БАЗ-6910 для различных ВВТ (Часть 2)
Станция радиоэлектронной борьбы
В первой статье речь шла о комплектациях шасси для подъёмных агрегатов, входящих в состав радиоэлектронного комплекса «Сбор-1». Сейчас мы расскажем о создании шасси для станции радиоэлектронной борьбы (РЭБ) 1Л269 (головной исполнитель по данной работе – ОАО «ВНИИ «Градиент»).
Первые совместные работы
В утверждённой 2 июня 1993 г. редакции технического задания на опытно-конструкторские работы «Вощина-1» требования к специальному колёсному шасси нового семейства, как это видится сейчас, были прописаны недостаточно подробно. Так, объёмы кабин и количество рядов сидений не оговаривались, требование по оснащению кабин кондиционером сводилось к обеспечению возможности установки кондиционера. Вероятно, все эти требования и не могли быть в тот момент прописаны полностью, так как семейство разрабатывали без привязки к размещению конкретного образца военной техники. В то время отечественная промышленность не могла предложить работоспособную конструкцию автомобильного кондиционера, пригодного для установки в кабину (или на кабину) шасси. Подразумевалось, что при благоприятном стечении обстоятельств и наличии дополнительных средств разработка новой системы нормализации микроклимата могла быть проведена в рамках работы над семейством «Вощина-1». Но в середине 1990-х гг. выделенных средств не хватило даже на более важные работы, предусмотренные договором с Главным автобронетанковым управлением (ГАБТУ) Министерства обороны РФ.
Первое шасси БАЗ-69091, изготовленное 25 февраля 1995 г., как и второй образец БАЗ-6909, изготовленный в августе того же года, были оснащены «малыми» (однорядными) кабинами в народно-хозяйственном исполнении. Решение разработать для первых образцов семейства только такую кабину было в то время единственно верным, так как Брянскому автозаводу, находившемуся (как и весь оборонно-промышленный комплекс России) в сложнейшем положении, нужно было как можно быстрее разработать документацию и изготовить опытные образцы. Все надежды БАЗа были связаны с началом серийного выпуска шасси нового семейства, в том числе для потребителей нефтегазового комплекса. На заводе понимали: до того как СКШТ поставят на снабжение ВС РФ, потребуется проведение полного цикла всесторонних испытаний, доработок образцов, проверок их на соответствие многочисленным требованиям технического задания.
Когда уже шла разработка конструкторской документации и изготовление первых опытных образцов шасси нового семейства, конструкторы БАЗа прорабатывали варианты шасси и тягачей нового семейства для первых появившихся потенциальных заказчиков. В конце 1995 г. начались первые совместные работы с ВНИИ «Градиент» (г. Ростов-на-Дону). По запросу на это предприятие была передана основная информация по шасси и тягачам, разрабатывавшимся в рамках ОКР «Вощина-1». Первоначально заказчик рассмотрел вариант использования 3-осного шасси БАЗ-69092. В 1996 г. для проработок построения изделия 1РЛ257 были запрошены чертежи общих видов СКШТ БАЗ-6909, БАЗ-69091, БАЗ-63061. Однако вскоре из-за отсутствия финансирования дальнейшие работы по изделию 1РЛ257 были приостановлены.
С кабинами увеличенного объёма
Заказчикам требовались шасси нового семейства с кабинами увеличенного объёма, обеспечивающими возможности размещения дополнительного оборудования, спальных мест, второго ряда сидений. С началом работ по шасси с «большой» кабиной, чтобы отличить их от шасси с «малыми» кабинами, в конце 1990-х гг. в официальных документах стали употреблять название «СКШ 69091 с кабиной увеличенного объёма». Опытный образец специального колёсного шасси с такой кабиной должен был стать седьмым, изготовленным в рамках семейства, и одновременно пятым образцом, который завод должен был представить на государственные (приёмочные) испытания.
