Mercedes-Benz Zetros 2733A (6х6) 48
Производитель: | DAIMLER AG |
---|---|
Модель: | Mercedes-Benz Zetros 2733A (6х6) 48 |
Начало продаж: | 2010 г. |
Парадокс. Серийный и официально поставляемый на наш рынок автомобиль на практике оказался настолько «редкой птицей», что раздобыть его на тест оказалось делом нескольких месяцев. После долгих переговоров и томительного ожидания в моём распоряжении оказалось трёхосное шасси, только что прибывшее в Россию для дальнейшего монтажа надстройки под конкретного клиента. В итоге у меня есть один день и «голый» трёхосный Mercedes-Benz Zetros.
Большой «капотник», но не «Америка»
С первых минут знакомства с машиной, когда ещё только ходишь вокруг неё, присматриваешься, подстраиваешь под себя сиденье и руль, становится ясно, что никакие параллели или намёки на американские «капотники» или российские «Уралы», украинские КрАЗы и даже чешские «Татры» здесь неуместны. Это совсем другой автомобиль. А сравнение напрашивается разве что с «Унимогом», будто его «раздули» до каких-то невероятных размеров. В подтверждение своих доводов я обнаружил, что двери кабины точно от Unimog U5000. Знакомое и довольно типовое конструкторское решение, широко используемое в грузовом автомобилестроении. Вспомните, например, кабину ЗИЛ-5301, который больше известен как «Бычок», и кабину ЗИЛ-4331. И что интересно: на рубеже 1980-х – 1990-х на АМО ЗИЛ строили опытные образцы армейских полноприводных автомобилей на обновлённом шасси с использованием «4331-й» кабины. Но это было давно…
Война войной, а комфорт никто не отменял
То, что передо мной серьёзный грузовой внедорожник, к тому же готовый в любой момент одеть военную форму, – сомнений нет, но это не помешало мне удобно устроиться на «пневмоподвешенном» сиденье, отрегулировать по вылету и углу наклона рулевую колонку. А чтобы не было жарко, я включил кондиционер.
Ощущения статичного комфорта – это одно, вдвойне приятно, если их дополняют удобные и чуткие органы управления в движении. Вот здесь и появляются первые замечания. Когда я привыкаю к новому, ранее не знакомому авто, я всё делаю очень плавно, чуть касаясь, чуть надавливая, плавно воздействую на педали, рычаги, рулевое колесо. А здесь так нельзя! Педаль тормоза тугая и не информативная, хотя замедления (когда всё же её сильно надавить) более чем достаточно, да и сохранение траектории хорошее. Руль мне напомнил старые добрые советские автобусы – большого диаметра, да и начинать вращать его надо задолго до поворота. Постойте, я, кажется, забыл, что управляю трёхосным полноприводным грузовым автомобилем, снаряжённая масса которого около 11 т, просто меня расслабила удобная кабина…
Выбор передачи, моторный тормоз и жёсткая связь
Полной противоположностью чисто «внедорожным грузовым» тормозам и рулевому управлению оказалась коробка передач. Всего здесь 9 ходовых ступеней на двух рядах, не считая внедорожных блокировок, вариантов перераспределения крутящего момента, подключения вала отбора мощности. Первые четыре передачи включаются «по-легковому», затем переводом рычага вправо включается повышенный ряд. Имеется и сверхнизкая передача переднего хода, позволяющая двигаться со скоростью пешехода (обозначена на рычаге КП символом «С»). Тронуться с места на порожнем автомобиле можно запросто и без ущерба для сцепления с IV передачи. Рычаг КП механически не связан с коробкой, поэтому усилия на нём минимальны, чёткость включения на высоте, а главное – умная электроника не позволит порвать трансмиссию при ошибочном включении слишком низкой передачи во время движения. Интересно, что на алгоритм переключения передач задействован моторный тормоз. Шкала тахометра у Zetros размечена по традиции зелёным цветом в зоне оптимальных оборотов, затем идёт жёлтая зона, после неё жёлто-красная и красная зона недопустимых оборотов. Так вот жёлто-красная зона индицирует обороты максимальной эффективности моторного замедлителя.
