Опубликовано: ГП 12-2013
Балластный тягач Hendrickson 360
Hendrickson в жизни и в модели

Балластный тягач Hendrickson 360

Владимир Чехута, фото автора

Американская компания Hendrickson, созданная шведским эмигрантом 90 лет назад, не относится к заметным игрокам североамериканского автопрома. Однако в истории этого автопроизводителя существует весьма харизматичный тяжеловоз модели Hendrickson 360, который известен большинству энтузиастов грузовиков из разных стран мира.

В середине 1970 годов по заказу транспортной компании Lampson International были выпущены два балластных тягача Hendrickson 360, за которыми закрепились собственные имена «The Beauty» (Красавица) и «The Beast» (Чудовище), но автомобили были абсолютно идентичны.

Каждый грузовик укомплектовали V-образным 12-цилиндровым турбодизелем Cummins VTA-1710C мощностью 700 л.с. (при 2100 об/мин). Этот мотор, в основном использовавшийся на маневровых железнодорожных локомотивах и карьерных погрузчиках, агрегатировался с преобразователем крутящего момента Clark 16000 series и 8-ступенчатой автоматической трансмиссией Clark. Передний мост Clark FDS6501 полноприводного шасси, как и второй, и третий ведущие мосты Clark RD 85001, выдерживал нагрузку 50 тонн. Колёсами гигантского грузового автомобиля служили огромные карьерные шины Michelin размерностью R33.5x35. Длина 360-й модели составляла 11,6 м; высота – 4,57 м, а ширина не превышала 3,96 м.

Стоит добавить, что столь внушительная спецификация тяжеловоза Hendrickson 360 определялась заказчиком исходя из предстоящей транспортной задачи. Согласно ей необходимо было перевезти 44 тяжёлых трансформатора массой по 250 т каждый. Маршрут пролегал от ж.-д. станции до строившейся ГЭС на реке Черчилл в провинции Лабрадор (Канада) на расстоянии около 200 км. При этом бóльшая часть пути пролегала по холмистым дорогам с градиентом 11%.

Сегодня многие специалисты полагают, что грузовик Hendrickson 360, возможно, был самым большим балластным тягачом, когда-либо построенным в мировом автопроме. Тут наверняка найдутся знатоки истории и припомнят знаменитые четыре грузовика Berliet T100, построенные в 50-е годы во Франции. Да, машины во многом похожи: такие же большие колёса, 700-сильный двигатель Cummins VT12 и 50-тонные мосты, несколько уступающие Berliet. Но, чтобы присвоить титул французу, нужны весомые аргументы. Да, Berliet T100 превосходит по габаритным размерам Hendrickson 360, но вряд ли он мощнее. К тому же из четырёх построенных Berliet T100 остался только один аппарат, и уже 30 лет он находится в частном музее Berliet Foundation. В противоположность этому «Красавица» и «Чудовище» находятся всё ещё в рабочем состоянии и даже готовы выполнять тяжёлую работу, если она будет найдена.

Таким образом, масштабную копию Hendrickson 360, появившуюся в этом году, не могли не заметить коллекционеры миниатюр. Модель тягача выполнили специалисты небольшой британской фирмы ASAM Models. Эта артель существует уже более 45 лет и выпускает копии редких и уникальных грузовиков по тем же технологиям, которые используют изготовители небольших серий по всему миру.

Но, как оказалось, большой опыт и английская прописка не гарантируют высокого качества. Начнём с того, что модель балластного тягача Hendrickson 360 выполнена в масштабе 1:48. Это близко к популярному во всём мире масштабу грузовиков 1:50, хотя и любители тяжёлых автомобилей в «43-м» тоже могут рассматривать эту миниатюру в первом и во втором приближении. В Британии, наверное, существует специфичный отряд коллекционеров моделей грузовых автомобилей в 1:48, а может, эта тема начиналась с самолётных копий и затем продолжилась в военных грузовиках ASAM аналогичного масштаба? Вопрос, конечно, риторический, но всё же осадок остаётся, тем более, когда речь идёт о значительных инвестициях.

Говоря о самой модели, стóит отметить, что машинка, выполненная из металла и смолы, и выглядит похоже. Но, рассматривая внимательно кабину, а она здесь самый заметный узел, мне не удаётся избавиться от ощущения, что эта деталь проработана недостаточно детально и очень напоминает игрушку. Протектор колёс тоже выполнен неточно, а сами колёса изготовлены из смолы. Конечно, достать качественные чертежи для хозяев мастерской ASAM, видимо, было невозможно, к тому же британские моделисты не освоили современных 3D-технологий и делают свои мастер-модели, как скульптуры.

Модель грузовика, оставившего заметный след, кому-то кажется неформатной или не достаточно качественной, но если кто-то подумал, что хорошо бы иметь такой Hendrickson 360 у себя на полке, то у него есть возможность сэкономить и купить кит под сборку.

Комментировать ... >>
Loading...