Опубликовано: ГП 02-2018
Прошлый – Золотой век

Седельный тягач MAN F90 19.402 FLS Silent, 1994 г.

Даниил Минаев, фото автора

Мероприятие называлось MAN Full Range Days. Из названия понятно, что это презентация с возможностью протестировать полную линейку продукции концерна из Нюрнберга. Сегодня у меня закончился срок действия электронной карты тахографа. Решение нашлось быстро – сажусь за руль автопоезда с тягачом MAN F90, с аналоговым тахографом и бумажной «шайбой», заполняемой вручную. Ностальгия!

Испания, 2017 год. Или независимая республика Каталония? Окрестности горы Монсерат. Серпантины и заоблачные автобаны, ведущие с гор на побережье, где всё ещё тепло и можно купаться, несмотря на то, что по календарю не за горами 100-летие Октябрьской революции в России.

А у меня в кабине одометр показывает почти 886797 километров третьего круга, за спиной гружёный полуприцеп относительно молодой, но перспективной марки Fliegl, полная масса автопоезда – 37 т. Почти как в знаменитой песне, только лучше: «в тесной кабине», нет, отнюдь не тесной, «дымок махорочки», нет, я не курю, «дизель ругается втихомолочку», почему ругается – шепчет! А в остальном практически всё верно – «по долинам и по пригорочкам катит», вот разве только не контейнеровоз, а шторник.

Рабочее место

Натуральный тягач

Ух, как меня «зацепило»! Очень важно, что этот грузовик 1994 года выпуска никогда не подвергался реставрации. Перед мероприятием немцы лишь слегка обновили при помощи чёрной краски раму и установленные на ней узлы и агрегаты. Он неплохо сохранился, тем он более ценен в рамках достоверности такого рода тест-драйвов.

В кабине large-sized high roof обалденный простор, дотянуться до некоторых ниш потолочного модуля не так просто (мой рост 176 см). Рулевая колонка регулируется механически, но в двух направлениях, водительское кресло на пневмоподвеске ничем не уступает нынешним, а у сменщика справа плюс ко всему ещё и удобная подставка для отдыха ног. Едется мне вольготно и удобно.

Спальное место

Привод механической 16-ступенчатой КП, работающий по схеме «2Н» не утратил чёткости и хорошей фиксации. Курок, отвечающий за «половинки», удобно лежит в руке. Шкала аналогового тахометра, работающего от вывода переменного тока генератора, размечена цветами, но не просто зелёными и красными зонами, а штриховкой и полутонами, отчего интуитивно понятно, насколько эти обороты двигателя оптимальны в конкретной ситуации. Хочется что-то петь про «тёплый ламповый звук» – так сегодня ассоциативно ласкают технику из доцифровой эпохи. Но постараюсь быть объективным.

Ностальгические ассоциации вызывает дизайн, а расположение многих органов управления немецких машин осталось неизменным Ностальгические ассоциации вызывает дизайн, а расположение многих органов управления немецких машин осталось неизменным Ностальгические ассоциации вызывает дизайн, а расположение многих органов управления немецких машин осталось неизменным

Тайная энергетика рабочего места

Ностальгические ассоциации вызывает дизайн, а расположение многих органов управления немецких машин осталось неизменным

Рулевое колесо хоть и удобное, но крупновато в диаметре и непривычно тонкое. Зеркала по сегодняшним меркам маленькие, слева принципиально нет полусферы, пришлось вытягивать шею, чтобы на тесной стоянке в ущелье выставить автопоезд для фотосессии. При скорости около 70 км / ч начинается небольшая диагональная раскачка и рысканье, справиться с этими явлениями не трудно, но требуется постоянная коррекция курса. С ростом скорости эти явления усиливаются, поэтому лучше всего придерживаться режима около 75–80 км / ч – комфортной крейсерской скорости. Если хочется быстрее, то хоть автопоезд понятен и предсказуем, он требует собранности и концентрации при управлении. И не стóит забывать, что большинство ставших сегодня уже привычными электронных систем, ассистентов водителя, здесь отсутствует, кроме антиблокировочной системы тормозов.

А теперь вот как раз о том, когда механика переигрывает электронику. Отклик педали акселератора – деликатесный, ни одна современная прошивка электронной педали не обойдёт прямую связь по принципу «больше подачи топлива = больше отдачи двигателя». Эластичность «честного» 12-литрового мотора второго европейского класса токсичности – «депутатская»: все 1730 Нм доступны ловкому и опытному шоферюге на полке, длиной 500 оборотов, от 1000 до 1500 об / мин, при этом обороты максимальной мощности табуна в 400 голов – 1800 мин–1 – самое то.

Кстати, а кто-то смог убедительно доказать к финалу 2017 года, что именно автомобильный выхлопной углекислый газ губит планету? Про частицы сажи дизельного выхлопа и необходимость их нейтрализации вопросов нет, а вот насчёт парникового эффекта – большо-о-ой вопрос. Ну это так, к слову. Лучше восхищённо заценю, как работает интардер! Вкуснятина: чёткое, пропорциональное замедление, без запаздывания. Обратите внимание, что тестировал я гружёный автопоезд в горной местности при температуре окружающего воздуха +27 °С.

