Исторический обзор вьетнамского автопрома
Citroёn La Dalat – гордость Сайгона
Автомобильный местпром зародился во Вьетнаме в самый разгар войны. Пытаясь отстоять свои пошатнувшиеся позиции на рынке малолитражек, филиал французской компании Citroёn – Société Automobile d'Extrême-Orient (SAEO), известный позже как Citroёn Việt-Nam, организовал примерно в 1965 г. в Сайгоне отвёрточную сборку легковых машин Citroёn 2CV. Благодаря дешёвой рабочей силе популярный автомобильчик по цене не имел конкурентов даже среди стремительно вторгшихся на рынки Индокитая бюджетных микролитражек из Японии.
Масштабы сборки были невелики, но эксперимент оказался настолько удачным, что руководство филиала решило освоить производство оригинальной модели машины, не копирующей устаревший французский эталон. В 1968 г. в Сайгоне было создано социальное отделение SAEO, а через год построен новый сборочный завод, получивший гордое название Citroёn Xe Hơi Công Ty (Автомобильная компания «Ситроен»). Лицензию приобрели у фирмы Ateliers et Forges de l'Ebrié из Республики Кот-д'Ивуар (Берег Слоновой Кости), принадлежавшей тоже французскому концерну Citroёn. Выбор был неслучаен. Именно там в 1963 г. была разработана концепция специального автомобиля, предназначенного для производства в слаборазвитых странах.
Bébé Brousse («Малыш Брусс») – так назвали руководители иворского ателье инженеры М. Летокин и М. Лешантёр (M. Letoquin, M. Lechanteur) своё детище. Конструкция была проста и технологична – несущая платформа автомобиля Citroёn Ami 6 (идентична с моделью 2CV), на которую крепился болтами простейший открытый металлический кузов угловатой формы. Этакий примитивный, но симпатичный «кюбельваген», сборку которого можно наладить быстро и без особых затрат в любой, даже самой отсталой стране. Вьетнамские специалисты доработали концепцию, упростив её ещё больше, кузова разработали и производили вьетнамцы сами.
Внешне машина оказалась похожа на французский Citroёn Méhari, что стало поводом для многих историков считать её упрощённой копией французского аналога. При этом многие из них не берут во внимание одно коренное отличие – материалом для кузова французской машины послужил полимерный материал с мудрёным названием акрилонитрилбутадиенстирол (ABS), который в Южном Вьетнаме не производили. Там применяли обычное листовое железо, как и в некоторых других развивающихся странах, где Citroёn собирал подобные машины.
В 1970 г. началось производство автомобилей в Сайгоне. В литературе и прессе обычно называют марку автомобиля La Dalat, но в техническом паспорте на машину было написано: «Марка: Citroёn. Тип: La Dalat en tôle 3 CV». В начале выпуска Citroёn La Dalat соотношение импортных и вьетнамских комплектующих в процентах составляло 75:25, а к концу производства в 1975 г. – уже 60:40. Существовало 4 модификации автомобиля: пассажирский 4-местный La Dalat, грузопассажирский с откидными сиденьями, грузовой пикап и фургон La Dalat R и их модификации La Dalat RN грузоподъёмностью 680 кг. Элементы дизайна постоянно модернизировались. Двигатели устанавливали французские, воздушного охлаждения, 2-цилиндровые, 602 cм3, 31 л.с., КП – 4-ступенчатая, механическая, привод на передние колёса. В 1975 г. на базе модели La Dalat был построен и испытан в аэропорту Таншоннят один 8-местный микроавтобус Citroёn Le Bassac, под этим же индексом изготовили и грузовой фургон вагонной компоновки.
Автомобиль собирали исключительно для рынка Южного Вьетнама, производство закончилось в день, когда Вьетнамская Народная армия и партизаны отрядов Вьетконга взяли Сайгон – 30 апреля 1975 г. По данным вьетнамских историков, всего было изготовлено около 5000 машин Citroёn La Dalat, в том числе и модификации для полиции, медицинской службы и такси. Однако, согласно данным фирмы Citroёn, всего с 1970 по 1975 г. было собрано 2865 автомобилей и дополнительно 30 машин в виде эксперимента через 10 лет в 1985 г.
