БАЗ-6910 для различных ВВТ (Часть 1)
Опытные образцы подъёмных агрегатов
В 2004 г. на снабжение Вооружённых Сил Российской Федерации было принято специальное колёсное шасси БАЗ-6910, предназначенное для монтажа вооружения и военной техники. В настоящее время эту машину активно используют в проводимых опытно-конструкторских работах в качестве транспортной базы для радиолокационных станций, командных пунктов, эвакуаторов и других военных комплексов. Как правило, о таких разработках в открытой печати много не пишут. Мы расскажем о некоторых работах, которые к настоящему времени успешно завершены.
Длиннобазное шасси БАЗ-6910 (8x8) с кабиной увеличенного объёма, с повышенными монтажными способностями рамы было разработано Брянским автомобильным заводом в соответствии с тактико-техническим заданием № 15-93 от 2 июня 1993 г. на ОКР «Вощина-1».
Техническое задание было направлено на разработку унифицированного семейства без привязки к конкретным изделиям, при этом считалось, что изготовители конечных изделий должны были использовать шасси без каких-либо доработок или с минимальными изменениями. Это была принципиальная позиция представителей Научно-технического комитета Главного автомобильного управления Минобороны (НТК ГЛАВТУ) и 21 НИИИ.
Но время шло, и ситуация изменилась. Жизнь показала, что такого не бывает. Доработки изделий (особенно шасси) проводились и проводятся в различном объёме на всех заводах-изготовителях практически под каждый образец военной техники, размещаемой на специальном колёсном шасси. А БАЗу в создавшихся условиях борьбы за выживание для привлечения потенциальных потребителей приходилось гораздо чаще других соглашаться на доработку своих изделий (о работах по увеличению грузоподъёмности шасси до 22 т для РЛК «Небо-М» было рассказано в «ГП» № 11, 2012 г.).
Образец со значительными изменениями
Работы по шасси для подъёмного агрегата (антенно-подъёмный модуль) СМ-626, входящего в состав радиоэлектронного комплекса «Сбор-1», начались задолго до начала проектирования СКШ БАЗ-6910. Заказчику требовалось шасси для транспортировки и оперативного развёртывания на местности антенных модулей нового поколения. Головной разработчик комплекса – ОАО «НИИ «Вектор» (г. Санкт-Петербург), разработчик антенно-подъёмного модуля – ОАО «КБСМ» (г. Санкт-Петербург), изготовитель опытного образца – ОАО «Автогидроподъёмник» (г. Санкт-Петербург).
Первое обращение на БАЗ о проведении совместных работ поступило от НИИ «Вектор» в феврале 1998 г. Первоначально планировалось использовать модификацию шасси БАЗ-6909 с штатной («малой») кабиной. Этому шасси для удобства внутренней переписки присвоили условное обозначение БАЗ-69097. В декабре 1998 г. в соответствии с установленным порядком было оформлено «Решение о выборе базового шасси...», утверждённое начальником вооружений ВС РФ А. П. Ситновым. Основные работы по согласованию конструкции шасси велись с Конструкторским бюро специального машиностроения (КБСМ).
В конце апреля 1999 г. оформили исходные данные на создание модификации шасси. Было проведено несколько совещаний, в ходе которых определили, что шасси должно быть короткобазным, грузоподъёмностью 20 т, с каркасной небронированной кабиной увеличенного объёма. Необходимо обеспечить отборы мощности для привода насосов гидросистемы и подключение электрооборудования изделия к шасси. Требовалось обеспечить размещение на шасси аутригеров изделия.
В каркасной кабине увеличенного объёма должны быть предусмотрены два спальных места и площадка для крепления личного оружия. Кабина должна отапливаться.
Кроме этого в кабине предусматривались: пульт управления оборудованием агрегата, пульт гирокомпаса, кондиционер, кабельные вводы, выносной пульт управления и сирены дизель-электроагрегата.
Передние стойки мотоотсека предусматривалось использовать в качестве опоры мачты подъёмного устройства, для чего они были соответствующим образом усилены.
В ноябре 2001 г. КБСМ было уведомлено, что индекс БАЗ-69097 уже официально заменён на БАЗ-69101. Объектовые конструкторские бюро для разработки рабочей конструкторской документации получили 11 декабря 2001 г. техническое задание, согласно которому комплектация под монтаж оборудования СМ-626 получила индекс 69101-0001011 (или БАЗ-691011). У этой комплектации было несколько отличий от опытного образца шасси БАЗ-6910, изготовленного в августе 2001 г. Расстояние между второй и третьей осями уменьшено с 4350 до 2900 мм. Вместо двигателя ЯМЗ-2Э849.10 с КП ЯМЗ-Э33 использовали двигатель 8424 Тутаевского моторного завода с КП ЯМЗ-202.
Работы по этой комплектации шасси проводились параллельно с испытаниями шасси и тягачей семейства «Вощина-1». Общее руководство работами осуществлял главный конструктор Ю. А. Шпак. Основные компоновочные работы проводились в КБ перспективного проектирования под руководством С. Н. Шалавасова. Для этой комплектации шасси была разработана каркасная небронированная кабина увеличенного объёма, которая получила индекс 6910-5000012-10. Разработка конструкторской документации кабины велась в КБ рам и кабин под руководством В. С. Виноградова. В этом же бюро была разработана конструкторская документация на доработанные раму и мотоотсек.
