Опубликовано: ГП 01-2018
Выставочный центр Tokyo Big Sight расположен на искусственном острове Одайба. Автосалоны здесь проводят с 2011 года
От мала до велика

45-й Токийский автосалон

Денис Орлов
Фото Александра Пикуленко,
автомобильных компаний, Flickr.com

Юбилейный, 45-й по счёту, Токийский автосалон не мог похвастаться числом посетителей: год от года всё меньше японцев ходит на такие выставки. Хотя на этот раз стоило: давно Токио не принимал у себя столько необычных новинок. Девиз нынешнего салона «Beyond the Motors» оптимисты переводили как «После ДВС», скептики – как «А дальше-то что?»

Международный выставочный центр Tokyo Big Sight, где проходит автосалон, возведён на насыпном острове. Бывший полигон отходов № 10, миллионы тонн мусора под ногами. Низкую посещаемость устроители неловко попытались свалить на тайфун. Как они выразились, выставку посетило «чуть меньше прежнего» гостей. Это «чуть» – 771 200 человек против 812 500 в 2015 году (выставка проходит раз в два года). Дело тут не в погоде, а в потере привлекательности автомобиля как такового.

Импортирование сырья предопределило ориентацию экономики Японии на экспорт. Однако если в 1980-е мир сходил с ума от японского качества, то сегодня этим никого не удивишь. Под боком выросла «всемирная фабрика» – Китай, где дают любое качество и объём. Японские автомобилестроители прочувствовали на себе перемену мировой конъюнктуры. Странно, что из двенадцати крупных компаний за эти годы ни одна не обанкротилась. Более того, Toyota обошла мирового лидера General Motors по валовым показателям, а Nissan превратился в глобальный концерн. Однако если японские легковые автомобили продаются повсюду, то грузовые в основном нацелены на региональные рынки, а также на Австралию, Африку, Ближний Восток. А как раз там китайские конкуренты чувствуют себя увереннее всего. Но автомобильной промышленности Японии к вызовам не привыкать. Она всегда находилась в поисках своего особого пути. Сегодняшний курс – на создание исключительных, высокотехнологичных изделий.

Daihatsu

Третье место в производстве коммерческих автомобилей этой небольшой компании (по сути, отделению Toyota) обеспечили мини-грузовики Hijet и Hijet Cargo. На Токийском автосалоне представили электрический грузопассажирский фургон DN Pro Cargo. Пока это прототип. Дизайн с нотками ретро, ровный пол, потолок 1,6 м, трансформируемый салон, выдвижная рампа для инвалидного кресла (население Японии стремительно стареет, забота о старшем поколении ставится во главу угла). Текущий Hijet Cargo выпускается с 2004 года (в том числе и как Toyota Pixis – с 2010 года).

Daihatsu DN Pro Cargo – прототип электрического грузопассажирского фургона «кей-класса» В задней части DN Pro Cargo предусмотрена выдвижная рампа для погрузки инвалидного кресла

Hino Motors

На стенде этой компании – представитель тяжёлого семейства Hino Series 700 Profia, обновлённый впервые за 14 лет, и среднетоннажник Hino Series 500 Ranger. Их кабины вошли в топ-100 лучших образцов дизайна 2017 года, по мнению жюри уважаемого конкурса Good Design (проводимого с 1957 года). Двигатели Profia подверглись «даунсайзингу» (от англ. downsizing – уменьшение в размерах). При тех же 380 л.с. «шестёрка» A09C имеет рабочий объём всего 8,87 л вместо прежних 13. Поджали и четырёхцилиндровые моторы среднетоннажников. Причина – с прошлого года в Японии ужесточены нормы токсичности для транспортных средств полной массой свыше 3,5 т. Логично и появление гибридного варианта Hino Series 300 Hybrid популярной модели грузоподъёмностью 2 т, известной в стране как Hino no NiTon («двухтонка Хино»). В своём классе у двухтонки самый низкий расход топлива – 7,6 л/100 км, что свидетельствует, самое малое, об уменьшенных выбросах в атмосферу углекислого газа.

