Специальное колесное шасси И-21-15 (8х8)
Во второй половине 1950-х 21-й Научно-исследовательский испытательный институт МО СССР активно начал заниматься научными работами в области разработки специальных колесных шасси (СКШ). Первый макетный образец изделия 210 (И-210) с хребтовой рамой и колесной формулой 6х6 был построен в 1959 году. Несмотря на положительные результаты испытаний, в августе 1960 года Техсовет ГКОТ отклонил предложение о создании промышленных образцов И-210 ввиду того, что шасси не удовлетворяло требования максимальной нагрузки 15 т.
Институт переделал экспериментальный образец И-210 в 4-осное шасси (8х8), получившее обозначение «И-21-15». Это шасси имело тот же дизельный двигатель ДКС конструкции Брилинга (240 л.с.), механическую трансмиссию и независимую торсионную подвеску. Новое шасси собственной массой 10 т и грузоподъемностью 15 т имело ряд преимуществ по сравнению с серийными СКШ того времени ЗИЛ-135 и МАЗ-535, а именно: малую габаритную и монтажную высоты при почти равных дорожных просветах, меньшую массу и большую полезную площадь.
В течение зимы–весны 1961 года шасси И-21-15 прошло всесторонние испытания, в том числе с буксируемым прицепом полной массой в 31 т. За это время автомобиль прошел свыше 4000 км. И хотя в макетном образце двигателя в процессе пробеговых испытаний было выявлено немало технологических недостатков, конструктивная схема шасси показала свою исключительную надежность.
Важной особенностью шасси была его унификация с серийной агрегатной базой прежде всего мостами, на основе которых можно было создать четыре семейства многоцелевых шасси и 12 моделей различной грузоподъемности (от 2,5 до 26 т) с разной колесной формулой (с 4х2 до 8х8). На производственной базе 38-го Опытного завода было создано шасси 8х8, 6х6 и активный 2-осный полуприцеп.
В 1962 году 21-й НИИИ совместно с Курганским машиностроительным заводом «Уралсельмаш» (гражданское название Курганского завода колесных тягачей) Курганского совнархоза разработали проект создания промышленных образцов шасси КМЗ-664, в основу которого легла конструкция шасси И-21-15. Однако дальнейшие работы по проекту были свернуты, так как он не получил одобрения «сверху». Мы можем только предполагать, почему И-21-15 не стал заменой существующим в то время серийным колесным шасси МАЗ и ЗИЛ, хотя и превосходил их по множеству технических, производственных и эксплуатационных параметров. Скорее всего, причиной стала необходимость серийного освоения в производстве двух семейств бензиновых двигателей (ГАЗ) и одного семейства дизеля (Барнаульский завод), а заниматься этим, когда на конвейере уже стоят серийные многоосники, возможно, посчитали затратным.
Попытка создать семейство колесных шасси с хребтовой рамой была не единственной. Параллльно с 21-м НИИИ конструкцию подобного автомобиля создавал и Брянский автозавод, но проект БАЗ-931 тоже не получил дальнейшего развития. Таким образом, работы по созданию в СССР грузовых автомобилей с хребтовой рамой не увенчались успехом – изготовленные в разное время образцы так и остались опытными… и вместе с тем строжайше засекреченными.
Габаритные размеры, мм | 8110х3000х2365 |
База между 1 и 4 мостом , мм | 1500+3045+1500 (+55*) |
Дорожный просвет, мм | 500 |
Колея, мм | 2290 |
Погрузочная высота платформы, мм | 1358 |
Монтажная высота шасси, мм | 965 |
Снаряженная масса, кг | 9965 |
Полная масса, кг | 25 000 |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |