Рост российского рынка LCV и грузового транспорта в 2017 г.
Завершён очередной год, и по традиции различные информационные агентства подводят итоги продаж, в том числе и коммерческого транспорта. Оставив в стороне скепсис по поводу традиционного расхождения в цифрах при применении различных методов подсчёта, можно выделить основную мысль: «Российский рынок «коммерсантов» на подъёме, в сегменте LCV рост продаж составил около 18%, а в сегменте грузового транспорта более 50%!».
Впрочем, далеко не все, озвучивая эти цифры, приходят к одному и тому же выводу. Если некоторые импортёры LCV, радостно отчитываясь о 70%-ном росте, реально говорят об увеличении отгрузок на 600 ед., то наш флагман, показывая скромные «плюс» 17%, ведёт речь о более чем 6000 ед. Похожая картина и среди грузовиков: 271% и прирост в 4000 ед. у лидера среди импортеров и всего 31% и 6500 ед. у российского автогиганта. Так что мы лучше посмотрим, как поменялись приоритеты покупателей при выборе «рабочих лошадок» в целом, основываясь на данных агентства «АВТОСТАТ»…
«Пони»…
В сегменте LCV ситуация развивается в соответствии с нашим прогнозом. Наращивание производства семейства «ГАЗель NEXT», в том числе и цельнометаллических фургонов серьёзно повлияло на рыночную ситуацию в целом: +41% (25 000 ед.). За то время, пока ЦМФ становились на конвейер, шасси NEXT сумело доказать свою конкурентоспособность импортным аналогам и старт продаж фургонов и микроавтобусов на их базе уже ожидался не со скепсисом, а с нетерпением.
В итоге поколение NEXT не только планомерно вытесняет с конвейера поколение «Бизнес», но и отбирает покупателей у импортных одноклассников. Более того, если раньше «ГАЗель» считалась «бюджетной» безысходностью для госпредприятий, то теперь это весьма достойный продукт, который по комфорту и начинке очень близок к более дорогим аналогам, что также увеличивает интерес к модели
Вторым ожидаемым лидером продаж стала LADA Largus VU: +31% (8000 ед.). Надёжность и приемлемая вместимость вкупе с приятным ценником позволили этому современному аналогу «каблучка» серьёзно потеснить (можно сказать «выдавить») импортных одноклассников городского сегмента. На пользу спросу пошло и появление модификаций с высокой крышей, ещё больше увеличившей полезную вместимость грузового отсека.
Впрочем, 2017 год принёс и неожиданный момент. Внезапно пошёл вверх спрос на Ford Transit: +70% и более 7000 проданных автомобилей. Это позволило модели совершить серьёзный рывок вперёд и уйти в отрыв от ближайшего конкурента с импортными корнями, Mercedes-Benz Sprinter Classic, более чем на 50%.
Секрет такого роста продаж прост: машина пришлась по душе госструктурам. Крупный контракт на поставку Ford Transit был заключён с ФГУП «Почта России»: 675 фургонов в передне- и заднеприводном исполнении. 295 школьных автобусов на базе Ford Transit для различных регионов России закупил Минпромторг, ещё 295 АСМП были переданы медицинским учреждениям страны, в том числе в Санкт-Петербурге (119 автомобилей), Москве (111 автомобилей), Республике Татарстан (47 автомобилей) и на Сахалине (18 автомобилей). Кроме того, спецверсии Ford Transit с уникальным оборудованием поступили в Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы – 110 ед. Всего же на поставки в государственный сектор пришлось свыше 18% корпоративных продаж или более 1400 автомобилей.
Разумеется, есть крупные заказы и от частных организаций: компания Hilti, закупила 172 автомобиля Ford Transit и Ford Transit Custom с усиленными от несанкционированного проникновения кузовами и оборудованием для размещения и демонстрации инструмента. Машины будут использоваться в качестве демокаров для проведения комплексных демонстраций продукции.
С учётом сказанного Ford Sollers, прогнозируя дальнейший рост спроса, уже в октябре начал проводить комплекс мер, направленных на увеличение выпуска автомобилей на заводе в Елабуге: вводится дополнительная рабочая смена и созданы 600 новых рабочих мест.