Из-за высокой загруженности конструкторов другими работами к разработке документации для изготовления опытного образца «СКШ 69091 с кабиной увеличенного объёма» реально приступили в декабре 2000 г. Работы по шасси с большой кабиной уже велись, и каким-то образом новую модель нужно было отличать от ранее изготовленного образца БАЗ-69091, но обозначение нового шасси все ещё не было согласовано с ГАБТУ. Поэтому руководство конструкторско-экспериментального отдела было вынуждено принять самостоятельное решение о закреплении ранее выданного Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) индекса 6910 за всеми шасси семейства «Вощина-1» с кабинами увеличенного объёма.
Научно-технический комитет автомобильной техники ГАБТУ долго не соглашался на увеличение модельного ряда семейства. В самом начале 2002 г. в НАМИ завод провёл перерегистрацию индексов, и шасси БАЗ-6910 было «привязано» к кабинам увеличенного объёма. Лишь весной 2004 г. представители промышленности смогли убедить Заказчика в том, что нужно вводить новое обозначение. Изменилась и позиция военных – официально решением межведомственной комиссии для брянских шасси с кабинами увеличенного объёма был введён новый индекс 6910.
Станция РЭБ 1Л269
Совместные работы с ВНИИ «Градиент», но уже по другой теме, возобновились в 2003 г. В сентябре 2003 г. было подписано и утверждено начальниками ГАБТУ и ГРАУ решение о проведении совместных работ по изделию 1Л269. Исполнителями работ определялись:
- головной исполнитель – ФГУП «ВНИИ «Градиент»;
- изготовитель опытного образца изделия – ОАО «БЭМЗ» (г. Брянск);
- разработчик и изготовитель шасси – ОАО «БЗКТ» (Брянский автозавод несколько лет имел название «Брянский завод колёсных тягачей»).
В этом же решении было прописано базовое шасси «СКШ БАЗ-69091 с кабиной увеличенного объёма» (как уже отмечено, официально обозначение СКШ БАЗ-6910 было введено лишь весной 2004 г.).
В июле 2005 г. первый заместитель начальника управления начальника вооружения ВС РФ В.Г. Михеев утвердил решение о выборе базового шасси для 1Л269. В качестве базового шасси было предусмотрено СКШ БАЗ-6910.
В течение 2007 г. БАЗ и ФГУП «ВНИИ «Градиент» проводили согласование технического задания на проведение работ, которое было утверждено в декабре 2007 г. Надо отметить, что ОАО «БЭМЗ» со временем вышло из состава соисполнителей, и опытный образец изделия собирали непосредственно на ФГУП «ВНИИ «Градиент».
Согласно техническому заданию, шасси, получившие индексы БАЗ-6910-022 (двигатель 8492.10-033) и БАЗ-6910-023 (двигатель 8424.10-033), должны были обеспечивать монтаж оборудования общей массой до 21 т. На стоянке машина должна обеспечивать возможность привода оборудования изделия и подключение электрооборудования изделия к схеме электрооборудования шасси. Шасси должны оснащать дополнительным топливным баком, размещаемым вместо механизма подъёма запасного колеса на мотоотсеке, при этом запасное колесо прикладывалось к шасси без его штатной установки.
В комплект шасси дополнительно прикладывался карданный вал для привода генератора БГ-100, установку этого вала производил заказчик. На раме шасси предусматривались места для крепления кронштейнов надрамника.
Кабина шасси каркасная увеличенного объёма, с тремя сиденьями экипажа, включая водителя. Бронезащита кабины не была предусмотрена. Задняя часть кабины предназначалась для размещения специального оборудования заказчика, для чего несколько изменились места установок пультов управления предпусковым подогревателем и ФВУА. Был обеспечен ввод в кабину кабелей заказчика. Окно задней стенки кабины не устанавливали.
В соответствии с требованиями технического задания на этом шасси появилось два новшества: на крыше кабины должен быть установлен кондиционер СС4Е фирмы Webasto с электрическим приводом и кабина должна была обеспечивать защиту личного состава, находящегося в ней, от воздействия мощного СВЧ-излучения работающего основного оборудования. Определили и конкретные способы реализации данного требования.
В феврале 2008 г. заключили договор на проведение работ по проектированию комплектации шасси и изготовлению опытного образца. Для изготовления было определено шасси БАЗ-6910-022 с двигателем 8492.10-033. Срок изготовления шасси – II квартал 2008 г. В феврале появились уточнённые компоновки размещения оборудования на шасси, в которых предусмотрели установку ещё одного сиденья оператора в задней части кабины боком к направлению движения. В мае 2008 г. был согласован протокол разрешения применения шасси.
