Экология и развитие электротранспорта в Московской области
7 сентября крупнейший в России транспортный оператор ГУП МО «Мострансавто» совместно с МУП «Видновский троллейбус» в г. Видное провёл научно-технический совет, посвящённый году экологии и развитию электротранспорта в Московской области.
Почему в Видном?
Очевидно, руководство троллейбусного предприятия в Подмосковном городе Видное за последние годы доказало способность работать с самой разной и даже уникальной техникой. Только тут можно увидеть единственный в России троллейбус TMG-7207 и самый маленький в мире троллейбус МАЗ-206Т. Коэффициент технической готовности парка один из самых высоких по стране, а о состоянии самих машин можно судить по их внешнему виду, который близок к идеальному.
Тенденции последних лет наглядно свидетельствуют о перспективах развития электробусов. Наличие необходимой инфраструктуры для их использования в Видном, да и других городах области имеется и для запуска нового вида транспорта сегодня нужен лишь соответствующий маршрут и подвижной состав.
Концепция нулевых выбросов
Делегаты научно-технического совета, а это производители подвижного состава и объектов транспортной инфраструктуры, проявили интерес к городам Московской области. Помимо докладов и намерений производители демонстрировали натурные образцы электробусов. Один из них – электробус «Тролза-5265-03» с динамической подзарядкой от воздушной контактной сети (КС) – унифицирован по кузову с троллейбусами этой же серии. Участники мероприятия на практике смогли не только посмотреть, но и проехать на нём по улицам Видного. Использовав контактную сеть троллейбуса, электробус зарядил батареи, автоматически опустил токоприёмники и проехал по южным районам города.
Не менее эффектным стало и появление другого экспоната технического совета – электробуса Volgabus-6270E «СитиРитм-12Е», который своим ходом на одной зарядке приехал из Владимирской области, преодолев 270 км.
Право на выбор
О намерениях внедрять электробусы уже заявили власти десятков городов России. Триста машин планирует приобрести Москва, 10 – Липецк, на испытания их ждут в Екатеринбурге, Красноярске, Ростове-на-Дону и Петрозаводске. В текущем году ликинскую электромашину приобрели в лизинг Тюменские автотранспортники, став первым городом в России.
Основное условие при выборе электробуса – это наличие инфраструктуры. Из трёх концепций две (Overnight charging и Opportuniti charging) сегодня активно внедряются в мире и, главным образом, в тех городах, где нет и никогда не было троллейбусов. Для них возводятся зарядные станции и выделяются огромные электромощности. Города, где имеются троллейбусные маршруты, а значит, провода и подстанции, внедряют третий тип электробусов – In motion charging. Затраты на внедрение и обслуживание последней в разы меньше первых двух.
Почему же тогда города России упорно идут по пути закрытия троллейбусных систем, отказа от внедрения электробусов с динамической подзарядкой, предпочитая концепции ночной или ультрабыстрой зарядки? Ответ на это дали как ни странно за океаном и в Великобритании. Ответ оказался парадоксальным. Все же понимают, как работает троллейбус, а финансировать интереснее неоперившиеся технологии, которые могут даже не оправдаться. Зрелая технология не привлекает больших денежных средств. Это мнение подтверждается чередой экспериментов в разных странах мира с начала 1990-х годов, где создавали гибриды с самыми разными источниками питания. Лучшим примером того, что контактная сеть троллейбуса является дешёвым и надёжным источником питания стал опыт Пекина и Шанхая. С начала 2000-х годов в этих городах активно испытывали десятки электробусов, а с 2014 года вернулись к тому, от чего пытались отказаться – троллейбусным проводам. Сегодня эти города являются мировыми лидерами по развитию электробусов с динамической подзарядкой, т. е. концепции In motion charging.
Показатель | Тип электробуса | ||
---|---|---|---|
Электробус с концепцией ночной зарядки (Overnight charging) |
Электробус с концепцией ультрабыстрой зарядки (Opportuniti charging) | Электробус с концепцией динамической зарядки (In motion charging) |
|
Средний пробег до следующей зарядки, км | 150 | От 10 до 50 | От 2 до 50 |
Ёмкость батарей, кВт∙ч | 250 | От 35 до 120 | 20 |
Тип батарей | Литий-железо-фосфат LiFePO4 (LFP), литий-никель-марганец-кобальт LiNiMnCoO2 (NMC) | Литий-титанатный Li4Ti5O12 (LTP), с ограничением зарядного тока литий-никель-марганец-кобальт LiNiMnCoO2 (NMC), суперконденсатор | Литий-титанатный Li4Ti5O12 (LTP), литий-никель-марганец-кобальт LiNiMnCoO2 (NMC), суперконденсатор, LiFePO4 (LFP) |
Мощность зарядной станции, кВт | 50–120 | 240–350 | 50–80 |
Зарядный ток, А | 60–80 | 350–500 | 70–180 |
Расход электроэнергии на 1 км пробега, кВт∙ч | От 1,4–2,1 | От 0,9–1,9 | 0,9–2,1 |
Эффективность электрического торможения, % | 20–30 | 25–30 | 80 |
Система отопления | Дизель | Электро | |
Время простоя во время заряда батареи, мин | 300–600 | 5–20 | Зарядка в движении |
Особенности при зарядке | Требует генерации больших мощностей на территории парка | Требует генерации мощностей на конечных пунктах | Равномерная нагрузка в течение рабочего дня |
Особенности эксплуатации | Потеря скоростных характеристик при увеличении нагрузки и на подъёмах | Высокие динамические характеристики | |
Пассажировместимость, чел. | 75 | 90 | 105 |
Стоимость, млн руб. | 26–40 | 25–33 | 14–23 |
Следующая остановка – Коломна
Осознавая все плюсы и минусы имеющихся подходов к развитию электротранспорта, собравшиеся в Видном подвели предварительные итоги, приняли решение подписать меморандум дальнейшего развития пассажирского транспорта региона 21 сентября в Коломне, куда помимо образцов электробусов будут доставлены и перспективные модели автобусов.