Обзор выставки «Интерполитех-2017»
В названии «Интерполитех-2017» всё больше становится политехнического смысла, нежели полицейско-технического. Однако на прошедшей в Москве выставке поддержка со стороны МВД, ФСИН, ФСБ и Росгвардии оставила в воздухе много напряжённости и пороховых запахов.
Грозный федеральный статус выставки смягчает поддержка правительства России, которой важно, чтобы самое статусное мероприятие предворяло не только сезон госзакупок 2018 года в рамках государственной программы вооружений ГПВ-2020. Важно по примеру ведущих экономик мира привлечь частный бизнес и гражданский сектор к перевооружению. Актуально замедлить утечку мозгов, чтобы экспериментальные разработки и ноу-хау не мигрировали за рубеж, а разбавляли густой замес неповоротливого отечественного ВПК.
В качестве примеров частно-государственного партнёрства на службе силовых блоков были показаны новейшая боевая и военно-гражданская техника из Белоруссии, Чехии, Латвии, Польши, Бельгии, Франции, Германии, Швейцарии, США, ЮАР, ОАЭ, Израиля, Китая, Южной Кореи и Японии.
Техника специального назначения
Все, кто не был на форуме «Армия-2017» в КВЦ «Патриот», могли посмотреть некоторые виды техники на выставке «Интерполитех-2017».
На открытой площадке АО «Астейс» из Набережных Челнов выставило сразу три машины: два «Патруля», изготовленных по государственному оборонному заказу для войск национальной гвардии Российской Федерации и бронеавтобиль «Линза». Его корпус выполнен в виде цельнометаллической сварной капсулы, способной обеспечивать надёжную защиту личного состава, узлов и агрегатов. Полная масса транспортного средства составляет 13,5 т, а мощность двигателя 260 л.с.
Первая партия из 10 «Патрулей», рассчитанных на размещение 10 военнослужащих, поступит на вооружение подразделений специального назначения, которые находятся на переднем крае борьбы с терроризмом и вооруженной преступностью. В дальнейшем на платформе этих автомобилей будет создано семейство техники для подразделений связи, РХБ защиты, медицинских и инженерных подразделений Росгвардии.
На стенде ОАО «Завод специальных автомобилей» были показаны оба варианта «Тайфуна», которые известны по выставке «Армия-2017», но только без вооружения. «Тайфун-К» К53949 и его улучшенная версия «Тайфун» К4386 («Тайфун ВДВ»). Цельносварной салон вмещает 8 бойцов, а вооружение и бронирование позволяют выполнять различные тактические задачи: разведка боем, огневая поддержка, перемещение живой силы и оружия, конвоирование, поддержка авангарда или прикрытие арьергарда.
Облегчённая конструкция «Тайфун ВДВ» позволила поднять грузоподъёмность, а также поместить на его крыше автономный беспилотный блок, оснащённый пушкой калибра 30 мм.
Конкуренцию «Тайфуну» и «Патрулю» на внешних рынках, вроде Мексики, сейчас составляет «Горец-М», выпущенный ООО «ОКБ Техника» на шасси КАМАЗ-53502. Однообъёмный кузов (вмещает 10 человек) бронирован по периметру до класса защиты 6А и выдерживает подрыв фугаса до 6 кг в тротиловом эквиваленте.
Грузовая специализация
На «Интерполитехе» обязательно найдутся два близнеца-кунга, мало отличимых друг от друга, но разные по назначению. Саратовское ЗАО «Радиан» продолжило эту странную традицию, пригнав на открытую экспозицию два мало отличимых друг от друга КАМАЗ-43118. Санитарно-эпидемиологическая лаборатория и автоперевязочная АП-3 из лечебно-диагностического комплекса КЛДП смонтированы в кузовах мод. 574324 и 574312, выпускаемых ОАО «Козловский комбинат автофургонов».
Свою продукцию УОКТ привёз СЗАО «Завод «Сантэкс» из Белоруссии. Устройство остановки колёсного транспорта и мобильный санитарно-гигиенический модуль МСГМ на шасси КАМАЗ-5350. Он предназначен для улучшения санитарно-гигиенических условий при размещении на неподготовленных территориях в автономном режиме с соблюдением санитарно-гигиенических и эпидемиологических требований.
Модуль с автономным обеспечением 3 туалетов, 3 писсуаров, 4 умывальников и 3 душевых, беспечивает гигиеническое обслуживание взвода (30 чел.) при максимальном потреблении без дозаправки водой до 7 дней.
Развитие модельного ряда завода «Урал», благодаря поколению Next, позволяет если не укрепить позиции на рынке спецтехники, то избавить от негативного шлейфа советского консерватизма. Изначальная позиция, что новинку не будут поставлять на экспорт, мягко говоря, не нашла понимания среди иностранных потребителей, и теперь «Группа ГАЗ» решилась на рекламную кампанию за рубежом. Помимо вахтового автобуса «Урал-3255-5013-71», выставленного на заводском стенде рядом с перспективным армейским «Урал-63704-0010» («Торнадо-У»), в экспозиции шумерлинского КАФа был показан полицейский АТНП-43203 NEXT на шасси «Урал-5557-6152» с 23-местным пассажирским кузовом.