Hino Series 700 Profia оснащён системой PSC (Pre Crash Safety System). Она удерживает автомобиль в полосе и аварийно тормозит в опасной близости от пешехода

Главным же центром притяжения на стенде Hino стал высокоманевренный городской автобус Poncho (34 места, из них 11 – сидячие). Он уже успел прославиться своей необычной внешностью и планировкой, получив в 2006 году приз конкурса Good Design. Poncho – обладатель прямо-таки трамвайного пола, самого низкого и ровного среди автобусов. Около 80% его поверхности лежат в одной плоскости.

Hino Series 300 Hybrid в дополнение к 4-литровому 4-цилиндровому дизелю N04C-UL мощностью 122 л.с. (90 кВт) снабжён электромотором 36 кВт

Внешне электрический Poncho EV модели SKG-HX9JLB мало отличается от дизельного. И что характерно, полный вес новинки вырос всего на 65 кг. Электро-Poncho уже работает в городах Сумида и Хамура префектуры Токио, и в городе Комацу префектуры Исикава. Эксплуатация построена на концепции частой зарядки, т.е. каждые 10 км (по завершении маршрута) автобус припадает к розетке. Этим достигается скорость зарядки и сберегается ресурс батареи.

Poncho EV SKG-HX9JLB длиной 6,99 м оснащён электромотором мощностью 200 кВт. Емкость литий-ионной батареи составляет 30 кВт∙ч

Honda

Соитиро Хонда всегда грезил гонками, неудивительно, что среди японских производителей коммерческого транспорта по количеству выпускаемой продукции марка находится на третьем месте с конца. Мы же честно движемся по алфавиту, не давая никому особого предпочтения. Положение, впрочем, может измениться. Центральным экспонатом стенда стал прообраз японского жилища будущего – Tokyo connected lab, которое, по правде, недалеко ушло по размерам от типичного японского жилища прошлого, и по представлениям европейца больше похоже на собачью конуру. Но вспоминаем суровую островную действительность и будем снисходительны. Главное же – частью жилища отныне выступает фургон Honda Ie-Mobi Concept! Хотелось написать «неотъемлемой частью», но вовремя дал задний ход: часть самая что ни на есть отнимаемая, точнее – выезжающая из-под навеса по своим делам. Съездил – вернулся, подключился ко всем коммуникациям дома и пошёл на кухню готовить чай. Формы у Honda Ie-Mobi Concept строго прямоугольные. Комната на колёсах, площадью 4,95 м2. «И-э» и значит по-японски – жилище.

Honda Ie-Mobi Concept, прообраз городского средства передвижения, способного становиться продолжением дома
Автомобиль как дополнительная жилплощадь. Решению для обездоленных пытаются придать лоск и уют
Сдвижная дверь Honda Ie-Mobi Concept почти сливается с остеклённой боковиной фургона

Isuzu Motors

Компания на этот раз выставила на Токийском салоне свою продукцию в юбилейном оформлении 80th Anniversary Edition. Isuzu – пятый по объёмам производитель в стране. Ассортимент обширен. На десерт Isuzu преподнесла полноразмерный макет FD-SI доставочного фургона будущего. Предлагают отказаться от привычного кузова с распашными и сдвижными дверями! Вместо этого – индивидуальные ячейки наподобие пчелиных сот. То есть ждёшь посылку, а получаешь на смартфон индивидуальный QR-код и маршрут следования фургона. Назначаешь онлайн место встречи, подходишь к фургону, и по этому коду тебе отпирается ячейка с твоей посылкой. Предварительно она начинает светиться, чтобы легче было найти. Необычно?

Future Delivery System Intelligence – «Умная система доставки будущего», так расшифровывается название Isuzu Design Concept FD-SI Isuzu FD-SI в корне меняет современные представления о доставочном фургоне. Больше никаких дверей!
Водитель Isuzu Design Concept FD-SI сидит посередине. Отпадает необходимость в модификации для правостороннего движения

И, конечно, взоры посетителей притягивало шасси трёхосного грузовика с односкатной ошиновкой, лаконично называвшееся 6х6. Это был единственный полноприводный грузовик салона! Isuzu выпускает его для пожарных, спасателей, строителей. Для военных – с упрощённой кабиной, под маркой Isuzu SKW. При этом не покидало ощущение, что эту новинку однажды я уже видел – японским компаниям свойственно выпускать одну модель грузовика по 14, а то и больше лет. Хотя до рекордов ЗиЛ-157 им всё же далеко.