Изготовление шасси велось в сборочном цехе серийного производства (СЦ-2, начальник цеха М. А. Лёвкин). Первый образец небронированной кабины был изготовлен в экспериментальном цехе (начальник цеха Н. С. Цуканов). Изготовление шасси БАЗ-69101 (индекс согласно журналу сборки и паспорту изделия) было завершено в декабре 2003 г., и после необходимых доработок в феврале 2004 г. образец был передан в г. Санкт-Петербург на ОАО «Автогидроподъёмник» для монтажа оборудования. После монтажа оборудования полная масса подъёмного агрегата СМ-626 составила 38,5 т, высота подъёма антенного модуля массой 2,5 т – до 20 м.
Подъёмный агрегат СМ-626 успешно прошёл все испытания, включая государственные. В рамках последних представителями ОАО «КБСМ» за весенне-летний период 2010 г. была выполнена установка антенно-подъёмного модуля на подъёмный агрегат СМ-626, устранены отдельные неисправности по базовому шасси и электрооборудованию, решён ряд текущих вопросов, возникших при испытаниях.
Дополнительные комплектации
В связи с требованиями Заказчика (ГАБТУ МО РФ) при утверждении документации для серийного производства автоматически произошло «удвоение» каждой комплектации СКШТ семейства «Вощина-1», что было связано с требованием об обязательном использовании в составе шасси двигателя серии ЯМЗ-849, серийный выпуск которого так и не был освоен. Так официально появились БАЗ-6910-014 и БАЗ-6910-015.
БАЗ-6910-014 – это комплектация, предназначенная для монтажа оборудования подъёмного агрегата СМ-626 комплекса «Сбор-1». Шасси оснащено силовым агрегатом в составе двигателя 8492.10-033 Тутаевского моторного завода номинальной мощностью 470 л.с., сцепления ЯМЗ-184-01, КП ЯМЗ-2393-10. Колёсная база – 2200+2900+1450 мм, общая длина – 10 286 мм. Масса перевозимого груза – 20 000 кг. Шасси оборудовано валом отбора мощности от раздаточной коробки.
БАЗ-6910-015 отличается от комплектации БАЗ-6910-014 другим двигателем – 8424.10-033 Тутаевского моторного завода.
Образцы БАЗ-6910-015 не изготовляли (образец БАЗ-69101, изготовленный в 2003 г., был оснащён КП ЯМЗ-202 производства МЗКТ).
Подъёмный агрегат СМ-626-1
Запрос о возможности изготовления шасси для агрегата СМ-626-1 пришёл на БАЗ от головного разработчика комплекса НИИ «Вектор» осенью 2009 г. В соответствии с исходными данными шасси должно было представлять собой аналог шасси БАЗ-69101 (получившее, как указано ранее, обозначение БАЗ-6910-015) с незначительными изменениями. Основным из них было то, что вместо двух спальных мест в кабине увеличенного объёма должно было размещаться специальное оборудование Заказчика. Было принято решение о том, что работы выполнят на основании протокола разрешения применения покупного изделия. Комплектации шасси присвоили обозначение БАЗ-6910-024.
Первоначально срок изготовления и отгрузки шасси был назначен на декабрь 2009 г., однако в связи с заключением крупного госконтракта на поставку кранов на шасси БАЗ-69098 для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, этот срок был перенесён первоначально на февраль, а затем на весну 2010 г.
Общие компоновочные решения по шасси отрабатывали в отделе перспективного проектирования, начальником которого стал Н. И. Сердюков. Доработку кабины выполняли в бюро рам и кабин под руководством А. Н. Шутова. Общее руководство осуществлял главный конструктор А. А. Иванюк.
Для изготовления шасси в производство была направлена служебная записка, в которой указывался порядок изготовления и сборки изделия. Служебная записка была подготовлена КБ по сопровождению серийного производства под руководством В. В. Прокопенко. Протокол разрешения применения покупного изделия был оформлен в январе 2010 г. Однако произошла накладка, которая в дальнейшем привела к необходимости доработок шасси по месту. Дело в том, что в конструкторской документации на шасси БАЗ-69101, изготовленное в декабре 2003 г. для опытного образца антенно-подъёмного модуля СМ-626, которое бралось за основу для БАЗ-6910-024, не были внесены изменения, проведённые на шасси и тягачах семейства в более поздние годы, связанные с модернизацией мотоотсеков и улучшением теплового режима двигателей при высокой температуре окружающей среды. Это упустили из-за отсутствия серийного производства шасси БАЗ-6910-015 и высокой загрузки конструкторов. Но при этом документация на раму была изменена. В итоге при общей сборке появились нестыковки, которые пришлось устранять «по месту».
Шасси изготовляли на сборочном производстве (начальник А. М. Лагутенко), кабина увеличенного объёма впервые полностью была изготовлена в серийном заготовительно-сварочном производстве (начальник С. А. Капралов). В апреле 2010 г. изготовленное шасси после проведения приёмо-сдаточных испытаний было отправлено заказчику по железной дороге.
Нужно отметить, что для НИИ «Вектор» в июне 2010 г. были изготовлены отдельно ещё три кабины увеличенного объёма без внутреннего оборудования, систем, обивки, с заваренными оконными проёмами. Эти кабины планировалось использовать при проведении специальных испытаний.
В официальном письме разработчика антенно-подъёмного модуля ОАО «КБСМ», направленном на БАЗ в июне 2011 г., отмечено, что при достаточной грузоподъёмности шасси БАЗ-6910 имеют хорошую проходимость, в том числе в зимний период. Достоинством этих шасси является и достаточная жёсткость лонжеронов.
Об авторах:
А. Г. Привалов – главный редактор www.autocatalogue.ru «Автомобильный каталог»
Д. В. Колесников – заместитель главного конструктора ЗАО «БАЗ»
Ю. А. Шпак – главный конструктор Брянского автомобильного завода в 1997–2007 гг.
С. Н. Шалавасов – начальник КБ, отдела перспективного проектирования БАЗа в 1989–2010 гг.