Компоновочные работы, как и обычно, проводили в отделе перспективного проектирования под руководством С. Н. Шалавасова. Непосредственно компоновку разрабатывал ведущий инженер-конструктор Н. И. Сердюков. Доработку документации на кабину производили в КБ рам и кабин, которое вместо ушедшего на пенсию В. С. Виноградова возглавил А. Н. Шутов. В этом же КБ отрабатывали документацию на установку кондиционера и средств защиты от СВЧ-излучения.
Изготовление опытного образца шасси проводилось в сборочном цехе (начальник цеха А.М. Лагутенко), но изготовление кабины поручили экспериментальному цеху (начальник Н. С. Цуканов), причём для ускорения работ в заготовительно-сварочном цехе с использованием серийной оснастки была изготовлена передняя часть кабины (до задних стоек проёма двери), а в ЭЦ доварили заднюю часть.
Опытный образец шасси БАЗ-6910-022 изготовили в июне 2008 г. Установка кондиционера на шасси выполнена специалистами завода самостоятельно. Так как кондиционер CC4E не требует заправки фреоном, приглашать специалистов фирмы Webasto не было необходимости.
Для защиты от СВЧ-излучения панели кабины изготовили из листов увеличенной толщины. С обеих сторон кабина была проварена сплошными швами. На окнах кабины при работе оборудования предусматривалась установка специальных металлических сеток. Были выполнены и другие мероприятия. Естественно, в условиях автозавода проверить их эффективность не представлялось возможным – для таких замеров необходима специальная камера. Первоначально обратились на Брянский электромеханический завод, расположенный напротив Брянского автомобильного завода. Но по ряду причин провести замеры на ОАО «БЭМЗ» не получилось (к этому времени ОАО «БЭМЗ» уже вышло из кооперации разработчиков и изготовителей 1Л269). На запрос о предприятии, где можно провести проверки, ФГУП «ВНИИ «Градиент» дало адрес организации, находящейся в Ростове-на-Дону. В итоге решили провести проверки на образце силами ФГУП «ВНИИ «Градиент» при проведении предварительных испытаний, что и было в дальнейшем сделано. Замечаний по результатам испытаний в этой части не было.
Доработка шасси и испытания
В июне 2008 г. после завершения заводских испытаний шасси своим ходом было отправлено в г. Ростов-на-Дону для монтажа оборудования и проведения испытаний в составе изделия. Однако позднее неожиданно потребовались доработки конструкции шасси. Дело в том, что к этому времени головной исполнитель ФГУП «ВНИИ «Градиент» всё ещё находилось в поиске соисполнителя работ по установке агрегатов автоматизированной системы горизонтирования изделия 1Л269. Когда, наконец, к разработке системы приступило ООО «Предприятие «Гидротехника» (Нижегородская область, г. Павлово-на-Оке), то оказалось что для её установки на шасси потребуется дополнительное усиление рамы шасси и доработка системы выхлопа. Для определения объёмов доработок и дальнейшего порядка их проведения на полностью собранном шасси в начале апреля 2009 г. было проведено совместное техническое совещание представителей ЗАО «БАЗ», ФГУП «ВНИИ «Градиент» и ООО «Предприятие Гидротехника».
В марте и апреле 2009 г. оформлены Дополнения № 1 и № 2 соответственно к ТЗ, в которых была предусмотрена доработка системы выпуска отработавших газов и элементов рамы. Решили, что ЗАО «БАЗ» изготовит необходимые комплектующие (дополнительная поперечина рамы, косынки, элементы доработанной системы питания), а непосредственно доработку шасси проведёт ФГУП «ВНИИ «Градиент» своими силами. Летом 2009 г. необходимые комплектующие были изготовлены и отправлены в Ростов-на-Дону.