Среднетоннажное шасси КАМАЗ-4308 послужило базой автомобиля 4308-АДЗ для задержанных в административном порядке. Отсек для перевозки 19 человек снабжён окнами, 3 продольными лавками и отделён от наряда полиции стенкой с решётчатой дверью.
Полиция для провинции
Основная экспозиция раздела «Полицейская техника» в этот раз была посвящена инновационным технологиям в области индивидуальной и коллективной безопасности.
ООО «Центр подготовки и поддержки «Движение» представил 4 машины для дорожно-патрульной службы ГИБДД: Škoda Octavia 5E мод. 185000, Škoda Kodiaq, Audi A6 и Volkswagen Transporter.
В этот раз удивило обилие легковых патрульных автомобилей, среди которых выделялись машины ООО «Промтех». На базе универсалов «Лада Ларгус» выпущена модель для перевозки нарядов полиции со служебными собаками – АТНС LRGS0K с увеличенной крышей «Лада Куб» и патрульный автомобиль LRGS0В1 с оригинальным кузовом «Самотлор-НН» с отсеком для задержанных.
Большой раздел представила Росгвардия (это без учёта фирменных стендов), где самая широкая экспозиция была развёрнута уже с легковыми автомобилями. Акцент сделан на тольяттинскую продукцию, где были представлены оперативно-служебные «Лада Веста», а также «Лада 4х4» (ВИС-294611 и ВАЗ-2329).
Не разбирая дорог
Появление в экспозиции Росгвардии багги-болотохода могло бы укладываться в рамки стартапа. Анатолий Охримец, бывший гендиректор вазовского подразделения «Бронто», некогда открыл собственную компанию – ООО «ЛОСЬ».
Ходовой прототип спортивно-кроссового автомобиля багги УРА (ударно-разведывательный автомобиль) был представлен ещё на 2-м Международном форуме «Технологии в машиностроении – 2012» при участии ОАО «Рособоронэкспорт», который и вёл маркетинг этого багги на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии. Трёхместную машину (водитель в центре – двое по сторонам) показывали интересантам с противотанковым ракетным комплексом «Корнет-Э». Позже машина получила собственное название СТВ – средство транспортное внедорожное. В 2013-м А. Охримец подписал контракт на поставку МО РФ 4 машин на 1,8 млн руб., после чего ожидался заказ ещё на 6 машин.
Автомобиль с 300-мм клиренсом и размерами 3515х2230х1460 мм создан по принципу традиционного заднеприводного багги класса 9: 145-сильный 1,6-литровый двигатель в базе, снаряжённая масса 0,7 т, полная – 1,05 т. Пространственная трубчатая рама с длинноходной и энергоёмкой независимой подвеской всех колёс для пересечённой местности, привод на задние колёса через бортовые редукторы. С целью реализации возросшего благодаря этому крутящего момента на заднюю ось установлены колёса с шинами размерности 875х320R15.
Арктический 8-местный вариант вездехода-амфибии «Трэкол-39294» со стеклопластиковым кузовом является флагманской в производственной программе фирмы «ТРЭКОЛ» и уже находится на вооружении пограничников Заполярья.
Неподдельный интерес вызвали вездеходы «Кречет» компании «ТехноИмпульс». Эти машины по паспорту относятся к тракторам и являются продолжением вездеходов «Петровичи», права на выпуск которых под давлением финансовых причин переуступила Тюменская фирма «ЭКОТРАНС».
Как и в линейке «Петровичей», выпускают 2-осные и 3-осные варианты. На выставке были показаны грузопассажирские 4-колёсный «Кречет Z 210-91» и 6-колёсный «Кречет Z 310-91» со 100-сильными турбодизелями Hyundai D4BH, размещённым в центральной части машины. Шины «Авторос МАХ-ТРИМ» 1300х700-21 снабжены централизованной системой подкачки.
Передняя электрическая лёбедка ComeUP 9500 входит в базовое оснащение. Независимая подвеска всех колёс позволила применить колёсные редукторы с одноступенчатым зацеплением и понижением 3,9. Днище закрыто специальными понтонами, которые одновременно выполняют роль защиты ходовой части и обеспечивают дополнительную устойчивость на воде.
Ульяновские следы
Ульяновский автозавод с гаммой «УАЗ Патриот» на стенде был представлен уже знакомыми по прошлым выставкам модификациями УАЗ-1846 АТНС «Кинолог» на базе пикапа УАЗ-23632-252, УАЗ-3163-015-31 «Патрульный» (ППС), вариантом УАЗ-3163-375 для ДПС и УАЗ-23632-148 «Есаул» в экспозиции Росгвардии.
Интерес же вызывали два новых спецавтомобиля на базе «УАЗ Профи 4х4» полной массой 3,5 т: для перевозки заключённых и для пограничной службы. Обе машины оснащены 2,7-литровым бензиновым двигателем мощностью 149,6 л.с., системой пожаротушения моторного отсека, предпусковым подогревателем, дополнительным отопителем салона, четырёхканальной ABS с функциями EBD.
