Заводской музей Ижевского автозавода
Вначале было… бомбоубежище на территории завода, в которое на протяжение трёх десятков лет отправляли отслужившие своё опытные образцы Ижевского автозавода. Пару раз руководство завода пыталось от них избавиться, но всегда находились неравнодушные к собственной истории работники завода, которые становились на защиту старых автомобилей.
По правде говоря, в бомбоубежище автомобилям жилось несладко. Практически не охраняемые они лишались оригинальных деталей, покрывались пылью и ржавчиной. «Их бы привести в порядок и поставить в заводской музей», – такая мысль посещала многих.
Заводской музей, вернее полуофициальная экспозиция в одном из обширных коридоров инженерного корпуса, появилась ещё в 1983 году, по инициативе бывшего главного конструктора по автомобильному производству Николая Слесаренко. Фактически он и стал первым руководителем «Зала истории автопроизводства». Только площади этого зала позволяли выставить всего три автомобиля: «Москвич-412», «Иж-2125», «Иж-Комби» и фургон Иж-2715. Остальные так и продолжали «доживать» в бомбоубежище.
Давняя мечта о полноценном заводском музее стала реальностью относительно недавно, в начале 2008 года. На первом этаже инженерного корпуса завода под музей отремонтировали помещение. Это позволило расширить его площади и выставить для всеобщего обозрения самые яркие и знаковые для завода автомобили.
Красивый светлый зал с аккуратно расставленными Ижами и застекленными витринами с подсветкой производит хорошее впечатление на любого сюда входящего. Возникает даже чувство зависти, так как далеко не во всех автомобильных музеях машины содержатся в таких прекрасных условиях.
Представленная линейка натурных образцов практически полностью закрывает все серийные модели, начиная от самого раннего «Москвича-408» и заканчивая тольяттинскими ВАЗ-2106 и ВАЗ-2104, производство которых в Ижевске закончилось относительно недавно. Есть тут и ранний Иж-2126 выпуска 1990-х годов, который сейчас стал коллекционной редкостью (тот, который ещё не «Ода»), и даже Kia Spectra, которую ОАО «ИжАвто» выпускало по полному циклу в 2005–2010 гг.
Стоят в музее и опытные образцы, которые вызывают интерес у посетителей даже больший, чем серийные машины. Объясняется это просто. С обычными «Москвичами», «Ижами» и «Одами» многие знакомы не понаслышке, не раз видели их на дорогах или даже были их владельцами, а вот опытные автомобили – это действительно экзотика, которую можно увидеть только в заводском музее.
Только здесь можно увидеть и рассмотреть в деталях Иж-14 – достойного конкурента вазовской «Нивы». Невероятно, но факт – он появился на пару лет раньше ВАЗ-2121 и именно ижевским, а не вазовским конструкторам принадлежит идея комфортабельного внедорожника для сельчан.
Только здесь находится переднеприводный Иж-13. В то время, как остальные автозаводы СССР лишь планировали свои автомобили с передним приводом, в Ижевске такие машины уже проходили испытания.
Только здесь можно оценить авангардный дизайн Иж-19. Настолько авангардный, что руководство завода даже побоялось продолжать работы в этом направлении! А зря, машина и сегодня, 35 лет спустя, смотрится интересно.
Но не всё так благостно в музее, как это может показаться со стороны. В единственном выставочном зале не хватило места для всех исторических автомобилей, хранящихся на Ижевском автозаводе. Кому не досталось места в музее, сегодня пребывает в плачевном состоянии на задворках завода – бомбоубежище уже давно приспособили для других нужд.
Среди «отдыхающих на природе» малолитражный автомобиль, разработанный для Ижевска в Московском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) под руководством мэтра отечественного автодизайна Ю.А. Долматовского. До сего момента считалось, что сохранилась всего одна его машина – такси ВНИИТЭ-ПТ. Оказывается, в Ижевске есть вторая машина Иж-ТЭ. Это оригинальная машина со сдвИжными боковыми дверями, интегрированными в кузов бамперами и блок-фарами. И это 1971 год!
Сохранился опытный минивэн вагонной компоновки Иж-042 – аналог небольшим японским микроавтобусам. Ещё можно сохранить для истории опытные образцы Иж-19 и Иж-2126 различных серий, надо лишь чтобы у руководства завода появилось на это желание. Ведь если реально посмотреть на вещи, то площади заводского музея можно расширить почти в два раза, присовокупив к имеющемуся залу соседний внутренний открытый двор, сделав там навес или стеклянный купол. Рано или поздно это всё равно придётся сделать, ведь история «ИжАвто» на этом не закончилась. И в будущем музей всё равно будет прирастать экспонатами, так, может быть, уже сейчас об этом позаботиться, чтобы потом не было мучительно больно за не сохранённые уникальные экспонаты.
Адрес музея:
г. Ижевск, ул. Автозаводская, 5, ООО «ОАГ».
Часы работы:
Музей открыт только по рабочим дням с 800 до 1640.
Посещение музея только по предварительной договорённости по телефону (3412) 648-081.
Директор музея: Сулыга Нина Алексеевна.
Для групп имеется возможность проведения экскурсий по музею и на завод (на сборочный конвейер), где сейчас собирают «Лада-Гранта». Стоимость экскурсии в музей и на конвейер: для школьников и студентов – 30 руб.; для взрослых – 40 руб.