Опубликовано: ГП 10-2017
Электробусный бум

Экология и развитие электротранспорта в Московской области

Константин Климов, фото автора

7 сентября крупнейший в России транспортный оператор ГУП МО «Мострансавто» совместно с МУП «Видновский троллейбус» в г. Видное провёл научно-технический совет, посвящённый году экологии и развитию электротранспорта в Московской области.

Почему в Видном?

Очевидно, руководство троллейбусного предприятия в Подмосковном городе Видное за последние годы доказало способность работать с самой разной и даже уникальной техникой. Только тут можно увидеть единственный в России троллейбус TMG-7207 и самый маленький в мире троллейбус МАЗ-206Т. Коэффициент технической готовности парка один из самых высоких по стране, а о состоянии самих машин можно судить по их внешнему виду, который близок к идеальному.

Тенденции последних лет наглядно свидетельствуют о перспективах развития электробусов. Наличие необходимой инфраструктуры для их использования в Видном, да и других городах области имеется и для запуска нового вида транспорта сегодня нужен лишь соответствующий маршрут и подвижной состав.

«Тролза-5265-03»

Концепция нулевых выбросов

Делегаты научно-технического совета, а это производители подвижного состава и объектов транспортной инфраструктуры, проявили интерес к городам Московской области. Помимо докладов и намерений производители демонстрировали натурные образцы электробусов. Один из них – электробус «Тролза-5265-03» с динамической подзарядкой от воздушной контактной сети (КС) – унифицирован по кузову с троллейбусами этой же серии. Участники мероприятия на практике смогли не только посмотреть, но и проехать на нём по улицам Видного. Использовав контактную сеть троллейбуса, электробус зарядил батареи, автоматически опустил токоприёмники и проехал по южным районам города.

Не менее эффектным стало и появление другого экспоната технического совета – электробуса Volgabus-6270E «СитиРитм-12Е», который своим ходом на одной зарядке приехал из Владимирской области, преодолев 270 км.

Право на выбор

О намерениях внедрять электробусы уже заявили власти десятков городов России. Триста машин планирует приобрести Москва, 10 – Липецк, на испытания их ждут в Екатеринбурге, Красноярске, Ростове-на-Дону и Петрозаводске. В текущем году ликинскую электромашину приобрели в лизинг Тюменские автотранспортники, став первым городом в России.

Volgabus-6270E «СитиРитм-12Е»

Основное условие при выборе электробуса – это наличие инфраструктуры. Из трёх концепций две (Overnight charging и Opportuniti charging) сегодня активно внедряются в мире и, главным образом, в тех городах, где нет и никогда не было троллейбусов. Для них возводятся зарядные станции и выделяются огромные электромощности. Города, где имеются троллейбусные маршруты, а значит, провода и подстанции, внедряют третий тип электробусов – In motion charging. Затраты на внедрение и обслуживание последней в разы меньше первых двух.

Почему же тогда города России упорно идут по пути закрытия троллейбусных систем, отказа от внедрения электробусов с динамической подзарядкой, предпочитая концепции ночной или ультрабыстрой зарядки? Ответ на это дали как ни странно за океаном и в Великобритании. Ответ оказался парадоксальным. Все же понимают, как работает троллейбус, а финансировать интереснее неоперившиеся технологии, которые могут даже не оправдаться. Зрелая технология не привлекает больших денежных средств. Это мнение подтверждается чередой экспериментов в разных странах мира с начала 1990-х годов, где создавали гибриды с самыми разными источниками питания. Лучшим примером того, что контактная сеть троллейбуса является дешёвым и надёжным источником питания стал опыт Пекина и Шанхая. С начала 2000-х годов в этих городах активно испытывали десятки электробусов, а с 2014 года вернулись к тому, от чего пытались отказаться – троллейбусным проводам. Сегодня эти города являются мировыми лидерами по развитию электробусов с динамической подзарядкой, т. е. концепции In motion charging.

Показатель Тип электробуса
Электробус с концепцией ночной зарядки
(Overnight charging)
Электробус с концепцией ультрабыстрой зарядки (Opportuniti charging) Электробус с концепцией динамической зарядки
(In motion charging)
Средний пробег до следующей зарядки, км 150 От 10 до 50 От 2 до 50
Ёмкость батарей, кВт∙ч 250 От 35 до 120 20
Тип батарей Литий-железо-фосфат LiFePO4 (LFP), литий-никель-марганец-кобальт LiNiMnCoO2 (NMC) Литий-титанатный Li4Ti5O12 (LTP), с ограничением зарядного тока литий-никель-марганец-кобальт LiNiMnCoO2 (NMC), суперконденсатор Литий-титанатный Li4Ti5O12 (LTP), литий-никель-марганец-кобальт LiNiMnCoO2 (NMC), суперконденсатор, LiFePO4 (LFP)
Мощность зарядной станции, кВт 50–120 240–350 50–80
Зарядный ток, А 60–80 350–500 70–180
Расход электроэнергии на 1 км пробега, кВт∙ч От 1,4–2,1 От 0,9–1,9 0,9–2,1
Эффективность электрического торможения, % 20–30 25–30 80
Система отопления Дизель Электро
Время простоя во время заряда батареи, мин 300–600 5–20 Зарядка в движении
Особенности при зарядке Требует генерации больших мощностей на территории парка Требует генерации мощностей на конечных пунктах Равномерная нагрузка в течение рабочего дня
Особенности эксплуатации Потеря скоростных характеристик при увеличении нагрузки и на подъёмах Высокие динамические характеристики
Пассажировместимость, чел. 75 90 105
Стоимость, млн руб. 26–40 25–33 14–23

Следующая остановка – Коломна

Осознавая все плюсы и минусы имеющихся подходов к развитию электротранспорта, собравшиеся в Видном подвели предварительные итоги, приняли решение подписать меморандум дальнейшего развития пассажирского транспорта региона 21 сентября в Коломне, куда помимо образцов электробусов будут доставлены и перспективные модели автобусов.

Электробус «Тролза-5265-03», благодаря динамической подзарядке от КС, не теряет скоростных характеристик на подъёмах
Комментировать ... >>