УАЗ-236022-1440 «Профи» для пограничной службы c 5-местной кабиной можно назвать полноценной заменой ГАЗ-330273 – «ГАЗели» с двухрядной кабиной. Грузовик условно подготовлен для бездорожья: шноркель, электролебёдка, тайваньские (по принадлежности фирмы) шины MAXXIS M/T BIGHORN размерностью 245/75 R16 с грязевым протектором. В кузове по бортам предусмотрены откидные скамьи, позволяющие перевезти 8–10 человек в зависимости от комплекции.
Автозак МВД шумерлинского завода КАФ на момент презентации ещё не имела своего обозначения. Грузоподъёмность базового УАЗ-236022-1450 в 1,5 т позволяет установить полноценный модуль для этапирования 7 задержанных и двух конвойных. Кузов длиной около 3,2 м (при габаритной длине 5940 мм) получился чудовищно тесным. Тюрьма в миниатюре: 3 «стакана» для задержанных площадью около квадратного метра, что не располагает длительному пребыванию тучных людей. Так что назвать машину удачной нельзя.
Архипелаг ФСИН
На «Интерполитех-2017» федеральная служба исполнения наказаний заняла практически весь павильон и тут разразился скандал – задержали главного конструктора ИСОД Андрея Нечаева за якобы неисполнение ряда контрактов на оснащение полицейских машин системами ГЛОНАСС.
Арест Нечаева на открытии выставки «Интерполитех-2017» позволил острословить, что теперь врио начальника научно-производственного объединения «Специальная техника и связь» МВД России на себе опробует комфорт разрабатываемых автозаков. Правозащитники добивались восстановления требования ПР 78.01.0024-2010, по которым биотуалетом должны были оборудованы спецавтомобили вместимостью более 7 человек спецконтингента. А по требованиям ПР 78.01.0024-2016, принятым уже при Нечаеве, эта цифра увеличилась до 50 человек! Такому требованию удовлетворяет лишь одна модель – АЗ-02 на шасси КАМАЗ-65117-023, представленная в 2014 году мелеузским ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан. В этой же колонии сказали, что до конца года выпустят не менее 23 машин с биотуалетами.
Ровно за 7 лет в Мелеузе c ноября 2010-го собрали уже 1000 автозаков и ФКУ ИК-7 представила спецавтомобили типа «АЗ» (автозаки) для ФСИН на грузовых шасси КАМАЗ-5350, КАМАЗ-4308, «ГАЗон Next» и цельнометаллического фургона «ГАЗель Next» А69R32 (длинная база). Они отличаются от аналогичных машин, представленных на прошлых выставках следующим:
- сиденья в общих камерах по-прежнему жёсткие, но эргономичные пластиковые, отдельное место для каждого осуждённого, вместо общих лавок с сиденьями и спинками из фанеры;
- в помещении конвоя цельнометаллического фургона «ГАЗель Next» имеются полки для размещения багажа осужденных.
Все эти нововведения – из области соблюдения прав человека. Хотя сотрудник пресс-службы УФСИН по РБ Глеб Полиновский, утверждает: средняя наполняемость спецавтомобилей за 9 месяцев 2017 года составляет около 50% и их переполненность не подтверждается практикой.
В этом году ИК-7 представила автозак на шасси «ГАЗон Next» для МВД с так называемой смешанной планировкой: заднюю половину кузова занимают две общих камеры по 5 задержанных в каждой, переднюю – 4 одиночных камеры и помещение конвоя. От своего собрата для ФСИН на аналогичной базе с аналогичной планировкой он отличается (помимо цвета контрастирующих полос и надписей на кузове и наличия СГУ на кабине) тем, что в переднем левом углу кузова вместо ещё одной одиночной камеры оборудовано место для укладки бронежилетов и касок сотрудников конвоя.
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области (г. Новоульяновск) представила ряд новинок – автозаки для перевозки осужденных-инвалидов-колясочников: АЗ-01РК, АЗ-01ПК на базе длиннобазных «ГАЗель Next» А32R33 и АЗ-02Р, АЗ-02П на базе «Соболь» ГАЗ-2752.
В передней части салона «ГАЗелей Next» оборудованы 2-местное помещение конвоя и две одиночные камеры с жёсткими сиденьями для перевозки «обычных» осуждённых (как в обычном автозаке), в задней – камера для перевозки инвалида в коляске.
В салонах «Соболей» в передней части имеются 4 мягких сиденья (сразу за кабиной, лицом назад) и место для размещения инвалидной коляски. Такие машины востребованы в колониях-поселениях, где отбывают наказание расконвоированные осуждённые не склонные к побегу, за которыми не требуется строгий надзор. Кроме того, без цветографической схемы их можно использовать в качестве социальных такси для инвалидов.
На машинах АЗ-01РК и АЗ-02Р в задней части для заезда инвалидной коляски установлена складная рампа, в АЗ-01ПК и АЗ-02П – электромеханический подъёмник.