От «Доджей» до ПАЗа
При разделении страны на два противоборствующих лагеря, как и в Корее, в Южном Вьетнаме при поддержке американских сил были созданы автомобильные мастерские в промышленно развитом Сайгоне. Одно из этих предприятий через полвека преобразовано в крупное предприятие Saigon Transportation Mechanical Corporation (SAMCO). В 1965–1972 гг. там помимо грузовиков и фургонов собирали оригинальные нативные автобусы на шасси коммерческих грузовиков Dodge, International и De Soto, а также ремонтировали автомобили, оставшиеся от французов. Американская армия завезла в Южный Вьетнам тысячи военных автомобилей самого различного назначения, не только собственного производства, но и японских. Их ремонтировали поточным методом. Предприятие продолжало ремонтные, капитально-восстановительные работы и переоборудование американских машин и после оставления Сайгона американскими войсками на протяжении 20 лет! Бывшие американские и японские военные автомобили можно увидеть во Вьетнаме и сегодня. Они работают десятилетиями в самых тяжёлых условиях. Впрочем, и многие советские военные грузовики того времени не только остались в эксплуатации, но и по-прежнему несут военную службу.
В 1975–1988 гг. в Далате, Хошимине и Ханое были организованы кузовные и механические мастерские, а также столярные и кузнечные артели, где велась сборка и ремонт автобусов и грузовиков. Но самыми передовыми и высокоорганизованными были ремонтные автобазы при ГОКах (горнообогатительных комбинатах), где работали специалисты из СЭВ, особенно много из ГДР. Ныне местные энтузиасты начали интересоваться выпускаемыми там машинами. И сейчас вьетнамские фанаты сильно удивляются некоторым фактам своей истории, поскольку считали кузовостроение в своей стране чем-то несерьёзным и доморощенным. Так, удалось выяснить, что основную массу пассажирского подвижного состава составляли автобусы ПАЗ-672, которые широко эксплуатировали на междугородных маршрутах. Большое количество автобусов было построено во Вьетнаме, в основном на грузовых шасси производства ГДР и СССР, таких как ГАЗ-51, ЗИЛ-164 и IFA W 50L. В это же время на многочисленных мелких и средних предприятиях страны был освоен выпуск традиционных трёхколёсных грузовичков и моторных рикш с мотоциклетными двигателями как импортными, так и вьетнамского производства.
Национальные особенности вьетнамских похоронных процессий
Большинство вьетнамцев – атеисты, однако в стране практикуются традиционные религиозные верования – буддизм и христианство. Старые традиции неискоренимы: похороны во Вьетнаме зачастую похожи на праздник. Когда во Вьетнаме кто-то умирает, его семья устраивает пяти- или шестидневные поминки. Друзья и родственники сопровождают покойного к кладбищу, процессия похожа на парад, при этом немаловажную роль играет красота похоронной машины.
2 сентября 1969 г. скончался Хо Ши Мин. Забальзамировали его советские специалисты из Мавзолея В.И. Ленина, они же помогли и в других ритуальных делах. Из СССР привезли шикарный катафалк ГАЗ-13С, переделанный в Риге на заводе РАФ. Начальник отдела испытаний автомобилей представительского класса Горьковского автозавода Борис Владимирович Греков рассказывал, что в 1968–1969 гг. было изготовлено всего два таких катафалка.
Правда, автомобильный историк Иван Падерин утверждает, что их было построено 20 штук, но, вероятно, сюда он включил и однотипные автомобили «скорой помощи». Один катафалк ГАЗ-13С отправили во Вьетнам. Владислав Козельцев, сотрудник лаборатории при Мавзолее В.И. Ленина рассказывал, что тело вождя приходилось несколько раз перевозить с места на место из-за опасений, что его разбомбят или выкрадут американцы. Однажды на глазах у работников мавзолейной группы пролетели два десантных вертолёта армии США и приземлились в паре километров от них. Только в 1975 г. после окончательной победы последнее пристанище Дедушки Хо было открыто для посещений.
Простых смертных на роскошных «Чайках» на кладбище во Вьетнаме не возят. Но и их последний путь часто проходит в торжественной обстановке на уникальных похоронных автомобилях. Кузова этих катафалков изготовляют в небольших кустарных мастерских из подручного материала и все они разные. В ход идёт бамбук, дерево, цветной металл, драпировка из шёлка, яркие краски и даже позолота. Невероятный полёт фантазии, настоящее произведение искусства на колёсах, ручная работа самобытных художников-дизайнеров! Можно встретить всё – пагоды, драконов, цветы лотоса... и всё это на базе старых французских или трофейных американских и японских машин, которым самим давно уже пора на автомобильное кладбище. Коммунистической идеологии древние традиции похоронного ритуала во Вьетнаме не мешают.