Фургон-рефрижератор Volvo FL 812 4х2 R
Производитель: | Volvo Trucks Göteborg Sweden |
---|---|
Модель: | Volvo FL 812 4х2 R |
Начало продаж в России: | 2013–2014 гг. |
Магистральные тягачи и большегрузные автомобили Volvo FH, FM, FMX хорошо знакомы и любимы нашими перевозчиками. Среднетоннажный сегмент этой шведской марки меньше распространён в России из-за очень плотной конкуренции и обильного присутствия азиатских брендов на нашем рынке. Но появление нового поколения Volvo FL нельзя игнорировать!
Да, на смену чадящим и тяжёлым медлительным автопоездам постепенно приходят более лёгкие, но зачастую не менее эффективные, а главное экономичные и экологичные грузовики. А тема полной массы до 12 т сегодня актуальна как никогда. И это значит, что моё недавнее знакомство с новейшим Volvo FL в шведском Гётеборге не было напрасным. Несмотря даже на то, что протестированный автомобиль был оснащён двигателем Euro 6, а на наших просторах пока не водится подходящее топливо, этот среднетоннажник, уверен, доедет и до нас, тем более, что, по заявлению шведов, они готовы уже чуть ли не нынешней осенью начать поставки и с «четвёртым экологическим классом».
Внешняя скромность
Выстроенные в ряд новые «эфэлки», за спинами которых громоздились самые разные надстройки, от мусоровоза до рефрижераторного фургона, смотревшегося просто гигантским по отношению к своему шасси и кабине, ожидали начала тестов. Рассматривая эту линейку, я невольно поймал себя на том, что, несмотря на новизну модели, её дизайн мне показался довольно обыденным, хотя так ли уж это важно для развозного грузовика. Конечно, главное – надёжность и долговечность в сочетании с экономичностью. А в том, что Volvo делает добротные автомобили, я никогда не сомневался. С этими рассуждениями я прошёл мимо мусоровоза, грузовичка с КМУ, промтоварного фургона, эвакуаторной платформы, остановившись перед объёмным рефрижератором.
Почему я выбрал его? На мероприятия такого уровня, как презентация новой линейки техники производителем, как правило, приглашают журналистов и клиентов из разных стран. Специфика разных рынков диктует различные требования к надстройкам: то, что кажется экзотикой для одних, повседневная обыденность для других. Коммунальные службы даже наших крупных городов ещё не скоро созреют для массовой эксплуатации таких высокотехнологичных и недешёвых машин. Использовать простой фургон на шасси новой FL для банальной перевозки мебели в России весьма непрактично, другое дело – холодильное оборудование. Некоторые крупные парки, принадлежащие преимущественно сетевым компаниям, делают выбор в пользу дорогостоящей, но и долговечной техники, заказывая не только брендовые надстройки, но и шасси.
Кабина цвета «светло-коричневый металлик» поразила меня безупречным качеством окраски – толстый слой прочного заводского лака пока ещё не позволил появиться ни малейшей царапине! Кто знаком с технологией кузовного ремонта, меня поймут. А ведь этот экземпляр уже успели изрядно «помучить» заводские испытатели в процессе подготовки данного мероприятия! Когда я поделился своим впечатлением от лакокрасочного покрытия с инструктором, он объяснил мне, что в этой области у Volvo свои особые требования. Технология сборки автомобилей подразумевает получение отдельных полностью готовых к установке компонентов у совершенно разных поставщиков, и, тем не менее, недопустимо ни малейшее отличие в цвете или фактуре материала. После таких доводов я готов поверить в высокий уровень коррозионной стойкости взятого мной на тест среднетоннажника Volvo FL.
Внутренняя практичность
Устраиваясь на рабочем месте, я не ждал никаких сюрпризов: машина старейшего европейского производителя порадовала удобной посадкой, которая как-то сразу «нашлась». Комбинация приборов и органы управления практически не изменились с прежних моделей, а обзор, и так беспроблемный, стал ещё лучше. Словом, всё бы ничего, если бы не теснота. Само по себе небольшое внутреннее пространство FL усугубилось огромным моторным кожухом – дань пресловутого Euro 6, ведь, как известно, для обеспечения новых экологических показателей теперь значительно вырос объём системы охлаждения.
