Коллекционные модели старинных автомобилей ручной работы
В этой статье речь пойдёт не о художественном фильме режиссёра Льва Кулиджанова, снятом в 1961 году, а о коллекционных моделях машин из далёкого прошлого, когда многие наши возрастные современники были ещё детьми. Часть автомобилей той эпохи в масштабе 1:43 выпущена промышленным способом, но есть и образцы уникальной ручной работы. Поговорим и о тех и о других.
«Руссо-Балты»… из СССР!
Модельная эра русских и советских автомобилей прошлого родилась в 1970-е годы, но вплоть до распада Советского Союза так и не охватила основной пласт техники «Сделано в СССР». Всё началось с коллекционных копий «Руссо-Балтов», выпущенных на саратовском производственном объединении «Тантал». В ту пору оно входило в состав Министерства электронной промышленности и являлось оборонным предприятием. Атмосфера секретности только усилила интерес к выпускаемым моделям. А разрабатывало их конструкторское бюро, созданное в конце 60-х годов.
До копирования легковых автомобилей в 43-м масштабе из товаров народного потребления предприятие гнало ширпотреб: светильники, фурнитуру для мебели, игрушечные зенитки, танки и другую боевую технику для детей, мотоциклы в масштабе 1:30. Потом решили заняться выпуском более солидной продукции – сувенирной. Как раз кстати на завод «Тантал» приехали представители «Автоэкспорта» и привезли модельку автомобиля «Москвич» в 43-м масштабе производства фирмы Dinky Toys… Решение сделать нечто подобное приняли быстро. Заводские конструкторы изучили зарубежный опыт, составили план и разработали обобщённые чертежи моделей-копий в масштабе 1:43 вместе с оснасткой.
Большинство моделей советского периода делали по настоящим заводским чертежам, адаптируя их к 43-му масштабу. А вот по «Руссо-Балтам» царской России материалов и документации сохранилось недостаточно, и подсмотреть у зарубежных производителей было невозможно: таких моделей не существовало! Если первое модельное КБ изготовило копию «Москвич-408» (А1) в 1972 году «по мотивам» образца фирмы Dinky Toys, то второе КБ (КБ Кожевникова) начало с модели автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» в 1978-м. В это же время в первом КБ разработали модель автомобиля «Руссо-Балт» с кузовом торпедо. На следующий год Кожевников поручил новому молодому сотруднику Александру Юрченко параллельно с основной работой начать сбор материалов по другим автомобилям Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) с целью освоить их производство.
Итак, первым появился уменьшенный в 43 раза «Руссо-Балт» С 24 / 40 торпедо (А22), который продавали в розницу за 8,00 руб. В название сувенира закралась ошибка – на самом деле моделька представляла собой копию штабного автомобиля модели С 24 / 30, разработанного для Отдела военных сообщений Русской армии в 1912 году. С неё убрали только корзину для шашек, но прожектор и обозначенные съёмные боковые панели кузова, свойственные всем военным «Руссо-Балтам» оставили. Правда, красили их в гражданские цвета, порой самые невероятные. В 1979-м вышла копия С 24 / 40 лимузин (А32) за 9,50 руб. Далее последовали С 24 / 30 ландоле (А35) за 9,00 руб., «Руссо-Балт» С 24 / 30 дубль-фаэтон (А36) за 7,00 руб. и С 24 / 40 лимузин-берлина (А37) за 9,50 руб. – старт их продаж датирован 1982-м годом.
Кстати, первый коллекционный «Руссо-Балт» 1:43 был изготовлен по чертежам журнала «Моделист-конструктор» № 1 за 1974 год. Кроме того, большую помощь энтузиастам оказал Лев Михайлович Шугуров, в ту пору главный редактор журнала «За рулём». Он предоставил из личного архива фотографии и схемы «Руссо-Балтов», опубликованные десятилетия назад в дореволюционных журналах. Неоценимая помощь!
Впоследствии коллекционеры жадно искали информацию как по комплектации моделей, так и по настоящим прототипам. Например, многие гонялись за самой первой версией копии С 24 / 40 лимузин-берлина с зеркалом, задним фонарём, съёмным капотом, шиной на ободе запасного колеса, номерным днищем А37. Интернета в те годы не было, и нужную информацию по настоящим авто черпали в библиотеках. Скажем, по копии «Руссо-Балт» С 24 / 40 лимузин (он представлен на фото) неравнодушные к истории люди выяснили: это автомобиль 7-й серии с заказным кузовом, выпущенный в 1912 году. То есть на самом деле это модель С 24 / 34, этот же индекс относится и к полностью закрытой версии с кузовом лимузин-берлина (лимузин с внутренним управлением). Сам Шугуров назвал этот кузов «Берлин» и он считал, что обе модели показывают тип С 24 / 40, появившийся немного позднее. Увы, от ошибок никто не застрахован.
Серийные шедевры
Уже в период новейшей истории России коллекционировать исторические миниатюры стало легче. К старым советским разработкам добавились многочисленные зарубежные. Перечислить их в одном обзоре так же нереально, как и сосчитать звёзды в космосе. И коллекционеры сосредоточились на узкой тематике. Одни стали собирать технику, которую эксплуатировали в России, другие сосредоточились на конкретных марках и странах, третьи отдали предпочтение выбранному отрезку времени. В итоге никто не обижен!
