Масштабные модели пожарных автоцистерн
Аббревиатура АЦУ расшифровывается как автоцистерна упрощённой конструкции. Опыт использования таких пожарных автоцистерн на шасси горьковских грузовиков третьего поколения, подтвердил многочисленные позитивные моменты: доступный, простой в применении и обслуживании пожарный автомобиль с увеличенным запасом возимой воды и необходимым минимумом пожарного оборудования.
Но были и конструкционные недостатки: малая производительность штатного навесного насоса, повышенный износ деталей двигателя из-за дополнительной нагрузки на коленвал, ограниченная функциональность (отсутствие функции пенотушения, нет лестницы достаточной длины).
В 1980-х годах в ОКБ-8 начали работать над созданием улучшенного пожарного автомобиля, который, обладая некоторыми достоинствами АЦУ, имел бы более высокие функциональные характеристики. Их результатом стало появление в 1987 году АЦ-30(53-12)-106Г.
Из упрощёнки в настоящие
В 1970 году на Арзамасском заводе коммунального машиностроения на основе документации, разработанной в ОКБ «Пожмашина», был построен опытный образец пожарной автоцистерны упрощённой конструкции АЦУ-30/53А/-152, предназначенной для доставки к месту пожара сокращённого боевого расчёта из трёх человек, пожарно-технического вооружения (ПТВ), запаса огнегасящих средств (2600 л воды + 150 л пенообразователя). С таким оснащением машина конечно же имела все возможности для тушения пожара. Делать это можно было тремя способами: водой из цистерны, из водоёма или от гидранта либо воздушно-механической пеной.
Эта машина должна была заменить в небольших населённых пунктах АЦУ-20(51)-60, выпускавшуюся Варгашинским заводом на шасси «полстапервых» с 1962 по 1968 г. Некоторые конструкционные идеи, заложенные в ней, позже нашли своё воплощение в модели АЦ-30 (53-12)-106Г.
Реалии сегодняшнего дня
Старт серийного выпуска АЦ-30 (53-12) – 106Г совпал с началом сложных для страны новых экономических реалий, а потому пожарные цистерны хотя и были востребованы, но с переходом на хозрасчёт и самоокупаемость многие хозяйства довольствовались тем, что есть, не спеша приобретать новую технику. Это обусловило среди прочего и выборочную географию их распространения. Так, в РСФСР их попало больше всего, а в другие республики, например, в соседние УССР и БССР – в разы меньше. Поэтому в бывших советских республиках они весьма редки, а где сохранились – несут службу, как правило, в структуре местной пожарной охраны. В отличие от других республик бывшего СССР в РФ они и сегодня весьма распространены. Достаточно в любом поисковике набрать запрос: АЦ-30 (53-12) – 106Г, чтобы убедиться в справедливости сказанного.
Некоторые машины после выхода в отставку продолжают трудиться в качестве водовозок или коммунальных «авариек». Весьма интересно смотрятся машины на службе водоканала. Часто они выкрашены в голубой или синий цвет.
А некоторые «106Г», используются даже в качестве… вакуумных машин – ассенизаторов, если судить по объявлениям на сайтах автопродаж. Иные тихо доживают… А чтобы не завершать обзор реалий на такой грустной ноте, скажу, что по информации от коллег из Сибири, у них можно встретить «106Г-е» в цветах МЧС.
Дальнейшим развитием модели 106Г стало появление в начале 1990-х новой АЦ-30 (3307) – 226 на шасси ГАЗ-3307. Автоцистерна характеризовалась увеличенной до 3000 л цистерной и наличием лафетного ствола.
Настоящий пожарный в масштабе
Два года назад DIP models анонсировала старт своей «новой линии»: масштабные модели пожарных автомобилей на шасси ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Первенцем в этом направлении стала АЦУ-10 (52), а год спустя была показана и более совершенная АЦУ-10 (53А). Отрадно отметить, что именно на пожарных были внедрены новшества, которые потом закрепились и на других моделях DiP models. Например, более копийныe, изготовленные методом фототравления, кроншейны наружных зеркал и подшипники в ступицах передних колёс стали базовым для «52-х» шасси, а лестница-трёхколенка впервые была показана на спецверсии АЦУ-10 (53А), предшествуя её более массовому применению в производстве «диповских» моделей.