На практике это выглядит так. Перед спуском с горки переключаю на одну, а то и две передачи вниз, «вгоняю» двигатель в зону жёлто-красных оборотов и, одновременно убрав ногу с педали акселератора, правым подрулевым переключателем задействую моторный тормоз. Грузовик плавно идёт вниз, не разгоняясь, не грея колодки и не расходуя топливо. Великолепно! И все эти телодвижения не сопровождались толчками и ударами трансмиссии. Но, когда наступает момент перед подъёмом добавить «газку», чтобы не «подсадить» машину ближе к вершине, тут держи ухо востро! Резкая, неумелая работа правой педалью сразу заявит о себе сильнейшей раскачкой и тряской, хотя отчасти виновен в этом недогруженный задок: шасси есть шасси… Тут надо приспособиться к частоте колебаний силового агрегата и дросселировать ему «в унисон». Впрочем, хватит разъезжать по дорогам – это не магистральный тягач.
Как мы по полю бродили
Повезло мне с погодой в тот день или нет, я до сих пор так и не решил. С одной стороны, ясный солнечный день создал отличные условия для фотосъёмки, а с другой – длительная сухая погода практически не оставила мне шансов найти раскисший от дождя просёлок. А в-третьих, Zetros вернулся в тот день на стоянку целым и невредимым, без признаков тракторной чалки в буксирных проушинах, что тоже немаловажно.
По рекомендации немцев, перед съездом на бездорожье стравливаю воздух из пневмоподвески водительского кресла нажатием клавиши и поворачиваю с местной асфальтированной дороги сначала на уплотнённый «грейдер», который через несколько километров преобразуется в грунтовку, а затем по краешку поля направляюсь в сторону лесной опушки. Если по полю иногда и ездили тракторы, то здесь уже точно «нога» никакого автомобиля пока не ступала, но грунт достаточно твёрдый; и немецкий внедорожник пока совершенно равнодушен к происходящему, едет себе и едет, периодически подминая бурьян и мелкие кустики, даже не просит переключиться ниже IV передачи.
Стоп, а вот здесь уже поинтереснее будет. Недавно велись работы по установке столбов, с помощью которых будет электрифицирован пока ещё несуществующий объект. Зато распахали на славу, а ещё «на закуску» небольшая болотистая низинка на краю леса. Теперь самое время разобраться, как манипулировать трансмиссией с помощью двух изящных «рукояток-крутилок», что на консоли по правую руку водителя. Левая ручка отвечает за блокировки, правая ведает управлением раздаточной коробкой.
Как мне посоветовал шеф-тренер из «МБ ТРАК ВОСТОК», при выезде на бездорожье лучше заблаговременно при полной остановке выбрать левое положение рукоятки управления раздаткой, где на пиктограмме нарисован автомобиль на горке. Оно соответствует распределению крутящего момента по 50% между передним и задними мостами. Положение, соответствующее пиктограмме движения по равнине, распределяет крутящий момент в соотношении 70% на задние (как наиболее загруженные оси) и 30% на передок. Это больше подходит при движении по дорогам. А у меня вообще «голое» шасси, и задние оси недогружены, тем более выбираю «50х50»! И преспокойненько выезжаю на приглянувшуюся мне полянку, «отгороженную» небольшим болотцем.
Даже скучно стало. Не ждите громких сенсаций, ведь это не испытательный полигон бундесвера, и на помощь никто не придёт, даже мобильная связь, чёрт возьми, куда-то подевалась. Надо быть осторожнее. Ну всё, перееду через вон ту неглубокую (на глаз сантиметров 80) канавку с илистым дном – и домой, ведь за машину я головой отвечаю. А канавка оказалась вредной. С молодецким «ух» я плавно сполз в неё левым передним колесом, аккуратно вывесив, сам того не желая, по классической диагональной схеме задние правые колёса, и совсем немножко одно заднее левое.