В нашем обзоре представлена копия Mercedes Simplex 60 PS Reiselimousine фирмы IXO. Настоящий 60-сильный «Симплекс» был изготовлен в 1904 году и являлся топовой моделью компании Daimler. Он принадлежал Эмилю Елинеку, по имени дочери которого – Мерседес – обрела название самая популярная в мире автомобильная марка. Елинек приобрел этот уникальный автомобиль с кузовом лимузин в 1907 году. В то время полностью закрытый кузов являлся большой редкостью, и стоили они гораздо дороже открытых. Салон отличался роскошной отделкой с применением натуральной кожи, бархата и древесины ценных пород. Это нашло отражение в коллекционной копии, которая точно воспроизводит оригинал из музея Mercedes-Benz в Штутгарте.
Развивается и направление автомобилей, использовавшихся на заре советской власти. Яркий пример – новинка октября 2017 года, копия Rolls-Royce 40 / 50 HP известного как Silver Ghost, персонального автомобиля вождя пролетариата Владимира Ильича Ленина. Изготовителем выступила питерская фирма DIP Models, включившая модель в серию «Гараж Особого Назначения» (ГОН). Настоящий открытый Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года выпуска имел двигатель мощностью 55 л.с. Этот автомобиль из автопарка Михаила Александровича Романова, младшего брата императора Николая II, был предназначен для гонок в горах, модификацию называли «Альпийский орёл» (Alpine Eagle). Любопытно, что копия данного Rolls-Royce 1914 года выпуска в масштабе 1:43 появилась в виде прототипа четыре года назад, в октябре 2013-го! Серийное же производство модели началось недавно. Дождались!
Когда невтерпёж
Коллекционеры – люди увлечённые, нередко фанатичные, а потому не могут ждать, когда модельные фирмы сподобятся выпустить желанные копии автомобилей. И тут на помощь приходят мастера ручной работы, ваяющие не только серийные, но и редкие, уникальные образцы техники.
Один из таких – ремонтная авиационная «летучка» на базе «Руссо-Балт» С 24 / 30 – появился благодаря специальному проекту Зиновия Лахтермана и Станислава Кирильца. История настоящего автомобиля началась 19 июня 1910 года. Тогда правление акционерного общества Русско-Балтийский вагонный завод в Риге направило в Главное инженерное управление Русской императорской армии предложение о поставке двух пассажирских и одного грузового автомобиля, приспособленных «для перевозки дирижаблей в разобранном виде, а также сараев для них». К выпуску специализированных машин для перевозки летательных аппаратов завод так и не приступил. Тем не менее в 1911 году на I Международной воздухоплавательной выставке в Петербурге РБВЗ впервые в России демонстрировал авиационную автомастерскую на шасси «Руссо-Балт» С 24 / 30. Она стала первым «Руссо-Балтом» специального назначения.
Другой проект Зиновия Лахтермана и Станислава Кирильца – «Руссо-Балт» модели С 24 / 30 с движителем Кегресса. Из истории известно, что в начале 1913 года на шасси № 21 серии № 4 с пробегом был изготовлен первый полугусеничный «Руссо-Балт». Испытания подтвердили его высокую проходимость и полную пригодность для движения по снегу и бездорожью.
А вот и эксклюзивная модель «Руссо-Балт» Т 40 / 60 с 76-мм пушкой Путиловского завода для стрельбы по воздушным целям (обр. 1914 г.) производства кировской мастерской MAL Studio. В годы Первой мировой войны в качестве базы для установки артиллерийских систем первоначально использовали грузовые шасси модели серии «T». Постройка автозениток велась на Путиловском заводе в Петрограде. «Противоаэропланную пушку системы Лендера-Тарновского» ставили на открытой платформе. Для повышения точности стрельбы и предохранения рамы машины от ударных нагрузок во время отдачи орудия устанавливались выносные опоры. Кабина и капот при этом были бронированными. Испытания провели на ходовые качества и точность стрельбы. В ночь с 12 на 13 марта (по старому стилю) 1915 года Отдельную автомобильную батарею для стрельбы по воздушному флоту под командованием капитана В. В. Тарнавского отправили на фронт.
Если копию бортового грузовика с тентом «Руссо-Балт» Т 40 / 65 и выпустят серийно в М 1:43, то ещё нескоро. А вот кировская MAL Studio уже изготовила уменьшенную копию такого автомобиля 1914 года. Модель относится к автомобилям РБВЗ 14-й и 15-й серий. Это был пятитонный грузовик с 4-цилиндровым двигателем рабочим объёмом 7850 cм3, колёсной базой 3650 мм и колеёй 1500 мм. Некоторые грузовики данной модели комплектовали двигателями с односторонним расположением клапанов, на чём настаивало Военное ведомство. Всего было выпущено 20 единиц модели «T» с двигателями мощностью 60 и 65 л.с., 12 из них переделали в автомобильные зенитки.
