![](/article/16141-samosvalniy-avtopoezd-kraz-6435-8570-rabota-na-korzinu/Images/00f.jpg)
Самосвальный автопоезд КрАЗ-6435-8570
Самосвал в составе автопоезда более производителен, чем одиночный. Это утверждение мало кто возьмется оспаривать. К тому же на некоторых видах работ, например при строительстве автодорог, более удобны самосвалы с боковой разгрузкой. Им не нужно совершать лишних маневров, чтобы освободиться от груза. Эти и многие другие факторы постоянно подталкивали Минавтопром к освоению серийного выпуска самосвальных автопоездов на базе КрАЗов.
В реальности потребность в строительных самосвальных автопоездах КрАЗ даже в масштабах всей страны измерялась сотнями штук, в то время как Кременчугский автозавод выпускал десятки тысяч грузовиков в год. На этом фоне освоение малотиражных модификаций лишь обременяло автозавод, отвлекая производственные мощности и людей, и в конечном счете сбивало ритм главного конвейера.
Неудивительно, что при таком отношении все проекты КЭО КрАЗ по самосвалам с боковой разгрузкой рано или поздно отправлялись в «корзину». Так было в 1961–1962 гг. с КрАЗ-254 и в 1964–1965 гг. с КрАЗ-254Б. О следующей попытке уже не рапортовали в прессе, и она осталась малоизвестной. Разработка самосвальных автопоездов в составе тягача КрАЗ-6435 с трехсторонней разгрузкой платформы и двухосного прицепа КрАЗ-8570 с двухсторонней разгрузкой начата в 1974 году. В следующем году построили три опытных образца автопоезда.
Экспериментальные самосвалы немного различались по конструкции друг от друга. Опытный автомобиль КрАЗ-Э6435 имел проходные мосты от автомобиля КрАЗ-251 и автоматическую систему запирания бортов платформы. Кабина с оперением была заимствована от опытного армейского КрАЗ-260А, закончившего к этому времени испытания.
![](/article/16141-samosvalniy-avtopoezd-kraz-6435-8570-rabota-na-korzinu/Images/01f.jpg)
Два его собрата с обозначением КрАЗ-2Э6435 были оснащены трансмиссией проходного типа, но конструкцию ведущих мостов имели иную. Ее разработали для автомобилей в НАМИ в содружестве с КЭО автозавода. Все машины оборудовали перспективным турбонаддувным двигателем ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с., коробкой передач ЯМЗ-238Б и двухдисковым сцеплением ЯМЗ-238Н. Блокировка бортов на этих машинах была механическая, а кабины новыми.
Глушитель в системе выпуска отработавших газов первоначально отсутствовал. Считалось, что на наддувных двигателях турбокомпрессор позволяет глушить шум выхлопа. Но, как показал опыт, от глушителя отказались слишком рано.
К испытаниям самосвальных автопоездов приступили в 1976 году. Образец КрАЗ-Э6436-8470 сразу отправили на полигон НАМИ в Дмитров, а остальные сначала проходили дорожные испытания в окрестностях Кременчуга, а эксплуатационные испытания – в дорожно-ремонтных организациях Кременчуга и в Ивантеевском производственном объединении автомобильного транспорта Московской области. Кроме того, самосвалы трудились и на уборке урожая в Полтавской области.
После два различных экземпляра старательно «протрясли» на булыжном кольце автополигона для восполнения запланированного пробега до 15 тыс. км по ускоренной методике.
![](/article/16141-samosvalniy-avtopoezd-kraz-6435-8570-rabota-na-korzinu/Images/02f.jpg)
Наибольшие нарекания во время испытаний вызвала самосвальная платформа. Нижняя створка бокового борта, созданная для предотвращения просыпания груза под колеса тягача и прицепа, не справлялась со своим назначением. Из-за просыпания автопоезд иногда не мог стронуться с места даже с заблокированным межмостовым дифференциалом. Кроме того, в щель между бортом и нижней створкой бортов постоянно попадал щебень и другой груз, мешая закрытию бортов. Идея разделения бортов на две створки не оправдала себя.
К тому же лабораторно-дорожные испытания показали, что реальная снаряженная масса автопоездов превышает объявленную в ТУ на 2160 кг, из-за чего автопоезд превысил допустимые ГОСТом нагрузки на оси. Но в целом машина получила одобрительные отзывы, в том числе от испытательной комиссии.
По результатам доработок в 1978 году было построено еще два опытных образца автопоезда КрАЗ-3Э6435-Э8570. У них была новая конструкция бортов с верхней навеской, к тому же разделенной на две секции с каждой стороны. Машина получила унифицированное шасси с самосвалом КрАЗ-6505. В начале 1979 года начались их испытания, но они не были закончены. Автозавод потихоньку свернул работы, а в Министерстве сделали вид, что этого не заметили. Проблем с освоением и финансированием производства еще одной модели не хотелось никому. А вся проделанная работа отправилась «в корзину».
Грузоподъемность, кг | 26 300 |
Снаряженная масса, кг | 17 200 |
Полная масса, кг | 43 500 |
Максимальная скорость, км/ч | 87 |
Контрольный расход топлива, л/100 км, при скорости 40 км/ч | 39,7 |
![](/article/16141-samosvalniy-avtopoezd-kraz-6435-8570-rabota-na-korzinu/Images/03f.jpg)