Штрихи к портрету
Большая часть новых автомобилей, ещё с Горьковского автозавода, поставлявшего шасси, была укомплектована «вездеходными» шинами K-55А, что значительно улучшало проходимость заднеприводного автомобиля в условиях плохих дорог и сезонного бездорожья. В основе конструкции пожарной машины модели 106Г на шасси ГАЗ-53-12 – сварная металлическая цистерна чемоданно-эллиптического сечения, изготовленная из листовой стали марки Ст3 толщиной 3 мм и закреплённая на раме автомобиля при помощи стремянок. Для продолжительности срока службы цистерны внутренняя её поверхность покрыта каменноугольным лаком. Конструкционной отличительной особенностью крышки горловины наливного люка цистерны от ранее рассматриваемых – наличие переходного соединения под крепёж пожарного рукава.
Рама автомобиля в задней части удлинена для возможности там центробежного одноступенчатого консольного насоса модели ПН-40УВ, который приводится в действие от двигателя автомобиля, при помощи отдельного карданного вала через коробку отбора мощности (КОМ). Хотя значение «40» в маркировке насоса указывает на возможность подачи сорока литров тушащего средства за секунду, но в сочетании с «газоновским» карбюраторным двигателем мощностью 120 л.с., его производительность составляет только 30 л/с.
Напорные патрубки находятся в задней части автоцистерны и доступ к ним осуществляется снизу пожарной надстройки. В задней части, непосредственно над насосным отделением, размещён бак для пенообразователя. По бокам цистерны установлены прямоугольные отсеки с различным ПТВ. Сверху на специальных кронштейнах закреплена пара ГПС-600 (генератор пены средней кратности).
На крыше надстройки размещены три лестницы различного назначения:
- металлическая раздвижная трёхколенная лестница Л-3КМ/Л-60, обеспечивающая доступ к окнам третьего этажа или к крыше двухэтажного здания;
- металлическая штурмовая лестница ЛШМ с крюком для доступа в верхние этажи зданий, (а также для работы на крутых склонах крыш, например, при раскрытии кровли);
- раскладная лестница-палка (ЛП) – для подъёма пожарных на первый этаж через оконные проёмы зданий. Кроме прямого назначения, может использоваться как таран при открывании дверей. Но у неё есть ещё одно важное свойство – возможность применения в качестве носилок при выносе пострадавших.
Отдавая должное вышедшим, безусловно, интересным версиям, пополнив свои коллекции вариантами АЦУ, коллекционеры ждали и более привычные модели пожарных автомобилей на знакомых шасси.
В конце июня 2017 года все желающие получили возможность приобрести долгожданную новинку: модель настоящей пожарной автоцистерны АЦ-30 (53-12) – 106Г, хоть и однокабинной (по убеждениям некоторых коллег, настоящая «пожарка» должна быть двухкабинной). Кстати, старту продаж предшествовала заблаговременная презентация рабочих образцов, по результатам которой были внесены некоторые дополнения и исправления, учтены конструктивные пожелания.
Альберт Волынский, DiP models:
«Обычная пресс-форма – это только матрица и пуансон, которые оформляют две стороны детали, т. е. деталь имеет плоские наружные стороны. В нашем случае используются ещё наружные и внутренние клинья, которые оформляют деталь с четырёх сторон, что придаёт лестнице такую реалистичность».
Не стала исключением в плане новых решений и модель АЦ-30 (53-12) – 106Г, выпущенная сразу в четырёх базовых вариантах, которым присвоены соответствующие артикулы: 105330, 105331, 105332, 105333.
Во-первых, кузов пожарной надстройки выполнен из АBS по технологии die-cast. Во-вторых, модель получила удлинённый задний свес рамы. В-третьих, на крыше пожарной надстройки впервые применены весьма реалистичные пеногенераторы с имитацией сетки внутри. В-четвёртых, на этой модели впервые появились «вездеходные» шины К-55А. В-пятых, впервые в производственной программе DiP models используется СГУ-60 с мигалкой FER «Ruhla». В-шестых, появился «газоструй» на выхлопной системе. Начиная с этой серии моделей, номерные таблички государственных регистрационных знаков имеют имитацию крепежа.