Те же мастера из Кирова изготовили уменьшенный в 43 раза тягач артиллерийских мишеней «Руссо-Балт» Т 40 / 60 образца 1913 г. Опытный тягач, по сути, являлся трактором. Его построили для передвижения мишеней Сергиевского артиллерийского полигона.
Или такой вариант: зарядный ящик на базе «Руссо-Балт», тоже с интересной историей. В 1915 году в состав 1-й Отдельной батареи для стрельбы по воздушному флоту наряду с самоходными зенитками включили четыре зарядных ящика. Они были построены на шасси «Руссо-Балт» тип «М11» с двигателями мощностью 24 / 30 л.с. и применялись в качестве транспортёров боеприпасов и ГСМ. У них была бронированная кабина водителя, переоборудование машин выполнили на Путиловском заводе. Модели мастерской MAL изготовлены на основе фотографий и высокой точностью не отличаются, среди них, к сожалению, попадаются и откровенные фантазии. Отрадно, что такие фантазии уже в прошлом. Однако не совсем верное обозначение моделей по-прежнему в ходу.
Киевская студия «Колесо» воспроизвела «Руссо-Балт» C 24 / 30 из состава санитарной колонны при поезде имени Наследника Цесаревича Императорского Российского Автомобильного Общества (И. Р. А. О.). Такие автомобили создавали путём переделки из легковой машины в Петербурге, на кузовной фабрике «Ив. Брейтигам» в 1914 г. Там же осуществляли и формирование санитарной колонны. Ныне студия «Колесо» освоила выпуск двух типов автобусов и бортового грузовика «Руссо-Балт» модельного ряда «М11». Консультируют мастерскую историк автомобилизма С. Кирилец и художник А. Атюкин – в правдивости моделей сомнений нет.
Фордзон, Кулибин и другие
В бескрайнем океане тем коллекционирования есть и такая: автомобили начала ХХ века. Предложений серийной продукции от отечественных фирм негусто, зато ручной работы предостаточно. И здесь наибольший интерес вызывает техника Российской империи и раннего СССР: произведённая в России и работавшая на её бескрайних просторах.
Начнём с новинки 2017 года – копии бронированного трактора на базе сельскохозяйственной машины «Фордзон-Путиловец». Модель в масштабе 1:43 изготовила московская студия Model Stroy. А история настоящего бронетрактора уходит корнями в конец 20-х годов ХХ века. Именно тогда по инициативе командующего Ленинградским военным округом Михаила Тухачевского в опытном порядке забронировали и установили вооружение на «Фордзон-Путиловец». По сути, это была танкетка с пулемётом в лобовом бронелисте. Испытания новинка провалила, и от идеи серийного производства такой техники отказались. В дальнейшем подобную доработку выполняли только на базе тяжёлых гусеничных машин.
Но в центре внимания коллекционеров старинных автомобилей не только военные образцы. Например, мастерская Павла Ковалёва из Владивостока воссоздала в миниатюре самокатку, сконструированную придворным механиком Екатерины ІІ Иваном Петровичем Кулибиным в 1791 г. Трёхколёсное транспортное средство приводилось в движение слугой, который стоял «на запятках» и наступал на специальные педали.
Интересный экземпляр – первый в России пожарный автомобиль «Фрезе», поступивший на службу в Петербурге 10 июня 1904 г. Копию в 43-м масштабе уже в конце XX века создала фирма «Разум» из Киева. Любопытно, что в мастерской «Разум» работали всего три человека: Виталий Молотков, Шамиль Сабитов и упомянутый Зиновий Лахтерман. Настоящее «такси для 10 брандмейстеров» комплектовали одноцилиндровым мотором De Dion-Bouton мощностью 9 л.с., двумя лестницами, стендером и рукавами длиной 80 саженей. Кому этот экземпляр покажется не слишком «древним», могут обратить внимание на санно-бочечный пожарный ход производства фирмы NIK-Models. Особенностью модели является то, что сани и бочка выполнены из натурального дерева!
И пару слов об иномарках ручной работы. Интерес для коллекционеров представляют не только копии тех, что работали в дореволюционной России. Тут происхождение и местонахождение особой роли не играют. Взять хотя бы Mercedes 37 / 90 PS Labourdette Skiff. В масштабе 1:43 её изготовил московский мастер Александр Головин. Уникальная модель достойна украсить любое, даже очень богатое собрание раритетов.
И завершим сегодняшний обзор миниатюрным Mercedes 26 / 45 Kégresse образца 1912 года. Проект Станислава Кирильца, в котором изготовителем модели выступила украинская фирма «Херсон Моделс». А история возникновения оригинала вкратце такая. В 1911 году в мастерских Императорского гаража установили «приборы Кегресса» на 45-сильный Mercedes. Гусеничный ход монтировался вместо задних колёс и не требовал коренных переделок. В конструкции привода появились две опорные тележки с резино-тканевыми лентами. С их помощью давление на грунт было более равномерным, а проходимость более высокой. Первый выезд «автосаней» состоялся в феврале 1911-го в окрестностях Царского Села. Затем последовала доработка машины, а полномасштабные испытания прошли в 1912–1913 гг.