Автобусу Setra S 417 GT-HD с аэрографией «Русский князь» 12 лет и 2 миллиона километров
Сентябрь 2017 года. Московская область, город Коломна. Транспортное предприятие – Автоколонна-1417 холдинга «Мострансавто». Необычное событие: автобус Setra S 417 GT-HD, государственный номер «ер 326 50», бортовой гаражный номер 900051, прошёл с момента ввода в эксплуатацию в 2005 году 2 миллиона километров. В Европе на это и внимания бы не обратили, другое дело у нас…
Примечательно это событие прежде всего тем, что такой пробег был достигнут у нас в стране при самой суровой регулярной линейной эксплуатации на маршруте, а не при перевозке VIP-пассажиров или, к примеру, экскурсионном обслуживании. Благодаря оригинальному оформлению, аэрографии, почти на всей наружной поверхности кузова, пассажиры знают этот автобус по имени собственному «Русский князь». За 12 лет автобус перевёз около 600 тысяч человек, и был замечен почти на всех дорогах России от Петрозаводска до Сочи, побывал он и на европейских магистралях.
История автобуса
В 2005 году ООО «ЕвоБус Русслэнд» передало автобус Setra S 417 GT-HD в ГУП МО «Мострансавто» для эксплуатации МАП № 2, находящемся в городе Коломна. Это произошло не само по себе, а благодаря усилиям Н. Н. Сиделёва, занимавшего в тот период пост директора автопредприятия. Именно Николай Николаевич сумел убедить вышестоящее руководство приобрести в лизинг дорогую, но долговечную, комфортную и эффективную немецкую технику. Стоимость только одной машины составила около 360 000 евро! Это был смелый и отчаянный эксперимент.
Впоследствии количество современных немецких автобусов на коломенской земле увеличилось, а пассажиры быстро привыкли к хорошему – удобным, мягким, скоростным и надёжным пассажирским машинам. Срок лизинга закончился в 2010 году и после этого автобус Setra S 417 GT-HD стал собственностью подмосковного пассажирского перевозчика. Сегодня, после солидного пробега, автобус всё ещё бодр и пригоден для работы.
За 12 лет нещадной эксплуатации некоторого вмешательства потребовал двигатель: производили ремонт уплотнений гильз, несколько раз перебирали ходовую часть и частично тормозную систему, в остальном потребовалось только регламентное обслуживание с соответствующей заменой расходных запчастей и материалов. Не удивлюсь некоему скепсису со стороны ряда перевозчиков-соотечественников. У нас по дорогам бегает немало немецких автобусов и более старых поколений, разменявших и третий, а то и четвёртый миллионный круг одометра. Такое есть, но об этом чуть позже.
История аэрографии*
Идея изобразить на бортах автобуса «Бой Пересвета с Челубеем» по левому борту и сцену прощания с мужьями, братьями и сыновьями, а может и внуками, отправляющимися на Куликовскую битву на Девичьем поле города Коломна – по правому борту, пришла руководителю автоколонны в 2007 году на одном из фестивалей, где в том числе демонстрировалась аэрография на автомобилях. О воплощении идеи удалось договориться с объединением российских художников аэрографии (ОРХА). За работу взялись московские мастера своего дела Евгений Прокопенко, Сергей Джулаев и Игорь Рябов. Итог – Гран-при за лучшую художественную роспись транспортного средства Фестиваля живописи на автомобилях «Аэрограф-2008». На борту автобуса изображены как работники автоколонны слесари, мойщики, водители, так и обычные люди, которые были подмечены художниками.
* Подробнее «Вельможный князь»
История раритета
Сегодняшнее законодательство в сфере госзакупок серьёзно ограничивает свободу выбора руководителей на местах, отчего многие остались «капитанами без штурвала». С одной стороны, государство вынуждено идти на такие меры, чтобы обуздать коррупцию и обеспечить импортозамещение в условиях санкционной политики, но где теперь сыскать талантливого и инициативного начальника, который не побоится закупить инновационные машины и обеспечит их высококвалифицированную эксплуатацию. Вторая проблема – аварийность и возраст пассажирских автобусов. Юбилей и техническое состояние коломенского «Князя» свидетельствуют о том, что одними запретами на эксплуатацию старых машин проблему не решить. Законотворцы при подготовке подобных проектов руководствуются сомнительными убеждениями, и не лучше ли будет всем, если совместно с командой профессиональных экспертов построить дело так, чтобы обеспечить реальный технический контроль, а не придираться к году выпуска машины…