«Гудок Октября» или «Первый автосборочный»?
Так где же собрали первый советский «Форд»?
Часто в статьях на тему истории Горьковского автомобильного завода упоминается завод «Гудок Октября», на котором в Нижнем Новгороде якобы собирали «полуторки» из американских деталей до официального пуска автогиганта. Эта фраза как лакмусовая бумажка сразу отражает историческую ценность публикации, так как по документам завод «Гудок Октября» никогда сборкой или производством автомобилей не занимался!
Тема «Гудка Октября», много раз повторенная в различных книгах и статьях, настолько крепко вошла в историю и в наше сознание, что любое утверждение, что всё было не так, естественно, воспринимается в штыки. Но давайте сохраним хладнокровие и просто разберёмся с документами, фактами и цифрами.
Всем хорошо известна фотография, сделанная 1 февраля 1930 года, когда из ворот завода выезжает первый советский «Форд». Вот именно эта фотография и заставила меня задуматься о «Гудке Октября». Дело в том, что на красочных транспарантах на автомобиле и на воротах предприятия нет этого названия. Оплошность? Забывчивость? Нет! На лозунгах всё правильно! Автомобиль выходит из ворот Первого автосборочного завода! Причём же здесь тогда «Гудок Октября»?
Чтобы разобраться в этом вопросе, придется проследить историю возникновения и развития нескольких предприятий, чтобы точно понять, на каком временно/м отрезке их судьбы пересекались и кто какую роль сыграл в выпуске советских «Фордов».
Начнём с «Гудка Октября». Историческим ядром этого предприятия стали сталелитейные мастерские нижегородского купца М.С. Рукавишникова, построенные в Канавино на берегу Оки ещё в 1827 году. Перед Первой мировой войной предприятие перешло к рижскому купцу Менделю Трубеку, который выпускал ковочные изделия. Во время эвакуации промышленных предприятий из прифронтовой зоны в 1915 году на территории сталелитейных мастерских разместили оборудование рижского завода «Молот», который с 1 февраля 1916 года стал выполнять военные заказы, в основном выпускал металлические детали для артиллерийских упряжей и походных кухонь.
В послереволюционный период завод «Молот» национализировали, и он стал специализироваться на изготовлении сельскохозяйственных орудий: плугах, железных граблях, боронах. В 1920–1923 гг. завод укрупняют путём присоединения к нему соседних заводов «Волга-Ока» и «Пролетарий» (бывший рижский «Сарнэ») и переименовывают в «Красный молот». 1 апреля 1927 года завод ещё раз укрупняют, объединяя под общим названием «Гудок Октября» три соседних завода: «Красный молот», «Красный плуг» и «Ремвоздух».
Теперь вспомним о Горьковском автомобильном заводе и сборке автомобилей «Форд». Как у них развивались события и каким образом на их пути возник чугунолитейный и механический завод «Гудок Октября»?
31 мая 1929 года в Дирборне (шт. Мичиган) между компанией Ford и ВСНХ СССР был подписан договор на покупку продукции «фордовских» предприятий на $30 млн. в течение ближайших четырёх лет и оказания Фордом технической помощи нам в организации и оборудовании автомобильного завода в Нижним Новгороде. Ключевые слова для нас в этом договоре – «покупка продукции Ford». Предполагалось приобрести 74 тысячи машинокомплектов автомобилей Ford-А и Ford-АА (фактически собрали 36 069 шт.), которые нужно было где-то собирать. Так как поставки начинались в том же 1929 году, а проектирование и строительство автомобильного завода в Нижнем Новгороде по плану должно быть закончено не ранее 1 октября 1931 года (действительно завод открыли ещё позже – в начале 1932 года). План поставок был известен: 1929 год – 6 тыс., 1930-й – 20 тыс., в 1931 и 1932 годах – по 24 тыс. машинокомплектов. Поэтому Госплан посчитал необходимым параллельно со строительством автогиганта приступить к организации завода для сборки автомобилей из поступающих машинокомплектов.
Рассматривалось несколько вариантов размещения автосборочного завода близ Москвы. Считалось, что главным потребителем будущих машин станет столица, и логично было расположить сборочное производство поближе к ней. Но подходящих готовых площадей не нашлось, поэтому решено было строить сборочный завод в чистом поле. Это затягивало реализацию проекта, так как сборочные мастерские в Москве могли появиться в лучшем случае не ранее апреля 1930 года, а первые машинокомплекты из Америки поступали значительно раньше. Необходимо было дополнительно организовать временные мастерские, рассчитанные на сборку 5–6 тыс. машин, т. е. количество машин, которое поступит от Форда до постройки постоянных автосборочным мастерских в Москве.
Именно поэтому в июле 1929 года и возник вариант с заводом «Гудок Октября» в Нижнем Новгороде, у которого имелись подходящие свободные площади. Требовалось лишь их перестроить (в основном возвести новые перекрытия), а также построить котельную и трансформаторную и обустроить железнодорожную ветку. Стоимость таких работ относительно невелика, но требовалось утрясти отношения с «Союзхлебом», который занимал часть корпуса под склады. Все вопросы с переоборудованием цехов и строительством новых сооружений для временной автосборочной мастерской возложили на директора завода «Гудок Октября».
