Закрытие троллейбусных маршрутов в Узбекистане
Последние шесть месяцев для троллейбуса Узбекистана стали самыми горячими за все время его существования. Началось все с издания постановления Кабинета Министров Узбекистана от 26.10.2009 г. «О мерах по обновлению парка подвижного состава городского пассажирского электрического транспорта».
Бывая в Узбекистане и зная неоднозначность процесса принятия и исполнения решений, я с первых дней оглашения постановления начал ждать самых разнообразных, противоречивых шагов по его выполнению. Казалось бы, вопрос обновления подразумевает закупку, ремонт и модернизацию основных фондов предприятий ГЭТ Узбекистана. Первой мерой стало решение о закрытии троллейбусного сообщения в городах Намангане и Джизаке, где оно было открыто в 1973 и 1997 гг. соответственно.
Причины закрытия троллейбусных маршрутов в Узбекистане
1. Невозможность обслуживания тяговых подстанций, питающих кабельные линии, и подвижного состава троллейбуса, который был оснащен электронной системой управления, ввиду того, что на предприятии не было специалистов.
2. Отсутствие материально-технической базы на предприятиях ГЭТ, последние в свою очередь требовали значительной модернизации.
3. Низкая культура производства, несоблюдение правил эксплуатации, ремонта и обслуживания.
Вслед за решением о закрытии движения в областных центрах республики началось поэтапное сокращение троллейбусных линий и в Ташкенте, где протяженность действующей сети составляла 61,6 км. В ноябре 2009 г. был закрыт 3-й троллейбусный парк (бывший Красновосточный). Машины, эксплуатировавшиеся на его маршрутах (№ 17, Электрокабельный завод – Северный вокзал), № 18 (массив Феруза – магазин «Ганга») и № 26 (массив Юнусабад – магазин «Ганга»), передали в последний действующий парк № 2, а маршруты № 17, 18 и 26 закрыли. Так, к 2010 году в столице Узбекистана осталось только два действующих маршрута – № 6 и 11, но и им был вынесен смертельный приговор. Маховик разрушения был запущен. Пока в Ташкенте троллейбус загоняли на городские окраины, где он уже не пользовался популярностью у горожан и не приносил прибыли городу и управлению, с 4 января 2010 г. было официально закрыто движение в Намангане и Джизаке. Единственный город, который «пощадило» постановление, – это Ургенч. Он расположен у самой границы с Республикой Каракалпакстан среди бескрайних степей. С 1997 года в Ургенче работает междугородный маршрут протяжённостью 25 км, который связал его с древней Хивой. По всей видимости, министры посчитали возможным дать этой троллейбусной системе шанс поработать, так как единственный маршрут является еще популярным, а основные фонды предприятия не требуют больших капиталовложений в связи с относительно недавним пуском в эксплуатацию. С первого и по сегодняшний день в Ургенче работает 9 троллейбусов «Шкода-14Тр», два из них в модернизированном варианте 14ТрМ. Здание троллейбусного парка не было полностью достроено, но частично свои функции оно все же выполняет.
1 апреля 2010 г. в Ташкенте закрыли предпоследний действующий троллейбусный маршрут № 11 (массив Аль-Хорезми – улица Юсуфа Хос Ходжиба). Последняя линия № 6 – от массива Чиланзар до площади Бешагач – проработала до 30 апреля 2010 г. Вечером троллейбусы заехали в парк, таким образом, в более чем 60-летней истории ташкентского троллейбуса была поставлена... запятая. Официально предприятие просуществует еще месяц. За этот период произведут демонтаж всей инфраструктуры троллейбуса.
Справка
Первый троллейбус в Узбекистане был пущен в Ташкенте 7 ноября 1947 г. Потом троллейбусные линии были запущены в Самарканде (1957 г.), Алмалыке (1967 г.), Андижане (1970 г.), Фергане (1971 г.), Намангане (1973 г.), Бухаре (1987 г.), Нукусе (1991 г.), Джизаке и Ургенче (1998 г.). В Фергане, Намангане и Ургенче помимо внутригородских маршрутов были построены и междугородные линии. Движение электрического трамвая в Ташкенте было открыто в 1912 г., с 1947 по 1973 год трамвай работал в Самарканде.
В истории городского наземного электрического транспорта городов бывшего СССР столица Узбекистана стала первой, где троллейбус убрали раньше трамвая. Некогда одна из самых больших систем, представленная семью предприятиями электротранспорта, сократилась до двух трамвайных депо. Областные центры по внутригородским перевозкам отдали предпочтение частникам, а те в свою очередь выпускают на маршруты малогабаритные микроавтобусы Daewoo Damas и бывшие в употреблении автобусы из разных стран мира.