Опубликовано: ГП 05-2014
КамАЗ финских кровей

КамАЗ-53213 с кузовом Ajokki для специальной службы крови

Денис Дементьев, фото НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ»

Многие автолюбители хорошо помнят специализированные телевизионные автомобили («Флагманы телевизионного флота», «Видео невидимо!»), которые появились в СССР в середине 1980-х. Их кузова изготавливало финское АО «Айокки». Эта фирма наравне с «Киитокори» и «ТАМРО» собирала по спецзаказам различную технику и активно сотрудничала с Советским Союзом. Больше всего нам почему-то запомнились именно автомобили для телевизионщиков, хотя они не были первыми.

А первым проектом фирмы Ajokki, реализованным совместно с СССР, был автомобиль специальной службы крови для плазма-цитафереза с кузовом вагонного типа, установленным финнами на длиннобазном шасси КамАЗ-53213. Эта машина стала детищем стартовавшего в феврале 1982 года сотрудничества Минздрава и Минавтопрома СССР с финскими компаниями «ТАМРО» и «Айокки» в кооперированном производстве автомобилей «скорой медицинской помощи» на базе РАФ, УАЗ и КамАЗ.

В том же 1982 году «Айокки» разработала, изготовила и представила советской стороне первый опытный образец автомобиля. Его цельнометаллический сварной кузов вагонной компоновки был изготовлен из стали, утеплён. В салоне было расположено оборудование для проведения донорских операций и фильтрации крови с целью её разделения на плазму и клеточные элементы: два анализатора, центрифуга, а также прибор для очистки воздуха.

Надо сказать, что только изготовлением кузова и монтажом начинки финны не ограничились. Серьёзной доработке было подвергнуто и базовое шасси. Так, расстояние между средней и передней осями было увеличено до 5 метров за счёт удлинения рамы врезкой дополнительных швеллеров. По этой причине удлинена и карданная передача (сделаны 2 кардана).

Для проведения комплексных испытаний автомобиль по старой доброй традиции был направлен на дмитровский автополигон НАМИ для выявления эксплуатационных качеств и соответствия всем отечественным нормативно-техническим требованиям. Перед испытаниями всё медицинское оборудование с машины было снято и заменено аналогичным по массе балластом. Затем образец, доукомплектованный после лабораторно-дорожных испытаний, был направлен на эксплуатационные испытания в Москву. Эту машину использовали по прямому назначению, а именно: в качестве передвижной лаборатории для заготовки свежезамороженной плазмы и препаратов плазмы (альбумина и криопреципитата) вплоть до середины 1990-х годов.

Техническая характеристика
Габаритные размеры, мм 11 322х2560х3510
Масса снаряжённая (без оборудования), кг
в том числе:
  • – на переднюю ось
  • – на заднюю тележку
13 440
4520
8920
Масса оборудования, кг 980
Медицинский персонал, чел. 6
Углы свеса, град.:
  • – переднего
  • – заднего
23
11
Комментировать ... >>