Во время строительства и переоборудования будущий автосборочный завод называли по инерции «Гудком Октября», так как собственного названия он тогда ещё не имел. Вероятнее всего именно этот факт впоследствии и внёс столько путаницы. На заводе «Гудок Октября» не собирались заниматься сборкой или производством автомобилей и продолжали выпуск своей основной продукции (к тому времени оборудования для пищевой промышленности). А временные автосборочные мастерские с начала 1930 года получили собственное название – Нижегородский автосборочный завод № 1. Вывеску этого завода мы и видим на уже упомянутой фотографии, правда, в данном случае слово «Первый» на транспаранте скорее констатация факта, чем дань официальному наименованию, так как в противном случае название написано неправильно. Необходимо запомнить раз и навсегда – автомобили «Форд» собирал именно Нижегородский автосборочный завод № 1. К этому моменту он никакого отношения к «Гудку Октября» уже не имел!
А что же стало с «Гудком»? Куда исчезло это название? Просто в 1930-х годах завод был в очередной раз переименован, он стал Заводом им. Воробьева в ведении треста «Союзпродмаш». В 1940 году часть площадей завода отдали авиационной промышленности (заводу № 21), на базе которых был организован филиал № 1. Но завод пищевого машиностроения никуда не исчез, после войны он уже назывался Государственный машиностроительный завод им. Воробьева, в ведении Главпродмаша. Как видим, вся дальнейшая деятельность «Гудка Октября» была далека от автомобилей.
А как сложилась судьба Первого автосборочного завода? Вроде бы продолжение этой истории тоже хорошо знакомо по многочисленным публикациям, которые утверждают, что после он стал Горьковским заводом автобусов, а после Горьковским заводом торгового машиностроения и выпускал фургоны на шасси ГАЗ. К сожалению, истины и здесь маловато.
По идее надобность во временном автосборочном заводе должна была отпасть с пуском 6 ноября 1930 года основной сборочной площадки в Москве, а автосборочный завод в Горьком предполагалось реорганизовать в учебную базу для подготовки кадров горьковского автогиганта. Но плохая организация дел на Московском автосборочном заводе КИМ, в том числе срыв всех установленных сроков и объёмов сборки, не позволили отказаться от уже отлаженной сборки в Нижнем, поэтому «Форды» там продолжали собирать до января 1932 года (в январе собрали последние 122 шт. автомобиля Ford-Timken). В 1930 году завод собрал грузовых автомобилей Ford-АА 3432 шт., легковых автомобилей Ford-А – 281 шт., в 1931-м грузовых автомобилей Ford-АА – 3124 шт.
В 1932 году автосборочный завод использовали как учебную базу для Нижегородского автомобильного завода и называли Экспериментальным кузовным цехом в составе ГАЗ им. В.М. Молотова. В 1933 году здесь разворачивается производство автобусов ГАЗ-03-30, и завод становится автобусным филиалом ГАЗа. Практически все малосерийные модели ГАЗа позже производились на этом филиале: пикапы ГАЗ-4, седаны ГАЗ-6 «Пионер», самосвалы ГАЗ-С1 (ГАЗ-410), санитарные ГАЗ-55 и штабные автобусы ГАЗ-05-193.
После войны, в 1946 году, филиал ГАЗ им. В.М. Молотова по выпуску автобусов и самосвалов вышел из состава Горьковского автозавода и стал самостоятельным предприятием – Горьковским автобусным заводом. Кстати, его сокращённое название, аббревиатуру ГЗА, часто пытаются расшифровывать дословно: Горьковский завод автобусов. Это неправильно! Буквы в сокращенном варианте переставили для того, чтобы оно не перекликалось с ГАЗом.
Но уже через пять лет, в 1951 году, здесь прекращается выпуск автобусов с передачей производства на вновь организованный Павловский автобусный завод. В декабре 1951 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР Горьковский автобусный завод реорганизован в предприятие «п/я 680» и передан Министерству радиотехнической промышленности. В 1975 году предприятию присвоено имя А.С. Попова. С этого момента его полное официальное название – «Горьковский завод аппаратуры связи им. А.С. Попова».
Данный факт начисто опровергает кочующие по статьям мнения, что наследником ГЗА стал Горьковский завод транспортного машиностроения. А чтобы совсем не осталось сомнений, проследим историю возникновения и развития одного из крупнейших в СССР производителей фургонов и специализированных автомобилей.
Это предприятие возникло как автокузовная мастерская при гараже транспортной конторы горьковского Главторга в 1937 году. В том же году мастерская официально была возведена в ранг автокузовного завода. Начинали здесь с изготовления простейших фургонов для перевозки продуктов и хлеба для нужд города. Как это ни покажется странным, но автокузовной завод вместе с фургонами выпускал и автобусы на шасси «полуторки» ГАЗ-АА (внешне они несколько отличались от привычных ГАЗ-03-30), правда, в намного меньшем количестве, чем Горьковский автобусный. Видимо, именно этот факт в своё время сбил исследователей автоистории с истинного пути, и они смешали два этих завода в один.
С началом войны основными изделиями в производственной программе кузовного завода стали автомобильные кузова-фургоны «Двина» и «Волга», заказчиком которых выступал Наркомат электропромышленности СССР, а также передвижные фотолаборатории для нужд Военно-воздушных сил и Военно-морского флота.
После войны на заводе продолжали выпуск фургонов для перевозки продовольственных товаров, а также освоили новую продукцию – передвижные библиотеки-салоны в автобусных кузовах на шасси грузовиков ГАЗ-ММ. В 1950 году предприятие передали в ведение Главторгмаша и переименовали в Завод холодильного оборудования, позже – в Горьковский завод торгового машиностроения (ГЗТМ). После упразднения совнархозов и последовавшей за этим перестройкой управления экономикой по отраслевому принципу завод отошел к Минавтопрому СССР. В 1966 году ГЗТМ переименовали в Горьковский завод специализированных автомобилей Главспецавтотранса Министерства автомобильной промышленности (сокращенно ГЗСА). Сегодня это предприятие называется «Завод специализированных автомобилей «Бизон».