Пора «блокироваться» по кругу. Но что тогда будет с радиусом поворота, ведь этому немаленькому автомобилю всё-таки нужно место для манёвра, а у меня его, честно говоря, маловато – впереди густая поросль. Главное – тронуться с места, а там разберусь. Теперь точно пригодится передача, обозначенная буквой «С».
Тронулся. Выехал. Через два метра «пути» опять остановился, но уже на более-менее ровном и твёрдом грунте, зафиксировал автомобиль стояночным тормозом, чтобы отключить блокировки, и поехал восвояси.
Специальный перевозчик
Возможности этого грузовика открывают широкие горизонты для его применения. Да, это не просто перевозчик грузов, в первую очередь это носитель спецоборудования, да там где не то что автомобилей нет, а и человек иногда оказывается впервые. Для таких условий эксплуатации Zetros и был создан. И конечно же для армии. Он может быть фургоном, вахтовкой, самосвалом, автокраном, буровой установкой, автоцистерной, аэродромным заправщиком и… кем угодно, где надо быть его хозяину вне зависимости от наличия дороги. В Европе его покупают спасатели, геодезисты, коммунальщики и пожарные. В нашей стране он, бесспорно, прижился бы на всех этих должностях, не будь он так дорог. Zetros в России могут себе позволить компании, добывающие нефть, полезные ископаемые и ведущие геологоразведку, но тоже далеко не все. Иногда его заказывают для… охоты или рыбалки люди, мягко говоря, не слишком ограниченные в средствах, и называют «джипом, только очень большим».
Полная масса, кг | 27 000 |
Снаряжённая масса, кг | 10 500 |
Грузоподъёмность, кг | 16 500 |
Двигатель:
|
OM 926 LA – рядный шестицилиндровый, турбодизель, I-6, Euro 5 7200 326 1300 при 1200 – 1600 мин-1 |
Коробка передач | Механическая, 9-ст. |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Тормозные механизмы | Пневматические, барабанные на всех осях |
Вместимость топливного бака, л | 300 |
Расход топлива, л/100 км | 28–45 |
Когда ключ висит на гвозде в дежурке
Число жертв техногенных катастроф, авиапроисшествий, пожаров и наводнений, терактов было бы меньше, будь этот мужественный «Мерседес» в гаражах наших спасателей и пожарных. В автопарках этих служб традиционно в основной массе эксплуатируется отечественная техника. Не время и не место перечислять достоинства и недостатки российских автомобилей, но все автомобильные специалисты точно знают одно «но». Будь то ЗИЛ или КАМАЗ, он всегда жив и здоров в руках умелого и неленивого водителя, а когда «дежурная», «оперативная» или «аварийка» ждёт выезда месяцами у забора, а ключи весят на гвозде в диспетчерской, это скорее «основные фонды предприятия», нежели боевая единица. В отличие от «Зетроса»…
Производственный плагиат
Ещё одним препятствием, ставящим под сомнение покупку Mercedes-Benz Zetros, является его специфичность, и, как следствие, вероятные проблемы со снабжением запасными частями. А здесь как раз всё совсем не так! Унификация с другими моделями грузовых автомобилей Mercedes-Benz составляет ни много ни мало – 70%! Двигатель – рядная «шестёрка» – ОМ 926 уже давно не новинка, причём как стандарта Euro 3, так и Euro 5; рама позаимствована у строительного Actros Bau, но усилена, приборная доска практически как у Axor, рулевое управление MB LS 8 – это только то, что я сумел разглядеть. Ну а сломать ведущие мосты с планетарными колёсными редукторами? Я не знаю, что для этого надо сделать с машиной…