Опубликовано: ГП 12-2017
Тест-драйв КАвЗ-4270-70
Когда тенденции не важны…

Автобус КАвЗ-4270-70

Андрей Филиппов, фото автора
Производитель: Курганский автобусный завод (КАвЗ)
Модель: КАвЗ-4270-70
Начало продаж в России: 2017 г.

Впервые КАвЗ 4270-70 засветился на одной из газовых выставок больше года назад. Тогда машина, мелькнув на стенде, полностью исчезла из поля зрения СМИ. Шанс поближе познакомиться с новой разработкой Курганского автобусного завода выпал во время презентации пассажирской техники «Группы ГАЗ» на треке Нижегородского кольца, состоявшейся в октябре текущего года. Несмотря на присутствие других перспективных разработок, «кавзик» заслуженно занял первое место по вниманию со стороны журналистской братии.

Интересный момент, несмотря на то, что по всем критериям новинка отвечает корпоративной политике «Группы ГАЗ» по новому брендированию, олень так и не сменил на передней маске КАвЗ-4270-70 фирменный логотип Курганского автобусного завода. Автобус оказался независимым или сама концепция машины ещё находится в стадии поиска? Посмотрим, посмотрим…

Пассажир всегда прав?

Начать разговор о КАвЗ-4270-70, пожалуй, стоит с того, что автобус совершенно не укладывается в привычные рамки проектирования подобной техники.

Благодаря высокому кузову даже в корме можно передвигаться не сгибаясь

При упоминании Курганского автобусного завода первое, что всплывает в памяти, – это семейство «Аврора», да капотные «кавзики», которые, несмотря на давно завершённое производство, не собираются покидать наши дороги. Оба варианта далеки от современных тенденций автотранспорта городского сообщения, да и на пригороде к ним вопросов всё больше. На их фоне новинка явно выделяется в лучшую сторону. Дизайн автобуса перекликается с разработками коллег из Ликино, и только вышеупомянутый фирменный логотип КАвЗа подсказывает, что это оригинальное творение.

Накопительная площадка просто огромная для 10,3-метровой машины «Социальные» места, как положено, с откидными подлокотниками

Впрочем, оригинальности в машине хоть отбавляй. Загибайте пальцы: длина 10 340 мм – сейчас распространены 9,5- и 12-метровые модели, но КавЗ-4270-70 относится по современной классификации к средним автобусам и в версии CNG позволяет клиенту рассчитывать на максимальную субсидию от государства; на входе присутствуют ступени – в моде низкопольные и полунизкопольные автобусы, однако среднепольная концепция машины позволяет позиционировать её как бюджетную для регионов с плохими дорогами, а развитая ферменная конструкция даёт возможность реализовать лёгкое и прочное основание; единственно возможный двигатель, газовый Cummins, – обычно в первую очередь создают модификации с дизельными моторами. Не много ли отступлений от традиций для одной модели?!

На самом деле реально КАвЗ-4270-70 не выглядит таким уж бунтарём, как кажется из описания. Автобус вполне гармоничен, а с точки зрения региональных пассажиров, скорее всего, будет отнесён в раздел классических машин.

Боковой маршрутоуказатель расположен над 2-й служебной дверью
Решение, явно не предназначенное для наших бордюров большой высоты

Формула дверей 1–2–0, характерная для «коротких» машин, обеспечивает неплохую скорость ротации пассажиров. Две ступени на входе в 1-ю дверь и одна во 2-й сначала вызывают недоумение, но в процессе понимаешь, что они практически незаметны. Тем более, под полом второй двери скрывается выдвижной пандус, так что автобус, несмотря на отсутствие «низкопольности», является социально ответственным. Компенсацией за ступени на входе служит более широкий проход в районе передних колёсных арок и меньший перепад высоты пола между передней и задней частью салона.

Расстановку сидений можно считать классической: максимум пространства впереди и 4-рядная планировка за 2-й дверью. Передвигаться в корме удобно благодаря полноценным потолочным поручням и ручкам на спинках сидений, судя по ширине прохода и отсутствию подиумов, даже в заполненном автобусе проблем с этим не предвидится. Не понравились только «перевертыши» для «социальных» пассажиров, но это, похоже, уже неизлечимая болезнь современных автобусов.

К наличию поручней и удобству использования никаких вопросов

За климат в салоне летом отвечают полноценные сдвижные форточки в окнах и ТРИ люка в потолке (напомню, это газовый автобус и на крыше у него баллоны). Для противостояния холодам предусмотрены подвесные отопители под сиденьями и тепловой коллектор вдоль левого борта. В целом салон заслуживает оценку «хорошо».

Газуем!

Чёткость картинки монитора и обзор камер заслуживает оценки «отлично»

С точки зрения водителя, КАвЗ-4270-70 тоже хорош. На рабочем месте всё логично и интуитивно понятно. Несмотря на простой дизайн передней панели, все клавиши и кнопки в зоне досягаемости, а для считывания показаний приборов достаточно мимолетного взгляда.

К обзорности тоже претензий не возникло: высокая посадка, большая площадь остекления, тонкие перегородки. Казалось бы всего по одной «линзе» на борт, а видно всё как на ладони. Возможно, морозы заставят наклеить на окно кабины полоски обогрева в зоне левого зеркала, но это лишь предположение.

Очень порадовали камеры как салонная, так и наружная. Качественное изображение с хорошим углом обзора, к тому же даже яркое солнце не дает заметных бликов на монитор – случайно прищемить кого-то дверью не получится.

Рабочее место классическое, без особых изысков и сплошной перегородки

Единственное, чего не хватает на тестируемом автобусе – полноценной перегородки, отделяющей кабину от салона (опционное оборудование). Впрочем, познакомившись с вариантами, предлагаемыми на автобусах аналогичного класса, я так и не решил, такой ли уж это большой недостаток – слишком мало места в районе одностворчатой двери.

