ЗИЛ-130Г с дизелем International D-170 и КП Fuller
Для того чтобы адекватно оценивать собственную работу, автомобильным конструкторам всего мира требуются образцы для сравнения. В СССР постоянно закупали такие образцы, и не всегда это были комплектные автомобили. Так, у американской компании International Harvester в 1976 году был приобретён серийный дизельный силовой агрегат модели Д-170 с коробкой передач Fuller.
Чтобы проанализировать и сравнить работу импортного силового агрегата, близкого по конструкции к создаваемому на ЗИЛе опытному дизелю ЗИЛ-645, требовалось установить его на автомобиль. Проще и дешевле это было сделать на стандартное шасси ЗИЛ-130Г, близкое по габаритам и характеристикам к опытным образцам ЗИЛ-169.
К воплощению этой идеи приступили в середине 1977 года. Естественно, никакая конструкторская документация заранее не готовилась, и многие работы проводились, что называется, по месту. В качестве основы был использован серийный автомобиль ЗИЛ-130Г, выпущенный во II квартале 1977 года.
Постройка опытного образца проводилась в бюро по исследованию и доводке грузовых транспортных автомобилей экспериментального цеха. Руководитель группы инженер-исследователь Моисеевич Александр Семенович, ведущий специалист от конструкторско-исследовательского отдела дизелей Муханский Александр Александрович.
В ходе постройки узлы и детали импортного силового агрегата изменениям не подвергались, за исключением рычага КП и элементов крепления задней подвески двигателя. А вот в конструкцию ЗИЛ-130Г внесли ряд существенных доработок. На раме были изменены места крепления двигателя и установлен новый топливный бак вместимостью 250 л, заимствованный от опытных образцов автомобилей ЗИЛ-133. Бак установили на оригинальных кронштейнах и зафиксировали стяжными хомутами, крепящимися к верхней полке лонжерона рамы. Место его установки позволяло в случае необходимости установить аналогичный топливный бак вместимостью 280–290 л за счёт увеличения его высоты. Топливный фильтр грубой очистки использовали от ЗИЛ-169 и расположили перед баком.
В процессе опробования автомобиля установлено, что сливные краны системы охлаждения двигателя труднодоступны, так как у ЗИЛ-130 в отличие от американских грузовиков другая конструкция оперения кабины. Усилие на педали сцепления оказалось слишком большое, потребовалось изменение кронштейна главного цилиндра сцепления с целью увеличения его жёсткости и улучшения кинематики узла. Передаточное число редуктора вывода тросика спидометра на КП не соответствовало трансмиссии и колесам ЗИЛ-130. Других недостатков не выявили.
В результате экспериментальной работы был получен грузовой автомобиль, который эффективно использовали конструкторские и исследовательские подразделения отдела для получения сравнительных данных в ходе доводочных работ по семейству ЗИЛ-169.
В ходе постройки опытного образца был применён ряд инженерных решений, отличающихся от принятых на предшествующих сериях ЗИЛ-169, но оказавшихся удачными, поэтому в дальнейшем их использовали на перспективных машинах. В частности, аккумуляторную батарею перенесли из-под левой подножки кабины на правый лонжерон рамы (за кабиной) с использованием ящика для батареи от автомобиля КАМАЗ-5320.