Здесь я немного позволю себе отойти в сторону от темы Volvo, чтобы высказать своё мнение о поспешности в принятии новых экологических стандартов. За прошедший десяток лет эти нормы ужесточались четыре раза, заставляя конструкторов искать разные пути снижения выбросов. Добившись этого локального результата, на мой взгляд, многие не осознают того, что в угоду лишь одной группе показателей, конструкции автомобилей теряют или существенно ухудшают целый ряд зачастую не менее важных свойств.
Так, например, многие двигатели совершенно разных производителей, соответствуя новым стандартам, лишились прежней эластичности, забегая вперёд, скажу, что коснулось это и протестированного мною Volvo FL. И это не останется незамеченным, так как теперь придётся чаще использовать пониженные передачи и переключаться, а значит, кривая выбросов всё равно поползёт вверх, но теперь уже незримо, так как проанализировать такой цикл значительно сложнее.
Возрос объём моторного масла и охлаждающей жидкости, а на фоне массового перехода на новые стандарты серьёзно возрастёт потребность в производстве и утилизации данных продуктов. Не думаю, что это благоприятно скажется на экологии. Одним словом, всему своё время! А теперь вернёмся к Volvo.
Запуск двигателя отозвался существенной вибрацией, видимо, дело в прогреве, решил я, вспомнив опять о Euro 6. Однако с прогревом мотора и стабилизацией холостых оборотов вибрация снизилась, но не пропала. Делаю вывод о не самой лучшей подвеске кабины и отправляюсь в путь. Пару лет назад я тестировал близкий этому автомобилю Volvo конкурента DAF, по иронии судьбы носившего созвучный индекс LF. DAF мне запомнился чрезвычайно высоким «легковым» уровнем комфорта и изящной отделкой с применением отличных материалов. У Volvo FL при добротных, не скрипящих, без сверчков пластиках, никаких излишеств, кожаных вставок и прочих элементов «богатого» декора. Всё, что нужно, имеется, выполнено неплохо, но не более того. Такой вот суровый скандинав.
Уверенность на дороге
Для оценки обзорности и возможности маневрировать в ограниченном пространстве, что, безусловно, важно для городского грузовика, шведы прямо на территории демоцентра построили для нас город. Так как испытания и тест-драйвы подразумевают определённую степень риска, в нашем «городе» никто не живёт. Зато имеются в достаточном количестве узкие проезды, перекрёстки, кривые улочки, украшенные разметкой и дорожными знаками. Европа!
Наша задача заключалась в том, чтобы преодолеть маршрут без потерь (не сбив колышки и не «приложив» грузовик), а заодно оценить юркость и управление восьмиметровой машиной в этой тесноте. С обзором сомнений у меня и так не было, радиус поворота тоже не подкачал, но в одном месте мне всё же, чтобы вписаться в поворот, потребовалось использовать задний ход.
Под нетерпеливый аккомпанемент звукового сигнала водителя следующего за мной автомобиля я задержал его, разбираясь с алгоритмом включения реверса 6-ступенчатой автоматизированной КП I-Sync. Управление 6-ступенчатой трансмиссией здесь осуществляется правым подрулевым переключателем, который содержит целых три рабочих органа. При помощи первого колёсика, удерживая педаль тормоза, выбираем нейтраль или «D», второе колёсико отвечает как раз за реверс или «ползучую» скорость для движения вперёд, так вот эти режимы выбираются при включённом положении «D»; и, наконец, нажатием клавиши в торце рычага можно выбирать передачи в ручном режиме. Муторно, но, когда разобрался, привык очень быстро.
Интеллигентная самоочистка
Изучая органы управления, я обнаружил ещё одну интересную функцию – клавишу с пиктограммой вроде подачи пара на утюге с пароувлажнителем. Её функция – запуск самоочистки сажевого фильтра. При этом степень загрязнения фильтра, и, как следствие, необходимость его очистки индицируется на отдельном указателе комбинации приборов.
Раньше эта функция срабатывала автоматически, напоминая о себе интенсивным дымовым облаком. При работе в городской среде с частыми остановками и вероятными погрузками/ разгрузками в помещениях внезапно начавшаяся самоочистка сажевого фильтра вызовет не то, чтобы фурор, а скорее конфуз и дискомфорт. А здесь всё интеллигентно, водитель сам выберет участок дороги, где это никому не помешает. Но вот что-то подсказывает мне, что российский, к сожалению, нередко без особого интеллекта и воспитания, «драйвер» вздумает «порезвиться», выпустив клубы дыма вблизи ненавистного ему, например, поста ГИБДД. Как бы силами Volvo это предотвратить?
