Троллейбусные маршруты обслуживающие карьеры, шахты и ГОКи в провинциях Китая
Сегодня в мире троллейбусное движение, по известным данным, действует как минимум в 301 городе мира. Парк пассажирских троллейбусов составляет около 28 тыс. машин. О появлении новых предприятий или ликвидации действующих парков мы узнаём из новостей или от коллег. Неожиданным открытием для мирового транспортного сообщества стали ранее малоизвестные троллейбусные маршруты в провинциях Китая, которые обслуживают карьеры, шахты и горнообогатительные комбинаты – ГОКи.
Чего не знает статистика?
В 2014 году городской троллейбус в Китае готовится отметить своё столетие. Самая старая система в Шанхае начала действовать 15 ноября 1914 г. Последний город, где появился рогатый транспорт, стал Фучжоу. Там городская линия была открыта 30 лет назад. Многолетняя мировая практика эксплуатации показала, что экономически выгоднее пускать троллейбусы по маршрутам со стабильными пассажиропотоками, а это, как правило, густонаселённые агломерации, транспортно-пересадочные узлы или крупные градообразующие предприятия. В остальных случаях расходы на эксплуатацию в сопоставимых условиях с автобусом или микроавтобусами будут не в пользу троллейбуса.
Всего в Китае троллейбусное движение задействовано в 27 городах (включая Гонконг). По официальным данным, по состоянию на 1 января 2013 г. пассажирские перевозки троллейбусами сейчас осуществляются в 10 городах КНР. Однако в эту статистику не входят весьма специфические участки частных и ведомственных линий троллейбуса.
Цзиси Хэншань (Jixi Hengshan)
Участок пролегает в 30 км от России (и 250 км по прямой от Владивостока). На окраине промышленного района Хэншань, прилегающего к городскому округу Цзиси в манчжурской провинции Хэйлунцзян, ведётся закрытая разработка антрацита. Трёхкилометровая троллейбусная линия соединяет шахту Дуншань (Dong Shan) с шахтёрским посёлком городского типа. Открытое в 1989 г. предприятие сейчас обслуживают две машины Sunwin SWP5105GP-3, которые были изготовлены в 2010 г. В постоянной эксплуатации находится только одна машина, вторая дежурит в качестве резерва.
Исключение из правил
В Китае троллейбусу нашли применение в угледобывающих бассейнах. Сейчас известно о 8 городах в КНР, где троллейбусные системы обслуживали шахты. В двух из них движение было прекращено – в 2009-м в Ханьдане (Handan) и в 2012-м в г. Синтай (Xingtai). Шесть остальных по-прежнему работают для горняков.
Как правило, шахты по добыче антрацита располагаются в непосредственной близости от залегания угленосных пластов и вдали от жилых районов. Администрация таких шахт в Китае в качестве развозного транспорта для рабочих своих предприятий использует экологически чистый транспорт – троллейбус.
Выбор обусловлен сугубо экономическими причинами. Местные ТЭЦ и ГРЭС работают на местном антраците. В конце и начале смены потребление электроэнергии в шахтах, карьерах и ГОКах падает. Избытки же направляют на подзагрузку подстанций контактной сети. Подобная рачительная схема широко применялась, например, на Донбассе и Северном Урале в 1940–1990 гг.
Тайюань Сишань (Taiyuan Xishan)
Расположенный в 400 км к юго-западу от Пекина городской округ Тайюань был признан угольной столицей Китая и является побратимом Донецка. В пригороде Сишань находятся две угольные шахты, которые связаны между собой троллейбусной линией протяжённостью 12 км. Для их обслуживания ежедневно выпускается 28 троллейбусов. Быстрорастущий мегаполис уже почти подобрался к шахтам, а маршрутная сеть автобусов из Тайюаня начала частично дублировать троллейбусные линии.
Линия Дужпин (Dur Ping) протяжённостью 6 км обслуживается 12 машинами разных конструкций. Полунизкопольные одиночные Dongfeng Yangtse WG идут вперемежку с сочленёнными троллейбусами Huayu.
Линия Гуаньди (Guan Di) имеет протяжённость 10 км. Эта линия проходит через большие промышленные агломерации и автомагистральные развязки. Парк состоит из 14 старых Huayu BD562D и пары футуристичных Yangtse WG6120DHA, приобретённых в 2012 г.
Маршруты без «зайцев»
В горняцких городах маршруты имеют, как правило, только две конечные остановки: жилой квартал – шахта. Этим определяется идеальное условие работы для троллейбуса и идеальное функционирование сети. Во-первых, большое число постоянных пассажиров создаёт 100%-ную наполняемость транспорта, что доводит коэффициент пассажиронагруженности до единицы. Во-вторых, обеспечивается высокая маршрутная скорость движения при отсутствии промежуточных остановок. В-третьих, соблюдается постоянная нагрузка подстанции без пиковых скачков в сети.
Побочные выгоды сулят снижение издержек на контролёров и жёсткую цикличность работы. Выполняется логистический график доставки рабочих – бригады и отделы зачастую закреплены за конкретным троллейбусом. Случайных пассажиров там нет по причине отдалённости линий от населённых пунктов, а остановки по требованию не предусмотрены, так что можно ехать безбилетным «зайцем».
Подобные открытия в городах Китая расширяют кругозор и познания об особенностях и условиях эксплуатации электротранспорта. Сегодня в мире остаётся всё меньше городов, где работают троллейбусы, которые не были бы исследованы любителями и специалистами. Китай – одна из таких стран, однако на карте есть и другое соседнее государство, которое пока ещё хранит много троллейбусных тайн, – Северная Корея.
Уян (Wuyang)
Эта шахта в пригороде Чанжи (уезд Сянюйань, пров. Шаньси) находится в 150 км к югу от Тайюаня. Из 6-километровой линии 2 км пролегает по закрытой территории частной компании. Пассажиров шахты перевозят 9 троллейбусов Huayu, которые можно прямо сейчас отправлять в музей: одиночки BJD-WG120, реликтовые «гармошки» Huayu BD562D, а также два прототипа BJD-WG-160, которые сюда попали после пекинской Олимпиады-2008.
Тайань Янчжуан (Tai’an Yangzhuang)
На расстоянии 450 км к югу от столицы Китая находится небольшая линия протяжённостью 2 км, она не имеет гаража для хранения обслуживающих её машин, которые вне перевозок стоят на площади в Янчжуане. Установлено, что работать система начала в 1978 г. Для обслуживания имеются три троллейбуса Huayu BD562. Это одни из самых старых машин в Китае, которые были построены в 1980-е годы.
Синьми – Чаохуа (Xin’mi – Chaohua)
Синьми находится в 650 км к югу от Пекина, недалеко от города Чжэнчжоу. Однопутная линия (для разъезда используют обгонные стрелки) длиной 3 км обслуживается как минимум тремя троллейбусами, принадлежащими угольной шахте Чаохуа группы Chaohua Mine Zhengzhou Coal Gr. На трассе работают как новые Wuhan Yangtse WGD68UК с кондиционером (на снимке), так и потрёпанные Guangzhou SK561G.