Легендарный грузовик Studebaker US6 в масштабе 1:18
Коллекционные модели грузовых автомобилей в масштабе 1:18 – явление довольно необычное. Тем более настолько подробные, как Studebaker US6, созданный творческим коллективом под руководством Александра Бушуева.
На границе миров
Наверное, многие читатели видели фильм «Белый тигр». Сюжет ленты далёк от реальности: в схватку с германским танком-призраком вступает советский танкист-зомби. В одном, думаю, сойдутся и критики, и поклонники режиссёра Карена Шахназарова: декорации к фильму превосходны. Кто-то даже решил, что создатели картины обращались за помощью в Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, что находится неподалёку от места съёмок, в городе Кубинка Московской области.
На самом деле все эти разбросанные по полю боя подбитые танки БТ-5, T-III, T-IV, MkII «Матильда» – цельнометаллические макеты, выполненные в «Кузовной мануфактуре Александра Бушуева». Более того, мастера Бушуева сконструировали и построили натурный макет боевого отделения танка Т-34, в котором воюет главный герой. «Танк изнутри» – такого никто прежде не делал в мировой практике. Фильмография «Кузовной мануфактуры Александра Бушуева» насчитывает с добрый десяток фильмов.
С той же тщательностью Александр Бушуев подходит и к другим своим проектам – будь то воссоздание утраченных гоночных автомобилей или издание исторических книг. И вот новая тема, вызвавшая оживление на модельных форумах. «А нужно ли вообще делать грузовики в 18-м масштабе»? «Почему всего пять экземпляров, а, скажем, не семь»? Наконец, «...а почему Studebaker»?
Действительно, появление грузового автомобиля в масштабе 1:18 – событие. Причём, не побоюсь каламбура, мирового масштаба. Легковые машины уменьшают в восемнадцать раз все, кому не лень: от почти бросовой тиражной Bburago до элитарных мастерских вроде BBR Models, выпускающих модели стоимостью по 500 евро и выше. Зато копии грузовой техники в этом масштабе – редкость. Да и копируют чаще всего пикапы да фургоны: размер имеет значение. В данном случае размер упаковочной тары. Для одних масштабные модели-копии – увлечение, для других – серьёзный бизнес. Спортивный Ferrari и пикап Ford помещаются в одинаковые коробки, что удешевляет производственный процесс и упрощает доставку к потребителю.
Хотя исключений год от года становится больше. Достаточно упомянуть знаменитую немецко-китайскую компанию CMC, основанную патриархом германского моделизма Гербетом Никерлом. Сегодня уже можно собрать, например, вполне представительную коллекцию грузовиков Mercedes-Benz в М1:18 от компаний CMC, Eligor, Minichamps, Norev, Schuco.
Что ещё насторожило скептиков? Studebaker US6, а точнее, US6-U4 – военный автомобиль. А для армейской тематики устоялась собственная шкала масштабов. Мастера, собирающие пластиковые «склейки» в М1:35 добиваются такой проработки подробностей, что даже искушённая публика ахает! Для подобных умельцев предлагается и сборная модель Studebaker US6 (фирма ICM, артикул 35511). Зачем вторгаться в чужой мир?
Выбор темы
Когда собираешься построить копию в несвойственном для этого масштабе, вопрос выбора прототипа встаёт ребром. С типовыми масштабами проще – там берёшься за ту машину, какую ещё не успели выпустить конкуренты. Но в восемнадцатом... Чувствуешь себя первооткрывателем. Но захотят ли коллекционеры разделить это чувство?
Александр Бушуев долго обсуждал это с партнёром по проекту, моделистом Олегом Малаховым, одним из лучших в нашей стране специалистов по постройке копий грузовиков в масштабе 1:24. Собственно, Малахов и предложил остановиться именно на Studebaker US6. Вряд ли ЗИС-5 или «полуторка» вызовут интерес мирового сообщества коллекционеров.
