Обновление модельного ряда «Группы ГАЗ»
Отечественный, исконно русский, коммерческий автопром у нас представлен двумя брендами. И если один из них который уж год возит по выставкам футуристические проекты, планомерно выпуская продукцию давно минувших дней, то второй за последние годы сделал серьёзный рывок в плане реального обновления модельного ряда… Всё верно, самое время поинтересоваться, все ли новинки достала «Группа «ГАЗ» из своего ларца с подарками или можно ждать чего-то ещё?
Тем более что представленные новинки охватывают все сегменты рынка, в которых присутствует компания: от развозных фургончиков до среднетоннажных грузовиков, от двигателей класса Euro 5 до электробусов, от базовых моделей, до перспективных разработок с прицелом на будущее.
Планов громадьё
Как думаете, сколько новых продуктов представила публике «Группа ГАЗ» в 2017 году? Три? Пять? Десять? Мелко мыслите – 16 (шестнадцать). И это только те, что готовы к производству, а не являются экспериментальными разработками. Перечислять их не буду – смотрите на дорогах и площадках дилеров.
Лучше поговорим о планах, которыми «Группа ГАЗ» поделилась.
В сегменте LCV в 2018 году нас ждёт появление ЦМФ на базе удлинённого 4,6-тонника. Это будут фургон вместимостью 15,5 м3 и 20-местный микроавтобус. Кроме того, к 2019 году должен пойти в серию каркасный автобус полунизкопольной компоновки для работы на городских маршрутах по программе «Доступная среда».
Соответственно с увеличением полной массы будет освоено и производство адекватной силовой установки: два новых мотора, 5- и 6-ступенчатые МКП на 330 и 460 Нм соответственно, а также АКП.
В сегменте LDT планируется расширить модельный ряд NEXT до 12 т, а также пополнить линейку 16-тонным седельным тягачом для работы на региональных маршрутах. Кроме того, появится автобусное шасси для «ГАЗ Вектор NEXT» длиной 8,8 метра.
Аналогично LCV и LDT получит новую стратегию Powertrain. Дизельные и газовые двигатели мощностью от 150 до 210 л.с., 5-ступенчатые (490 Нм) и 6-ступенчатые (600 Нм) МКП, а также «автомат» на 800 Нм собственного производства.
Кроме того, планируется активное внедрение IT-технологий. Комплекс ADAS+ESP в составе передней камеры, передних и задних радаров, с современной системой управления позволят увеличить безопасность. А комплекс «Телематика» с GSM-модулем, датчиками уровня топлива и давления в шинах окажет положительное влияние на стоимость владения.
Ну, и конечно же электромобили. В настоящее время полным ходом идёт тестирование электро-ГАЗели NEXT. Во второй половине 2018 года планируется освоить мелкосерийную сборку по обходным технологиям, а в 2019 году поставить электромобили «на поток» во всех вариациях модельного ряда LCV. Заявленная грузоподъёмность – 1250 кг, запас хода – 120 км, время зарядки – 3 часа. К слову, в отличие от коллег, на ГАЗе весьма скептически подходят к идее массового внедрения электромобилей во все сферы жизни. Нижегородцы, скорее, продвигают тезис о разумном использовании экоавто в сферах, где им не требуется частое и длительное передвижение: автолавки, фудтраки мобильные офисы, передвижные медицинские кабинеты и т. п. И если честно, это уже выглядит гораздо реалистичнее.
Ещё одно направление «Группы ГАЗ»: производство автокомпонентов для сборочных предприятий с иностранным капиталом, с целью увеличения доли локализации производства. В настоящий момент таких партнёров насчитывается около десятка, и если в 2011 году начиналось всё с выпуска радиаторов и сидений, то теперь речь идёт о штамповке кузовов и поставке лонжеронов.
И в завершение – самая перспективная и самая проблемная в плане воплощения тема – экспорт. В 2016 году скорость освоения новых рынков сбыта перестала устраивать «Группу ГАЗ» и была создана компания GAZ International. Были определены партнёры и стратегия по выходу на 15 приоритетных зарубежных рынков, а общее число стран экспорта на конец 2017 года составило 51 страну.
Кроме того, выбраны приоритетные темы экспортных НИОКР:
- двигатель Euro 6;
- внедрение ESP;
- адаптация техники к жаркому климату и высокогорью;
- разработка эффективного горного тормоза;
- установка подушек безопасности;
- создание модельного ряда с правым рулём для стран с левосторонним движением.
Просто работа
Дабы подтвердить (или опровергнуть) весь перечисленный список нововведений, мы прошлись и по основному конвейеру ГАЗа. Что сказать?.. По ощущениям, нам не только не приукрасили ситуацию, но, скорее, даже не всё договорили.
Конвейер работает безостановочно. По одной ветке идёт сборка LCV, а параллельно ей собирают грузовики. Никакой градации в плане «сейчас идёт поколение NEXT», а потом «старички» нет – всё вперемежку. Двойные или одинарные кабины, заднеприводные версии или вездеходы, дизельные моторы, бензиновые или битопливные – все сплошным потоком согласно заданной программе на день. Визуально – хаос, а в реальности отработанная система, позволяющая оперативно удовлетворять спрос.
Заглянули в цех сварки цельнометаллических фургонов. Роботы, роботы, роботы. Они подают боковые панели, крышу и остальные мелочи, а потом сваривают, сваривают, сваривают. И никаких тебе искр до потолка или других спецэффектов. По ощущениям, на сварку одного кузова для ЦМФ уходит около 10 минут – совсем немного.
Покраска – долгое время одно из самых слабых мест отечественного автопрома. Увы, ничем не могу порадовать любителей найти негатив в любом месте. Аккуратный, светлый, тихий и… идеально чистый цех. К слову, к чистоте здесь самое пристальное внимание. Хотите посмотреть процесс окраски? Добро пожаловать в камеру санобработки. Мелкими группами, по три-четыре человека… В общем, не ГАЗ, каким его себе представляют многие, а стандартный европейский завод со всей его педантичностью.
Впрочем, о чём это я? Сейчас на Горьковском автозаводе собирается продукция трёх именитых брендов, которые к выпуску автомобилей относятся весьма серьёзно. И было бы наивно предполагать, что ГАЗ, предоставив им площади, ничего не почерпнул полезного для улучшения своего собственного производства.
В итоге: впечатление от завода очень сильное. Когда ты приходишь на относительно новые предприятия, да ещё и с долей иностранного капитала, то культура производства напрашивается как-то сама собой. А вот от заводов с историей, скорее, ждёшь мрачных цехов и угрюмых рабочих в телогрейках или промасленных робах. И если фирменная спецодежда прижилась практически на всех предприятиях, то с остальным до сих пор туго. На этом фоне ГАЗ порадовал, пройдясь по цехам, начинаешь верить, что поколение «NEXT» теперь не только в модельном ряду. В общем – посмотрим, посмотрим…