Индивидуальные особенности
Покинув наш бутафорский город, я отправился на трассу. И почти сразу же отметил две особенности в поведении автомобиля. Одна хорошая, другая плохая. Начну с хорошей. Мне очень понравилась настройка ходовой части. Тестируемый мной автомобиль был укомплектован пневматической подвеской обеих осей, и если пневмобаллоны задней оси – вещь вполне привычная, и не только на тягачах, то передняя пневматическая подвеска на развозных фургонах встречается не так часто. Здесь «пневматика по кругу» не только сгладила отчасти жёсткую подвеску кабины, но и обеспечила отменную плавность хода.
Теперь о том, что не понравилось. Динамика, особенно при движении на подъём. Виной ли тому «универсальные» передаточные отношения трансмиссии, свойственные сходящим с конвейера «голым» (до установки надстроек) шасси, или просто мне досталась версия с довольно слабым двигателем для такого тоннажа – 250 л.с./ 950 Н∙м, судить не берусь. Не могу сказать, что при штурме уклонов гружёный фургон откровенно «садится», нет, он уверенно везёт, но набор скорости неспешный.
Для этого шасси возможны пять вариантов двигателей: два четырёхцилиндровых и три рядных «шестёрки». Мощность и крутящий момент начинаются со значений 210 л.с./ 800 Н∙м, затем 240 л.с./ 900 Н∙м – у четырёхцилиндровых пятилитровых двигателей и соответственно 250 л.с./ 950 Н∙м, 280 л.с./ 1050 Н∙м, 320 л.с./ 1200 Н∙м – у шестицилиндровых восьмилитровых моторов. Для полноценной работы, да ещё и с холодильным оборудованием, этому грузовику лучше подойдёт более мощный силовой агрегат из предложенных.
В рамках этого же мероприятия я ознакомительно попробовал прокатиться на мусоровозе, который в отличие от моей тестовой машины был оборудован гидромеханической автоматической КП и двигателем мощностью 280 л.с. Впечатления были совсем другие: порадовала и динамика, и эластичность. Но когда я взглянул на цифры расхода топлива, то это преимущество оказалось в пользу моего рефрижераторного фургона.
Полная масса, кг | 11 900 (15 500) |
Допустимая нагрузка по осям, кг | 5000/ 8500 |
Двигатель | Volvo D8K250, I-6 турбодизель, Euro 6 |
Рабочий объём, cм3 | 7698 |
Мощность, л.с. | 250 при 2100 мин-1 |
Крутящий момент, Н∙м | 950 при 900–1700 мин-1 |
Коробка передач | I-Sync, ATO 1056, автоматизированная, 6/1 |
Тормозные механизмы всех колёс | Дисковые, АBS |
Подвеска | Пневматическая, зависимая |
Шины | 265/70 R19,5 |
Долговечная деталировка
Стоя рядом с новинкой, я, как обычно, решил представить ежедневные водительские манипуляции. Итак, масляного щупа под капотом я не обнаружил, будем уповать на надёжность бортового компьютера, зато горловины для заправки системы охлаждения антифризом две, и дело, полагаю, не в том, кому какая удобнее. Скорее всего здесь таится какой-то сервисный секрет, связанный с оперативной заправкой системы с одновременным удалением воздуха из неё. Из решений, которые явно не найдут поддержки на территории СНГ, – процедура открывания капота доступна любому прохожему, достаточно просто поднять его крышку, так как нет никаких замков и запоров. Кабину водителю придётся поднимать вручную, используя классический гидродомкрат.
Обходя автомобиль снаружи, я неоднократно отмечал, как аккуратно уложены трубопроводы, основательно и добротно закреплены компоненты на раме, порадовало меня и покрытие рамы, особенно это заметно на фоне некоторых стремительно рвущихся на наш рынок продуктов, в основе идеологии которых один принцип – максимально низкая цена! Нет, Volvo FL совсем не из этого разряда. Хоть и скромен он в своей отделке, и дизайн не бросается в глаза, это нисколько не умаляет его достоинств и благородного происхождения. А недостатки... так у кого их нет.
|
|
|