Прицепная техника военного назначения Одесского автосборочного завода
Большинство советских предприятий в номенклатуре выпускаемой продукции имели секретные военные заказы. Как правило, такие заказы шифровали цифровыми кодами, и в документации предприятий продукцию для военных обозначали как «изделие № ХХХ».
Не миновала сия участь и Одесский автосборочный завод. Только-только молодое предприятие становилось на ноги, как для Министерства обороны был спущен сверху план по изготовлению спецзаказа. Начиная с весны 1952-го было начато серийное производство первого изделия по заказу Министерства обороны – вращающейся кабины для радиолокационных постов. С этого момента предприятие постоянно сотрудничало с военными. Нужно отметить, что ОдАЗ, специализирующийся на производстве техники, связанной с автотранспортом, вынужден был освоить производство неспецифической для него номерной продукции.
Спустя некоторое время предприятие получило документацию, разработанную Мытищинским машиностроительным заводом, на производство одноосных полуприцепов ОдАЗ-778М особого назначения. Полуприцеп состоял из рамы ломаной конструкции и предназначался для перевозки специальных грузов как по дорогам общего назначения, так и по бездорожью. ОдАЗ-778М создавали специально под седельный тягач ЗИЛ-131В, но в СССР и Афганистане нередко работал в составе с ЗИЛ-157КД для комплексов С-75 «Волхов». Для скрытности и сохранения груза от непогоды 4-тонный полуприцеп комплектовали складным тентом с каркасом в виде дуг.
Кроме производства спецзаказа по документации, спущенной сверху, на ОдАЗе разрабатывали и внедряли в серию подвижной состав собственной конструкции. В результате таких работ были созданы полуприцепы-фургоны ОдАЗ-828 и ОдАЗ-936 для тягачей ЗИЛ-131В и «Урал-377С», которые использовали для установки сложной аппаратуры весом до 5,5 т. Цельнометаллические крытые фургоны были облицованы снаружи металлическими листами, а изнутри прочной влагостойкой фанерой. Между наружной и внутренней обшивкой был проложен теплоизолирующий материал для поддержания в салоне полуприцепа внутреннего климата. Для крепления аппаратуры предусмотрены различные стеллажи, полки, направляющие. Для входа/ выхода предусмотрены двустворчатая задняя и одностворчатая боковая двери.
К 1960 году автосборочный завод уже на потоке собирал два типа кабин для радиолокационных станций: изделие № 631 и 655 на шасси полуприцепа ОдАЗ-828. С 1967 года на вооружение поступило изделие К-ЗМ – кабина управления стартовой позицией ЗРС С-200 в составе ЗИЛ-157К и полуприцепа ОдАЗ-828.
Используя опыт в постройке и эксплуатации полуприцепов ОдАЗ-778М, КБ ОдАЗа приступило к проектированию по заказу МО бортовых полуприцепов. Учитывая все требования военных, за основу было взято двухосное шасси в качестве опорной тележки. Для того чтобы снизить погрузочную высоту, за основу была принята конструкция со ступенчатым полом. Тентованные бортовые полуприцепы ОдАЗ-9325 и ОдАЗ-9350 буксируемые тягачами ЗИЛ-131В и «Урал-375С» (КАМАЗ-4410) способны были транспортировать 6 и 10 т груза.
Военные разработки на предприятии были ключевыми. В 1980–1981 гг. предварительные заводские испытания прошли полуприцепы-фургоны ОдАЗ-9970, ОдАЗ-9971, ОдАЗ-9956 и ОдАЗ-9972 для установки радиотехнической аппаратуры в шкафах. В производстве использовали материалы, способные препятствовать воздействию внешней среды при безгаражных условиях содержания. Это были гиганты среди выпускаемой ОдАЗом продукции. Их грузоподъемность составляла от 6,5 до 13 т, а внутренний объем кузова от 40 до 60, 5 м3. Основными тягачами служили седельные тягачи «Урал-4420-01», «Урал-44202-01» и КрАЗ-260В.
Выпуск прицепной техники для военных, хоть и в небольшом количестве, продолжался до настоящего времени. До последнего момента МО РФ заказывало одесситам фургоны ОдАЗ-9970, которые в производственной программе предприятия производятся уже почти 20 лет. Со сменой военной доктрины России эта продукция осталась невостребованной и, чтобы продолжить более чем полувековое сотрудничество с военными, в Одессе разработали полуприцеп для транспортировки военной техники ОдАЗ-930010. Полуприцеп снабжен специальными трапами для заезда как колесной, так и гусеничной техники. Новинкой, как ни странно, больше заинтересовались украинские военные, а проведенные испытания показали, что созданный на ОдАЗе полуприцеп удовлетворяет всем современным требованиям, предъявляемым Министерством обороны Украины.
Наименование и модель изделия | Производство, шт. | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1960 | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | 1965 | |
Изотермические полуприцепы ОдАЗ-828 г/п 5,5 т для МО СССР | 78 | 250 | 600 | 600 | 600 | 600 |
Кабины 631 и 655 | 430 | 650 | 650 | 600 | – | – |