Электрогрузовик Isuzu Elf EV использует более эффективные и дорогие литийионные батареи. И всё равно заряда хватает всего на 100 км пути
Isuzu Giga в классическом японском магистральном исполнении, 6х4 и в юбилейном оформлении 80th Anniversary Edition
Isuzu 6x6 – единственный экспонат выставки, предназначенный для работы на бездорожье

Mitsubishi Fuso

Под дланью гигантского кейрецу (финансово-промышленной группы) Mitsubishi коммерческими автомобилями занимаются две компании: Mitsubishi (6-е место) и Mitsubishi Fuso (9-е место). Первая выпускает лёгкие доставочные фургоны и микрогрузовики, в том числе в кооперации с Suzuki, Mazda и Nissan. Вторая специализируется на транспортных средствах полной массой от 3,5 до 49 т; 89,29% акций Mitsubishi Fuso принадлежит концерну Daimler. Вряд ли в ином случае созданием двух главных новинок марки смогли бы руководить чужестранцы – гайдзины, как их здесь называют. Индиец Паван Вишванат отвечал за создание электрического среднетоннажника eCanter (полная масса 7,5 т), турок Айдоган Какмэз – за тяжёлый электрический грузовик e-Fuso Vision One. Об этих машинах мы уже успели кратко написать. Интересно, что еCanter преподнесён как первый серийный электрический грузовик в мире. Расчёт на поколение неучей? Или просто наглый маркетинг? Ещё в начале ХХ века в США электрические грузовозы были не редкость. А современным аналогом eCanter выступает Smith Newton, выпускаемый британской компанией Smith Electric Vehicles с 2009 года.

Премьера электрогрузовиков Mitsubishi Fuso eCanter и Mitsubishi e-Fuso Vision One была обставлена с должной помпой, под девизом «Зажги будущее!»

eCanter оснащён синхронным электродвигателем на постоянных магнитах мощностью 185 кВт. Трансмиссия одноступенчатая (крутящий момент 380 Нм), при этом максимально используются узлы и агрегаты обычного Canter. Батареи производства германской компании Deutsche Accumotive GmbH & Co. KG, также входящей в концерн Daimler AG, размещены по обе стороны рамы, в базе автомобиля. Их суммарная энергоёмкость составляет 66 кВт∙ч. Заряда хватает всего на 100 км. После чего автомобиль встаёт на 11 часов на подзарядку.

На этом фоне e-Fuso Vision One выглядит интереснее, поскольку попыток создать тяжёлый электрогрузовик не так много. Но и недостатки электротяги тут заметнее. При полной массе 23,26 т грузоподъёмность составляет 11,11 т – на 1,8 т меньше, чем у дизельного аналога Fuso Super Great. Заряда батарей e-Fuso хватает на 350 км. То есть он застрянет на 11 часов заряжаться где-то на полпути из Токио в Осаку. Лучше уж возить грузы знаменитыми японскими скоростными поездами «синкансэн». Впрочем, как раз в Японии, с её избытком генерирующих мощностей, мягким климатом и относительно небольшими плечами электрогрузовики могут прижиться.

Внешне Mitsubishi e-Fuso Vision One очень напоминает недавно представленный прототип Mercedes-Benz Urban eTruck
В батареях Mitsubishi eCanter использованы литийионные элементы южнокорейской SK innovation Co. Ltd

Nissan

На стенде этой компании сияли ослепительно белые электрические кроссоверы и компактные (уже и не скажешь – малолитражки!) городские модели. Заслуживал внимания электрический развозной фургон-рефрижератор e-NV200. Пока это прототип. При снаряжённой массе 1820 кг фургон оснащён литийионными аккумуляторами энергоёмкостью 24 кВт∙ч и электромотором мощностью 80 кВт. Сама по себе модель NV200 не новинка – её показывали в 2013 году на IAA во Франкфурте, годом позже – на Женевском автосалоне. Необычно, что теперь электромобиль отважились оснастить холодильной аппаратурой, которая сама по себе потребляет немало энергии.