В течение второй половины лета – осени 2009 г. на базе ФГУП «ВНИИ «Градиент» проведены предварительные испытания изделия 1Л269 и шасси БАЗ-6910-022 в его составе. Необходимо отметить, что данный образец шасси БАЗ-6910-022 оказался одним из самых удачных – количество дефектов и замечаний, выявленных в ходе испытаний, было наименьшим по сравнению с СКШ БАЗ-6910, изготовленными ранее: сказался приобретённый опыт и постепенная отладка конструкции и производства. Так, в ходе предварительных испытаний шасси в составе изделия не выявили ни одного дефекта, и указано только три пожелания: упростить возможность доступа к ветровому стеклу для его очистки, сделать удобным доступ на крышу кабины (видимо, это связано с размещением оборудования), проработать возможность подключения независимого отопителя к системе автономного электроснабжения изделия при работе на стоянке. Кроме того, было указано на негерметичность системы кондиционирования фирмы Webasto. Так как данные пожелания не являлись критическими, их решили реализовать при изготовлении первых серийных изделий. Относительно системы кондиционирования ФГУП «ВНИИ «Градиент» предложили рассмотреть возможность использования новой системы разработки Воронежского ООО «Электроприбор-Климатика» и выпускаемой ОАО «Электроприбор» (г. Воронеж).
Таким образом, предварительные испытания шасси БАЗ-6910-022 выдержало. Весной 2011 г. успешно завершились и государственные испытания изделия и шасси БАЗ-6910-022 в его составе. В процессе госиспытаний в НИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ прошли ходовые испытания изделия. Выявленные в процессе их проведения замечания, относящиеся к шасси, принципиального значения не имели. Решено устранить замечания при организации серийного производства изделия.
Следует заметить, что показ унифицированного наземного модуля помех 1Л269 был разрешён на Международном салоне вооружения и военной техники «МВСВ-2010» распоряжением президента Российской Федерации от 28 июня 2010 г. № 434-рп. Однако в экспозиции выставки этого экспоната не было. Почему отсутствовало изделие 1Л269 на выставке в подмосковном г. Жуковском летом 2010 г., непонятно.
В октябре 2011 г. был изготовлен первый серийный образец СКШ БАЗ-6910-022, который по конструкции полностью идентичен образцу, прошедшему госиспытания. Единственное отличие – принято решение покрасить верхнюю часть корпуса кондиционера в защитный цвет.
26 октября 2012 г. состоялся конкурс на изготовление мacштaбнoй мoдeли издeлия 1Л269 нa шaccи aвтoмoбиля БAЗ-6910 c элeктрoпривoдoм врaщeния aнтeнны. Конкурс проводился в Великом Новгороде, где располагается ОАО «НПО «Квант» (головная компания холдинга «Радиоэлектронной борьбы»), которое тесно сотрудничает с ОАО «ВНИИ «Градиент». Начальная цена государственного тендера на изготовление мacштaбнoй мoдeли составила 300 тыс. рублей. На текущий момент информация об изготовлении мacштaбной мoдeли не поступала.
Заключение
Специалисты отмечают, что события августа 2008 г. в Южной Осетии дали новый импульс развитию средств радиоэлектронной борьбы и электронной разведки. Если бы во время той войны ВС РФ использовали образцы новейшей техники, возможно, ни один вражеский снаряд не достиг бы цели, наша авиация не потеряла бы ни одного самолёта, были бы существенно снижены потери личного состава. Есть надежда, что в ближайшем будущем новая техника будет поступать в войска во всё возрастающем количестве.
Мы кратко упомянули лишь о некоторых работах, которые успешно выполнены Брянским автомобильным заводом. Четвёртого июня БАЗу исполнится 55 лет, и за эти годы были разработаны различные шасси и тягачи, которые использованы для монтажа многих образцов вооружения и военной техники. О том, как решались эти и другие задачи, стоявшие перед коллективом завода, планируется рассказать в других статьях.
Об авторах:
А. Г. Привалов – главный редактор www.autocatalogue.ru «Автомобильный каталог»
Д. В. Колесников – заместитель главного конструктора ЗАО «БАЗ»
Ю. А. Шпак – главный конструктор Брянского автомобильного завода в 1997–2007 гг.
С. Н. Шалавасов – начальник КБ, отдела перспективного проектирования БАЗа в 1989–2010 гг.