Прошлое и настоящее транспортной системы Грузии
В октябрьском номере журнала «Грузовик Пресс» я с удивлением и интересом прочитал о новых трендах, которые происходят в Тбилиси и Грузии в целом. Неужели Грузия смогла за короткий срок так преобразиться? Ещё недавно буквально все отрасли, какого ни возьми города, буквально лежали в руинах и держались за счёт советского наследства. Увидеть реальную картину, а заодно и посмотреть на перемены, которые произошли в стране, я решил лично, отправившись туда в начале ноября.
Грузинские мечты
На рассвете к зданию международного аэропорта Тбилиси подъезжает новенький газовый автобус «Мерседес», из партии 127 машин, заказанных в 2016 году. Всё бы хорошо, да автобус полон бездомных людей с характерным запашком и все они мирно спали. Водитель, беспрерывно жующий семечки, на вопрос об оплате проезда машет рукой и со словами: «Брат, поехали так», – отправляется в путь, в столицу.
Кстати, нужно отметить, что казне Грузии обошлась эта партия новых «Мерседесов» в 34 млн евро. Деньги получены из международных организаций. Касаясь темы новых газовых автобусов, нужно ещё добавить два важных факта. Для их обслуживания в Тбилиси был возведён совершенно новый парк, а обслуживают далеко не сами грузины, а наёмные сотрудники сервисной компании, куда по мере нужды гоняют эти лайнеры тёмно-синего цвета.
Однако Грузия – это не только Тбилиси, и единственный способ узнать о состоянии дел с городским и не только транспортом – это поездка по другим городам, а за основной для осмотра город я выбрал Кутаиси, центр западной части страны.
Яркие места
Кутаиси со всех сторон окружен кварталами 9-, 14- и 16-этажных домов, построенных в 1980-е годы. За прошедшее время их белые и кремовые фасады почернели и представляют собой жуткий вид города-призрака. Если учесть, что повсюду бездомные собаки и брошенные машины, то незнающему человеку и вовсе становится страшно. Многие окна заколочены, а почти на каждом балконе лежит запас дров и идёт дым, отапливают люди квартиры самостоятельно и преимущественно печками. Там же на окраинах сосредоточенны автобазы, бензоколонки, автомобильные сервисы и небезызвестный нашим читателям Кутаисский автозавод. Посетить эти места и была основная моя задача. Впрочем, обо всём по порядку.
Автозавод сократился до одного цеха и проходной, откуда убрали стоявшие в 2010 г. харьковские трактора и оставшуюся с советских времен символику КАЗ. Остальная территория и цеха, включая музей, теперь в распоряжении китайских и арабских компаний, занимающихся переработкой природных ресурсов. Между ними прямо по бывшей территории КАЗа колючая проволока, забор, военизированная охрана – всё как на границе! По внешним признакам преемник бывшего КАЗа занимается мелким авторемонтом и выпуском нехитрых запасных частей.
Автобазы и машино-тракторные станции – это оазисы старой техники 1970-х, 1980-х годов. На их территориях всюду кладбища запасных частей, детали от всевозможного оборудования и бетонные здания без окон и дверей – это, кстати, ремонтные мастерские! Немногочисленные рабочие таких предприятий ютятся в небольших ангарчиках, где установлена печка-буржуйка. Вокруг неё расставлены стульчики для слесарей и шоферов. Весь этот многолетний быт вызван отсутствием централизованного отопления, в восстановление которого уже никто не верит. Такая обстановка царит везде, куда бы я ни зашёл в Кутаиси. Исключением стали лишь редкие станции ТО и бензоколонки. У них имелись стены, вывески, освещение (да-да, именно освещение, которого не было в иных местах, где пользовались переносками) и небольшой набор моющих, чистящих и других средств для автомашин.
На хозяйстве
Вот уж что действительно преобразилось, так это здания пожарных частей и полиции. Одни подкрасили, а какие-то и вовсе построили вновь. Все полицейские получили новые машины, чего нельзя сказать о других спецслужбах. Пожарные и скорая помощь работают на советской технике либо на бывшей в употреблении – европейской. Особенно жаль латвийские «РАФики», которых ещё в 2010 г. было много. Сейчас же я заметил один такой микроавтобус, да и тот был неисправен. Их век в Грузии, похоже, закончился.
С закрытием троллейбусного движения в 2010 г. все перевозки в городах Грузии осуществляются автомобильным транспортом. Новый подвижной состав среднего класса представлен российскими «ГАЗель NEXT» и украинскими «Богданами», всё остальное – это бывшие в употреблении европейские автобусы разного класса. Автобусных парков как таковых уже нет, всё отстаивается и ремонтируется на автобазах или в полукустарных мастерских.
О троллейбусах уже почти ничего и не напоминает. Все провода сняты, кронштейны срезали, остались опоры. В виде брошенных кузовов троллейбусы ещё есть в Тбилиси, Гори, Рустави и Зугдиди. Их наличие – это скорее случай, а не чей-то замысел. История, память о прошлом города, да и вообще что-либо кроме личных интересов отдельно взятого человека, кажется, в Грузии не нужны.
Самым нужным транспортом оказался ветеран грузинских дорог – простой «Иж», водитель которого пенсионер дядя Вахтанг не сразу и понял, чем приглянулся мне его старенький автомобиль на фоне десятка такси-иномарок, активно зазывающих попутчиков. Мы проехали по городу мимо закрытых заводов, фабрик и брошенных автобусных станций с необычной архитектурой в восточном стиле. «Ничего у нас уже нет, а предшественники только разбрасывали и теряли», – подытожил водитель-пенсионер старенького «Ижа» мне уже у аэропорта Капитнари, куда довез за 20 лари.