Электромобиль РАФ-2204 типа «Маршрутное такси»
Этот забавный микроавтобус мало известен широкой публике, так как не попадал на страницы автомобильной прессы. Именно с него на РАФе зародились эксперименты с электромобилями, опыт которых пригодился в создании машин для Олимпиады-80.
Электромобиль РАФ-2204 типа «Маршрутное такси» под руководством Главного конструктора РАФ Д.Н. Шпекторова был изготовлен на заводе РАФ в декабре 1974 года (согласно постановлению ГКПТ № 198 от 18.04.74 г.) на базе укороченного кузова микроавтобуса РАФ-2203 с порядковым номером 018. Электродвигатель разработали ВНИИЭлектротранспорта (г. Калининград) и Рижский электромашиностроительный завод (начальник бюро по электромобилям А.И. Бессмертный). Компоновка микроавтобуса предусматривала размещение всего электрооборудования в передней части машины, кассет с аккумуляторами в средней части, а в задней пассажирского салона на 10 человек с входом сзади, через раздвижную дверь с электроприводом, управляемую с места водителя. Сиденья пассажирского салона изготовлялись из стеклопластика на металлическом каркасе, размещались полукругом по периметру салона.
Силовой блок, состоящий из электродвигателя и редуктора, аппаратуры управления, блока контакторов и блока тиристоров разместили в подкапотном пространстве. Крутящий момент от главной передачи через полуоси и карданные шарниры передавался на передние ведущие колеса. Питание электродвигателя осуществлялось от щелочных АКБ модели 96. Для регулирования скорости применен тиристорный импульсный регулятор (ТИР). Разгон производился по принципу широтно-импульсной модуляции – бесконтактный задатчик в контроллере обеспечивал плавный набор скорости от 0 до максимальной. Ограничение пускового тока электродвигателя и автоматическое поддержание тока обеспечивало наибольший тяговый момент при разгоне электромобиля.
Подвеска всех колес независимая: спереди «качающая свеча», позволяющая осуществить привод на передние колеса, сзади на продольных рычагах с цилиндрическими пружинами. Рулевое управление и тормозная система (без гидровакуумного усилителя) аналогичны микроавтобусу РАФ-2203.
Световая сигнализация и освещение осуществлялось от отдельного щелочного аккумулятора, подзарядка которого велась от генератора во время движения электромобиля. В комбинации приборов добавились амперметр и вольтметр для контроля работы машины и разряда АКБ. Обдув стекол и отопление кабины производились от бензинового отопителя автомобиля ЗАЗ-966.
Заводские испытания РАФ-2204 с общим пробегом 3000 км проводились на автополигоне НАМИ с 1 апреля 1975 по 5 марта 1976 г. Анализ показал, что конструкция короткобазного РАФ-2204 требует серьезной доработки, после которой необходимо провести проверку работоспособности электромобиля в транспортном потоке города. После корректировки документации в июне 1976 г. был изготовлен новый образец РАФ-2207 на базе стандартного кузова РАФ-2203. Новинку с приводом на задние колеса комплектовали системой рекуперативного торможения. В том же году перед РАФом была поставлена задача создать серии специальных электромобилей для обслуживания Олимпиады-80 в Москве.
Габаритные размеры, мм | 4500х1910х1930 |
Колесная база, мм | 2700 |
Масса снаряженная/ полная, кг | 2000/ 2700 |
Количество мест, чел. | 10+1 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 |
Запас хода (реальный), км | 40–45 |
Электродвигатель:
|
3ДТ-81, пост. тока 21 3500 |
Напряжение, В | 110 |
Аккумуляторные батареи | м. 96 ЭНЖТ-160У2, Ni-Fe |
Масса АКБ, кг | 790 |
Емкость, А·ч | 160 |
Количество циклов зарядки-разрядки | 1000 |