На первый взгляд все версии весьма похожи, но при этом каждая из них индивидуальна. И прежде чем рассмотреть особенности отдельных вариантов, ознакомимся с общими конструкционными решениями.
Изменено положение заднего стекла и теперь оно установлено более реалистично. Сквозь приопущенные боковые окна можно увидеть, что внутри, подобно настоящей пожарной машине открытые металлические части кабины окрашены базовым заводским цветом, в нашем случае «Адриатика», а в правой части панели приборов – табличка с маркировкой. Кроме фары-искателя, лестниц, пеногенераторов каждый вариант имеет дополнительное оборудование, закреплённое на внутренних стенках кузова: багор, два разных лома, лопата.
Все варианты АЦ-30(53-12)-106Г представлены в транспортном положении и имеют реальные прототипы.
Традиционно, к каждой модели прилагается соответствующий сертификат, удостоверяющий, что конкретная модель с определённым артикулом является частью общего лимитированного тиража.
АЦ-30 (53-12) – 106Г, артикул 105334
Ранняя версия пожарного автомобиля 1987 года выпуска на шасси ГАЗ-53-12 представляет собой вариант с одним проблесковым маяком LBS-5 Elektra, размещённым по центру, оснащена чёрными колёсными дисками с шинами повышенной проходимости К-55А. На кабине и сзади – надпись «101 Володарск». Двойная белая полоса спереди только на капоте в отличие от других рассматриваемых вариантов. Государственный регистрационный номер – 6229 ГОЦ (Горьковская область, РСФСР).
АЦ-30 (53-12) – 106Г, артикул 105335
Версия пожарного автомобиля 1987 года выпуска на шасси ГАЗ-53-12 представляет собой вариант с двумя маяками LBS-5 Elektra, размещёнными в передней части крыши кабины, ближе к её углам. Имеет жёлтые противотуманные фары ФГ-16ПП на переднем бампере и красные колёсные диски в сочетании с универсальными шинами КИ-63. На дверях кабины и на задней стенке – приписка «47 Шухободь». Кроме того, над передними колёсами есть обозначение требуемого давления в шинах. Государственный регистрационный номер – 1009 ВОC (Вологодская область, РСФСР).
АЦ-30 (53-12) – 106Г, артикул 105336
Версия пожарного автомобиля 1991 года выпуска, на шасси ГАЗ-53-12 имеет на крыше СГУ-60 с маяком типа FER DDR Ruhla, а на панели приборов закреплена рация. Над передним бампером установлена пара противотуманных фар ФГ-16ПП с жёлтым стеклом. Радиатор закрыт защитным фартуком, на котором отображено нестандартное решение: белая двойная полоса как продолжение цветографической схемы пожарного автомобиля. Автомобиль оборудован шинами КИ-63 на чёрных дисках, а ободья дисков выкрашены белой эмалью. На дверях кабины слово – СПАС. Но это не аббревиатура типа «Центроспас», как можно подумать, а название населённого пункта в Коломыйском районе. Государственный регистрационный номер – 6504 ИФН (Ивано-Франковская область, УССР).
АЦ-30 (53-12) – 106Г, артикул 105337
Версия 1987 года выпуска на шасси ГАЗ-53-12: «только с завода», без каких-либо обозначений и госномеров. Оснащена двумя маяками LBS-5 Elektra, размещёнными в передней части крыши кабины, ближе к её углам. Шины К-55А одеты на чёрные колёсные диски. Но именно этот вариант может принести коллекционерам приятный сюрприз. Она представляет своеобразный трансформер. То есть может оставаться в коллекции моделью нового автомобиля «с завода», а может стать одним из вариантов, что называется, «лёгким движением руки». Дело в том, что в комплекте есть декали для самостоятельной установки, позволяющие сделать базовый вариант одним из двух предложенных: «36 Уршель» или «18 Вязники».
Официальный дистрибьютор продукции DiP models, компания Adler-M, в рамках общего тиража указанного артикула предложила эксклюзив для тех, кто предпочитает готовые модели: АЦ-30 (53-12) – 106Г с государственными регистрационными знаками РФ и символикой МЧС.