Nissan e-NV200 оснащён холодильной установкой ThermoKing EV200 мощностью 1480 Вт

Scania

На рынке Японии старинная шведская марка присутствует с 2009 года, однако прежде участвовала в Токийском автосалоне в альянсе с Hino Motors. Так сегодня выступает Volvo, деля стенд с компанией UD (вчерашний Nissan Diesel). И вот впервые Scania представила в Токио соло на собственном стенде, под лозунгом Driving the Shift («Управляя переменами»), со своей новой флагманской моделью.

Глава японского отделения Scania Микаэл Линднер представляет новую серию грузовиков с моторами, работающими на биоэтаноле

Suzuki

Второе место марки среди японских производителей коммерческих автомобилей достигнуто исключительно благодаря моделям «кей-класса». Хотя в 2014-м, когда на «кей-класс» подняли налоги на 50%, марке пришлось туго. Правительство насторожило, что «кей» (а это 40% всех автомобилей Японии) продаются только внутри страны, что подрывает баланс экономики. Кроме того, на Токио давили из-за океана, называя «кей» главным сдерживающим фактором для продажи иномарок в Японии. Всё же правительству удалось обернуть непопулярную меру на пользу. Японцы переключили внимание с микроавтомобилей на модели малого класса, что оживило этот сегмент рынка. Как и остальные, компания Suzuki была вынуждена активизировать свои операции в других странах – той же Индии. Продажи в Японии упали: лидер рынка, в 2014-м Suzuki реализовала 709 080, в 2015-м – 559 699, в 2016-м – 520 799 легковых и коммерческих микроавтомобилей. И вот на нынешнем Токийском салоне компания рапортовала о росте продаж впервые за три года. Главным же коммерческим экспонатом стала автолавка на шасси Suzuki Carry.

Suzuki Spacio – пока ещё Concept. Предусмотрены пассажирский и коммерческий варианты. Табличка Hybrid указывает на вспомогательный электромотор задней оси – малыш полноприводный!
Suzuki Carry Open-Air Market Concept – предложение для городских лавочников. Кабина несколько увеличена по сравнению с обычным грузовиком

Takayama Cars

Самый необычный участник выставки с наиболее оригинальным экспонатом. Никакого внешнего лоска, на стенде и по-английски-то никто не говорит! Компания Takayama Cars основана Эичи Такаяма 20 апреля 1982 года, или по японскому летоисчислению, в год Сёва 57. Находится она в токийском пригороде Комаэ. Основное направление деятельности – продажа и обслуживание иномарок. По сути, это крупный мультибрендовый дилер, однажды решивший попробовать себя на ниве микроэлектромобилей. Такие транспортные средства подпадают под льготную категорию квадроциклов. Их скорость не превышает 60 км/ч, а пробег на одной зарядке – 50 км. Takayama Cars разрабатывает и выпускает свои модели в кооперации с партнёрами. Среди них крупные учебные заведения, такие как Токийский технологический университет или университет Канагавы. Свою удачу Такаяма-сан поймал два года назад, придумав раздвижной фургон Micro Freedom, объём которого на стоянке увеличивался почти вдвое. Решение поражает простотой и изяществом. Такие электрофургончики используют как передвижные пункты питания – давняя азиатская традиция торговли с тележек.

Раздвижной электрокар Takayama Micro Freedom. В стенках внешнего корпуса сделаны дублирующие прорези под окна и светотехнику. Внутри передвижной кухни – газовая плита, разделочный стол, прилавок, запас продуктов. Все внутренние панели легкомоющиеся, из нержавеющей стали. Электрокары встают табором возле мест массового скопления людей, подключают питание к внешней сети

Toyota

К лидеру рынка приковано основное внимание. Самым заметным экспонатом стал городской автобус на топливных элементах SORA. Название образовано от слов Sky, Ocean, River, Air (небо, океан, река, воздух) и символизирует основные источники энергии автобуса – водород и воздух, используемые в бортовом электрохимическом генераторе (топливны