Понравилась машина и в движении. В отличие от коллег, норовивших проверить автобус в дрифте, я прокатился по трассе в режиме городского тихохода. Управление – «5», предсказуемость – «5», комфорт – «5», динамика – «4+». Последний параметр оставил смешанное ощущение – хорошая звукоизоляция и грамотно подобранная АКП, мягко перебирающая передачи, не дают почувствовать скорость. Вроде на педаль газа жмёшь, но автобус разгоняется ме-е-е-дленно, до того момента, пока на спидометр не посмотришь – а там уже давно за 60 км/ч перевалило. В общем, скрадывает скорость «кавзик». Зато габариты чувствуются отменно, было забавно наблюдать, как инструктор постоянно проверял в зеркало, зацепил я конус задним колесом или нет?

Тест-драйв КАвЗ-4270-70

Ладно скроен?

А вот по технической части у меня автобус оставил некоторые вопросы.

В первую очередь применение служебных дверей с приводом прислонно-сдвижного типа – не лучшее решение для наших реалий. Заводчане уверяют, что эксплуатационники любят такой тип дверей за удобство и надёжность уплотнения проёма двери по периметру и потому, что створки не отбирают свободное место в салоне. Если первое утверждение бесспорно, то второй аргумент в переполненном автобусе будет выглядеть иначе – двери просто не смогут «прожать» толпу до полного закрытия. К тому же, дорожники до сих пор так и не определились, какая же максимальная высота бордюра допустима на остановочных пунктах, поэтому при подъезде к ним следует учитывать тот факт, что есть вероятность приложиться нижней кромкой двери о бетон.

Классическое размещение баллонов для городских автобусов на крыше

Применение обычных, а не портальных осей, высота салона, позволяющая получить значительный по объёму багажный отсек с применением простого фальшпола, и другие конструкторские решения чётко говорят: автобус проектировался как универсальная машина с возможностью создания междугородных модификаций, не боящаяся наших направлений и не требующая идеальных условий для работы. На этом фоне смутило отсутствие какой-либо защиты двигателя и низкое расположение различных патрубков. Может, стоит пенести металлический «щит» из разрада опций в базовую комплектацию?

Ещё пара спорных моментов отображена на фото, но в целом КАвЗ-4270-70 порадовал.

Красные баллоны в моторном отсеке – система пожаротушения

В моторном отсеке всё доступно для ЕТО, да и с плановым обслуживанием вопросов не предвидится. Вспомогательное оборудование расположено в боковых технологических отсеках с распашными люками. Может это и идёт в разрез с мировыми решениями, но открывать их удобнее, чем подъёмные крышки, да и пачкаешься при этом меньше. «Маневровый» баллон вместимостью 47 л (36 кг) позволит в случае необходимости без нервов доехать до заправки.

Тест-драйв КАвЗ-4270-70

Не могу не отметить, что двигатель Cummins, АКП Allison и нагнетатель воздуха Holsten прекрасно ужились с воздушным фильтром ЛААЗ и гидроусилителем производства НПП «Радий». Выходит, чтобы автобус хорошо ехал, необязательно менять поголовно все комплектующие на импортные, можно выбрать и компромиссные решения.

Новинка? Серийная модель!

Интересно, что «тёмная лошадка», так заинтересовавшая журналистов своей новизной на самом деле оказалась не такой уж и тёмной. Как выяснилось, Курганский автобусный завод без громких речей и ярких релизов в текущем году уже успел поставить 10 автобусов КАвЗ-4270-70 в свой родной город. Кроме того, ещё 30 метановых КАвЗов уже закупили перевозчики Пензы, а до конца года 25 газовых автобусов выйдут на маршруты Санкт-Петербурга. Итого в 2017 году 65 ед. новеньких КАвЗ-4270-70 начали перевозку пассажиров – неплохой старт для модели, созданной «с ноля»!

В технических отсеках относительно просторно «Маневровый» баллон хранится в отдельном отсеке в заднем свесе

Безусловно, своё слово в продвижении модели на рынке сказала государственная программа поддержки производителей техники на природном газе, заработавшая в 2016 году. В итоге для КАвЗ субсидия на один автобус составляет 2 800 000 руб., что снижает стоимость автобуса для перевозчика почти в два раза. Однако предложений бюджетных городских машин сейчас предостаточно и только ценником потребителя вряд ли заманишь.

Лучшая защита поддона двигателя – резиновые патрубки? Не уверен Слабо стравить конденсат со среднего ресивера без канавы?!

Вот и выходит, что КАвЗ-4270-70 понравился не только мне, перевозчики тоже оценили машину. Что ж, посмотрим, что скажет зимняя эксплуатация, ведь снег, мороз и слякоть (и всё в течение одного дня) для наших просторов – самый лучший критерий естественного отбора…

Техническая характеристика автобуса КАвЗ-4270-70
Параметр Значение
Полная масса, кг 16 800
Снаряжённая масса, кг 10 070
Пассажировместимость, чел. 90
  • в т.ч. сидя
28+1
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 6100/10 700
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Cummins B6,7GES 230
газовый, I-6
6690
230 при 2300 мин-1
830 при 1450 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/ назад
Allison T-270R
автоматическая
6/1
Подвеска Зависимая, рычажная пневматическая с амортизаторами
Тормозная система Пневматическая, двухконткрная с EBC
Колёсная формула 4х2
Минимальный радиус поворота, м 11
Вместимость газовых баллонов, л 665
Тест-драйв КАвЗ-4270-70
Комментировать ... >>