Корпоративные ассоциации

Моя первая личная иномарка, купленная в начале XXI века, – подержанный «немец» начала девяностых. В очередной раз убеждаюсь, как же они все похожи. Нет, не дизайном и техническими характеристиками, а отношением – человеколюбивым отношением. Все эти клавиши с мягкой подсветкой, стрелки в аналоговых приборах, даже фактура пластиков и запах в кабине! Меняем легковушку на грузовик и… пространство вокруг почти не изменилось, только стали иными габариты и назначение транспортного средства. А вот органы управления, усилия на них, ходы рычага КП, посадка за рулём и регулировки сиденья – всё стабильно, а оттого привычно, уютно, комфортно. Жаль только, что понять, почувствовать этот монументальный комфорт и уверенность в машине, постичь этот кайф победы над пространством в движении большинство российских работяг-шоферов смогли только на примере уже далеко не новой техники.

Как пользоваться аналоговым тахографом многие соотечественники, не ходившие в международные рейсы, и не знали Как пользоваться аналоговым тахографом многие соотечественники, не ходившие в международные рейсы, и не знали Как пользоваться аналоговым тахографом многие соотечественники, не ходившие в международные рейсы, и не знали Как пользоваться аналоговым тахографом многие соотечественники, не ходившие в международные рейсы, и не знали

И вот ещё любопытный момент. Фактически обошёл нас стороной тахограф-самописец с круглым бумажным бланком, именуемым попросту «шайбой». Для внутренних перевозок в России он долгое время совсем не требовался, поэтому в подержанной ввезённой из Германии технике тахограф существовал «для мебели», а когда стал обязательным, то через год уже оказался вне закона, уступив место цифровому прибору. Тонкая нить ассоциаций на фоне истории великих стран, не правда ли?

Подвеска кабины на пневматике Как ни воюй, годы, увы, сильнее, после пробега 2,8 млн км… Стеклянная оптика головного света безразлична к дорожному абразиву, но боится камней
Электростеклоподъёмники отсутствуют

Объективность в техобслуживании и ремонте

Теперь приземлённый и не философский взгляд на двадцатитрёхлетний MAN F90 из ремонтной канавы слесарного цеха.

Многое сделано фундаментально, на века, так и не потребовало вмешательства почти за четверть века – это плюс. Тормозные механизмы задней оси барабанные, требуют регулярного обслуживания и подвода колодок – минус. На раме непривычно просторно: ничего лишнего, нет бесчисленных распаечных коробок, электронных блоков, заправочной ёмкости AdBlue, как и, естественно, самой системы каталитической нейтрализации со сложным узлом современного сажевого фильтра. Визуально не нашёл я и пресс-маслёнок в ходовой части, но я точно знаю, что несколько точек нечастой смазки и контроля с регулировкой в этой машине имеется.

На раме необычно просторно, ничего лишнего Долить и проверить все жидкости можно из-под капота, не поднимая кабину, обратите внимание почти на полное отсутствие электропроводки

Вывод напрашивается сам собой. В более современных тягачах из Нюрнберга конструкторы избавили слесарей от части ранее обязательных работ, но с ростом экологического класса добавились новые узлы, требующие внимания. Больше нет и «вечных» технических решений в нынешних автомобилях, значит, в рамках регламента придётся помнить про срок службы отдельных компонентов, чтобы при солидном пробеге избежать внезапного отказа, и это – минус, особенно для нашей страны. То есть в целом трудоёмкость обслуживания старой и новой машин осталась на близком уровне, но изменилась проблематика и список операций. Современный механик обязательно должен быть вооружён не только слесарным инструментом, но и тестером, и диагностическим сканером, и носителем баз различных данных…

Трансмиссионная перспектива (вид спереди) Трансмиссионная перспектива (вид сзади)

Ностальгический образ

Сложно подсчитать, сколько кубометров и килограммов груза перевёз через множество границ, земель, провинций, княжеств, королевств, а также областей и краёв этот отнюдь не простоватый, а флагманский четверть века назад седельный тягач MAN F90. Впрочем, и сегодня эти порядком потрёпанные дорогами, возрастом и многомиллионными пробегами немецкие машины всё ещё встречаются не только на просторах СНГ, но и в Европе.

Техническая характеристика седельного тягача
MAN F90 19.402 FLS Silent, 1994 г.
Параметр Значение
Колёсная формула 4х2
Полная масса тягача с учётом нагрузки на седло, кг
18 000
Распределение нагрузки по осям (технически допустимые, кг)

7100/11 500
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с. (кВт)
  • крутящий момент, Н∙м
MAN D28
Дизельный, I6, Euro 2
11 967
400 (294) при 1800 мин-1
1730 при 1000–1500 мин-1
Коробка передач
  • количество ступеней вперёд/ назад
ZF Ecosplit 16S151

16/2
Передаточное отношение главной пары
3,70
Подвеска Спереди – малолистовые рессоры, сзади – пневматическая, со стабилизаторами поперечной устойчивости на всех осях
Шины, размерность 295/80 R22,5
Комментировать ... >>