Подводя общий итог положения остальных игроков рынка, можно сказать, что несмотря на заявленный рост продаж в %, в цифровом эквиваленте цифры не впечатляют. Ни один из игроков рынка, кроме упомянутых, не смог серьёзно нарастить продажи. Импортёры сейчас делают ставку на спецверсии с искусственно заниженной грузоподъёмностью и полной массой, дабы беспрепятственно передвигаться по центру столицы и игнорировать «грузовой каркас». Кроме того, есть перевозчики, которые по-прежнему не доверяют автомобилям с «российскими корнями» и готовы переплачивать за качество и надёжность брендовых «коммерсантов».
…и «Кони»
Преподнёс сюрпризы в минувшем году и грузовой сегмент. Если с лидерством на рынке вопросов не возникло – это КАМАЗ с 32%-ным ростом (25 000 ед.), то вот с его модельным рядом есть ряд неожиданностей.
Первое место в гамме выпускаемой в Набережных Челнах продукции заняло семейство полноприводников КАМАЗ-43118 – 5500 ед. (+26%)! Крупномасштабное строительство Керченского моста и других крупных объектов государственного масштаба сделали вездеходы 6х6 весьма популярными.
Вторая неожиданность – прорыв в продажах семейства «5490» – 4000 ед. (+67%). Не последнее слово в росте популярности нового поколения сказал старт производства в апреле прошлого года модернизированного магистрального тягача КАМАЗ-5490 Neo.
К слову, новое семейство стали поставлять и в соседние страны, в частности его можно встретить на дорогах Белоруссии. Так что анонсированные планы на выпуск в следующем году более 10 000 грузовиков семейства «5490» отнюдь не выглядят фантастикой.
Стоит отметить, что сам КАМАЗ отчитался о выпуске в 2017 году 39 525 машинокомплектов, что без малого на 15 000 больше, чем данные, указанные «АВТОСТАТОМ». Армейский заказ и импорт?
Второе место на рынке уверенно удерживает «Группа ГАЗ» – 7000 ед. (+6%). Почему уверенно при столь малом приросте? Да потому, что речь идёт всё о том же поколении «NEXT», которое планомерно вытесняет с конвейера своего предшественника – 4800 ед. (+11%), попутно тесня и импортных одноклассников. Нижегородцам удалось создать модель, которая оказалась настолько конкурентоспособной, что реальную битву с ней теперь ведет только «ИСУЗУ РУС» со своим семейством Elf, а остальные компании просто выпали из ТОП-10.
На этом фоне не слишком ярко выглядят дела ещё у одного, практически отечественного бренда – МАЗа – 3800 ед. (+12%). Минчане пытаются сделать ставку на продвижение продукции в страны третьего мира и Европы, поэтому российский рынок в этом году остался без ярких премьер, что не замедлило сказаться на продажах – все основные конкуренты представили новые модели. Кроме того, белорусы так и не смогли предложить внятную программу льготного кредитования, что также привело к снижению интереса со стороны покупателей.
Зато во всю мощь развернулись в этом году европейские бренды: Volvo – 6000 ед. (+271%), SCANIA – 5400 ед. (+118%), Mercedes-Benz – 5100 ед. (+180%), MAN – 4500 ед. (+115%) и «восставший из пепла» DAF – 3500 ед. (+332%). Новые модели и выгодные предложения по долгосрочному лизингу позволили заинтересовать многих серьёзных перевозчиков в обновлении подвижного состава. Кроме того, рост торговли привёл к расширению собственного парка крупных игроков на рынке сетевой торговли. Закономерный итог – импортёры смогли «отжать» себе значительную часть сегмента магистральных перевозок. И пусть сборка грузовиков каждого второго из вышеназванных брендов производится в России, факт остаётся фактом – «европейская семёрка» возвращает себе утраченные позиции в «дальнобое», попутно вгрызаясь в сегмент строительной техники, подкупая надёжностью и опять же интересными финансовыми инструментами.