обратите внимание, что тестировал я гружёный автопоезд в горной местности при температуре окружающего воздуха +27 °С.
Корпоративные ассоциации
Моя первая личная иномарка, купленная в начале XXI века, – подержанный «немец» начала девяностых. В очередной раз убеждаюсь, как же они все похожи. Нет, не дизайном и техническими характеристиками, а отношением – человеколюбивым отношением. Все эти клавиши с мягкой подсветкой, стрелки в аналоговых приборах, даже фактура пластиков и запах в кабине! Меняем легковушку на грузовик и… пространство вокруг почти не изменилось, только стали иными габариты и назначение транспортного средства. А вот органы управления, усилия на них, ходы рычага КП, посадка за рулём и регулировки сиденья – всё стабильно, а оттого привычно, уютно, комфортно. Жаль только, что понять, почувствовать этот монументальный комфорт и уверенность в машине, постичь этот кайф победы над пространством в движении большинство российских работяг-шоферов смогли только на примере уже далеко не новой техники.
И вот ещё любопытный момент. Фактически обошёл нас стороной тахограф-самописец с круглым бумажным бланком, именуемым попросту «шайбой». Для внутренних перевозок в России он долгое время совсем не требовался, поэтому в подержанной ввезённой из Германии технике тахограф существовал «для мебели», а когда стал обязательным, то через год уже оказался вне закона, уступив место цифровому прибору. Тонкая нить ассоциаций на фоне истории великих стран, не правда ли?
Объективность в техобслуживании и ремонте
Теперь приземлённый и не философский взгляд на двадцатитрёхлетний MAN F90 из ремонтной канавы слесарного цеха.
Многое сделано фундаментально, на века, так и не потребовало вмешательства почти за четверть века – это плюс. Тормозные механизмы задней оси барабанные, требуют регулярного обслуживания и подвода колодок – минус. На раме непривычно просторно: ничего лишнего, нет бесчисленных распаечных коробок, электронных блоков, заправочной ёмкости AdBlue, как и, естественно, самой системы каталитической нейтрализации со сложным узлом современного сажевого фильтра. Визуально не нашёл я и пресс-маслёнок в ходовой части, но я точно знаю, что несколько точек нечастой смазки и контроля с регулировкой в этой машине имеется.
Вывод напрашивается сам собой. В более современных тягачах из Нюрнберга конструкторы избавили слесарей от части ранее обязательных работ, но с ростом экологического класса добавились новые узлы, требующие внимания. Больше нет и «вечных» технических решений в нынешних автомобилях, значит, в рамках регламента придётся помнить про срок службы отдельных компонентов, чтобы при солидном пробеге избежать внезапного отказа, и это – минус, особенно для нашей страны. То есть в целом трудоёмкость обслуживания старой и новой машин осталась на близком уровне, но изменилась проблематика и список операций. Современный механик обязательно должен быть вооружён не только слесарным инструментом, но и тестером, и диагностическим сканером, и носителем баз различных данных…
Ностальгический образ
Сложно подсчитать, сколько кубометров и килограммов груза перевёз через множество границ, земель, провинций, княжеств, королевств, а также областей и краёв этот отнюдь не простоватый, а флагманский четверть века назад седельный тягач MAN F90. Впрочем, и сегодня эти порядком потрёпанные дорогами, возрастом и многомиллионными пробегами немецкие машины всё ещё встречаются не только на просторах СНГ, но и в Европе.
Параметр | Значение |
---|---|
Колёсная формула | 4х2 |
Полная масса тягача с учётом нагрузки на седло, кг | 18 000 |
Распределение нагрузки по осям (технически допустимые, кг) | 7100/11 500 |
Двигатель:
|
MAN D28 Дизельный, I6, Euro 2 11 967 400 (294) при 1800 мин-1 1730 при 1000–1500 мин-1 |
Коробка передач
|
ZF Ecosplit 16S151 16/2 |
Передаточное отношение главной пары | 3,70 |
Подвеска | Спереди – малолистовые рессоры, сзади – пневматическая, со стабилизаторами поперечной устойчивости на всех осях |
Шины, размерность | 295/80 R22,5 |