Не стану пересказывать здесь славную историю «студера» – переадресую читателя к подробной дилогии Сергея Егорова «Неизвестный Studebaker US6». Безусловно, предметом моделирования стал выдающийся автомобиль, участник самых драматических событий середины ХХ века, получивший признание на всех континентах.
Для американцев (а одна из моделей-копий уже отправилась в Штаты) этот грузовик в известной мере terra incognita. Пусть и выпускала его старейшая автомобильная компания США (точнее, две старейших, Studebaker и REO), в американской армии он использовался мало. Основные поставки шли в СССР, Великобританию и Австралию. В этом смысле нанесение на модель-копию опознавательных знаков сухопутных сил США выглядит попыткой разжечь интерес возможных заокеанских заказчиков. Впрочем, «Студер» будет прекрасно смотреться рядом с «Виллисом» восемнадцатого масштаба на полке в любой части света – практически законченная композиция периода Второй мировой войны!
Техника и технология
Массовый восемнадцатый масштаб – сплошь металлический. Встречаются, конечно, пластмассовые исключения, но на то они и исключения. Штучные модели небольших мастерских, напротив, чаще всего выполнены из синтетических материалов – смол с разного вида наполнителями. Подробная деталировка, без которой в М1:18 просто не обойтись, заставляет прибегать к фототравлению. Словом, это извечный баланс между глубиной проработки и стоимостью затрат. Известны мастера, выпускающие копии практически по заводским чертежам, из материалов, подобных оригинальным. И такие безумно дорогие изделия тоже находят своих покупателей.
Александр Бушуев скорее сработает себе в убыток, чем поступится качеством и глубиной проработки. Эта черта проявляется почти во всех его проектах. И партнёров Бушуев выбирает под стать себе, готовых доводить мельчайшую деталь до совершенства. Моделист Олег Малахов – именно такой человек.
Модель-копия Studebaker US6 состоит примерно из 600 деталей. Часть из них отлиты из двухкомпонентной полиуретановой смолы фирмы Axson. Из неё, например, изготовлена кабина. По чертежам создавалась цифровая пространственная модель, после этого на 3D-принтере распечатывалась мастер-модель, а с неё снималась форма, по которой затем были отлиты все пять кабин.
Немало деталей изготовлено способом химического травления из латунных листов толщиной 0,25; 0,3 и 0,5 мм. Компьютерные технологии помогли наиболее экономно расположить выкройки деталей на платах. Затем детали отделяли от плат, зачищали, выгибали по чертежу и спаивали: рама, кузов, кожух и лопасти радиатора... Часть узлов будущей модели-копии комбинированные, из пластика и металла. Так выполнены ведущие мосты: чулки полуосей и штанги выточены из латуни, картеры главных передач отлиты из смолы, листы рессор, рулевые тяги, хомуты и прочее – фототравленные.
Имитировать стальное или чугунное литьё лучше, конечно, с помощью смолы. Не обошлось и без латунного литья – у ювелира специально заказывали отливки лопат, кирок, топоров, буксировочных крюков. Подбирали подходящие по масштабу цепи. Сиденья обтянули натуральной кожей, тщательно подобранной по фактуре и цвету.
Перед окраской узлы и детали покрывались двухкомпонентным автомобильным грунтом, который приходилось разводить до состояния, пригодного для применения на модели. Окрашивались «студеры» аэрозольными красками фирмы Tamiya серии TS. Долго думали, как нанести опознавательные знаки и надписи. Декали? Но они бликуют. Решили использовать трафарет – как на настоящем грузовике.
В общей сложности на проект Studebaker US6 ушло пять лет работы. За это время развеялись мечты построить более-менее крупную партию моделей-копий. Ограничились пятью экземплярами. По одному есть у каждого участника проекта и ещё три выставлены на продажу. Бушуев объясняет это психологией: очень хотелось, чтобы такая модель появилась ещё у кого-то, кто бы смог по достоинству оценить уровень работы.