Зарождение школьного автобуса
Мировое автобусостроение за все свои годы порождало самые замысловатые конструкции. Некоторые из них подчинялись законам моды, а другие были обусловлены суровой жизненной необходимостью.
Пассажирские перевозки в США на протяжении первой половины ХХ века, скорее, относились ко второму случаю. Казалось бы Америка была ведущей в автомобилестроении и задавала тон в мировом масштабе. Заокеанские автобусы слыли эталоном и зачастую становились объектом тщательного изучения и воспроизведения в других странах, включая СССР, Италию, Германию, Австралию. О слепом копировании речь, конечно, не шла, поскольку для этого пришлось бы применять и соответствующие технологии и переносить на свою землю правила. Но во всём мире инженеры и конструкторы следили за автобусными новинками из США.
Однако за скобками всегда оставались технические решения, которые в США хоть и внедрялись массово, но не могли найти сторонников среди инженеров других стран. Хотя бы потому что... ну нельзя в таких «скотовозах» возить людей!
Одним из таких решений, безусловно, стали школьные автобусы. Великая депрессия сильно потрясла Америку в 1930-х. Большинство перевозок учеников осуществлялись на машинах, произведённых ещё в разгар сухого закона. Как правило, это были коммерческие грузовики Ford, Hudson, Reo, Chevrolet и т. п. с пассажирским кузовом типа «тонно», где вход был сзади, а окна прикрывались брезентовым пологом. Лавки для сидения были размещены вдоль бортов, как в конной линейке эпохи Нерона и Калигулы!
Были, конечно, и передовые модели, включая пульманы и стретчи с индивидуальными дверями для каждого ряда сидений. Но они в школах и университетах были скорее исключением. Смена модельного ряда в автофирмах в конце 1930-х уже позволяла перевооружить большинство школ. Но даже в 1941 году вход в салон осуществлялся сзади. Зато в салоне ученики сидели попарно на отдельных диванах. Лепота!
Комфортом пришлось пожертвовать очень скоро. Уже после вступления США во Вторую мировую войну. Перевод промышленности на милитаристские рельсы, нехватка машинного парка заставили затянуть пояса. Автопром выполнял заказы для министерства обороны и отгружал грузовики по ленд-лизу, а выпуск школьных автобусов был остановлен в связи с прекращением выпуска так называемых «коммерческих грузовиков и шасси». Уже в 1942 году в школах началось переоборудование имевшихся автобусов. Поперечные диваны сидений были заменены на продольные скамьи, позволявшие увеличить вместимость в два и более раз!
Наивным было бы считать что ситуация кардинально поменялась сразу после войны. На рынке США начал сказываться отложенный в годы войны спрос – дефицитные машины с ажиотажем сметались уже с конвейеров! Даже в 1948 году учебные заведения испытывали огромные сложности с перевозкой детей, а контракторы – школьные перевозчики – направляли в Конгресс петиции с требованием выделять шасси для производителей школьных автобусов в принудительном порядке.
Отменить уплотнение в автобусах удалось лишь в 1950 году, пролоббировав в сенате через минздрав новый стандарт перевозок школьников.