Американская концепция маршрутных такси Chariot от компании Ford
Иностранные корреспонденты и просто туристы, повидавшие маршрутные такси в больших городах СССР, а затем России и странах СНГ, всегда относились к ним с большой иронией. Многие воспринимали маршрутки как признак недостаточного развития инфраструктуры, характерный для стран третьего мира.
Не стоит забывать, что перевозка пассажиров на микроавтобусах началась и в развитых странах Европы и Северной Америки, правда, в умеренных масштабах и лишь в 1980-х годах. Ведь кроме многочисленных недостатков применение маршруток имеет и свои положительные стороны. Сейчас это дошло даже до американцев и новые маршрутные такси появились в Нью-Йорке.
В разговорной речи многих народов мира таксомоторы и маршрутные такси получили прозвища, вошедшие не только в обиходную лексику, но и литературу. И наше слово «маршрутка» давно стало синонимом официального термина. Основанная в марте 2014 года группой энтузиастов в Сан-Франциско небольшая компания Chariot Transit Inc. получила своё имя не случайно. Французское слово Chariot имеет много значений, среди них такие, как «повозка», «тележка», «коляска», «вагонетка»… по аналогии с нашим жаргоном – «тачка».
Основная деятельность компании – городские пассажирские перевозки на микроавтобусах по определённому маршруту с возможностью посадки и высадки пассажиров на всём протяжении пути по требованию. Одним словом – «маршрутки». Соответствующий подвижной состав был выбран оптимально – 14-местные микроавтобусы Ford Transit 310L L3 H2. Директором компании стал её соучредитель Али Вахабзаде (Ali Vahabzadeh) – американец иранского происхождения. Возможно, бизнес-идею он перенял со своей исторической родины, где маршрутки давно уже популярны. И жителям Сан-Франциско они пришлись по душе. Впрочем, для Америки эта идея не была новой – в стране действовали и действуют много частных компаний по перевозке пассажиров на микроавтобусах на регулярных маршрутах в городах и сельской местности.
Инновация фирмы Chariot заключается прежде всего в том, что она совместила пассажирские перевозки с самыми современными технологиями. Комфортабельные микроавтобусы предоставляют подключение к сети Интернет. Главное отличие от традиционных конкурентов – возможность резервирования мест, например, посредством обычного смартфона. Всё идёт через Интернет. Движение маршруток отслеживается системой GPS, клиенты знают точно, когда их машина прибудет. Пассажиры собираются в заранее выбранных местах, там водители подсаживают их. Исходя из предполагаемого времени прибытия микроавтобуса на ближайшую остановку, пассажир может заранее выбрать конкретный рейс, а при наличии свободных мест можно зарезервировать посадку в последнюю минуту. Возможен и выход по требованию, но во избежание связанных с этим задержек, высадка производится, как правило, в наиболее удобных для большинства пассажиров местах. В качестве билета служит дисплей смартфона, на котором водитель маршрутки видит подтверждение резервирования и оплаты поездки.
Наблюдая за деятельностью компании Chariot Transit Inc. и её стремительным успехом, автомобильный концерн Ford Motor Co. решил прибрать предприятие к рукам и расширить выгодное дело. 9 сентября 2016 года Chariot стала новой дочерней фирмой компании Ford. Количество задействованных машин увеличилось, пришла пора расширить дело. Вскоре открылись филиалы в Сиэтле и Остине. А недавно началась тестовая эксплуатация в весьма перспективном месте – Нью-Йорк вскоре станет четвёртым городом США, в котором массово задействуют маршрутки Chariot.
Компания предложила клиентам два маршрута: один на восточной стороне Манхэттена и один в Бруклине. Дальнейший выбор за народом. Предполагается, что потенциальные нью-йоркские клиенты сами заявят руководству компании, где они хотели бы иметь возможность использовать этот вид транспорта. По мере отзывов Chariot будет прокладывать новые маршруты, чтобы охватить как можно больше пассажиров. Любая поездка на маршрутке в Нью-Йорке будет стоить 4 доллара. Одноразовый проезд в подземке или на автобусе стоит дешевле – 2,5 доллара, но общественный транспорт в городе обычно всегда переполнен, а наценка за удобства в «тачке» вполне гуманная.
Руководство подчёркивает, что им не нравится, когда их машины называют по сложившейся в США традиции словом van и, дабы подчеркнуть свою особенность, предлагает ввод в лексический обиход нового слова chariot. Али Вахабзаде утверждает: «Несмотря на то, что Нью-Йорк вполне обеспечен пассажирским транспортом – в городе работают метро, автобусы, такси и паромы, всё же существует потребность в чём-то вроде Chariot. Мы не пытаемся заменить городской транспорт, мы хотим его дополнить. Chariot может стать также идеальным средством для заполнения промежутков между линиями метро и автобусов и, особенно в так называемых «транспортных пустынях», где общественный транспорт не покрывает необходимую потребность».
Не секрет, что подземка, которой пользуются ежедневно в Нью-Йорке примерно 6 миллионов человек, хронически страдает от таких проблем, как поломки устаревших поездов и оборудования, задержки движения; к тому же она постоянна переполнена. В таких условиях успех службы Chariot гарантирован.
Разумеется, массовое использование в больших городах маршруток не может решить все транспортные задачи мегаполисов – жители России убедились на собственном опыте в обратном. Однако списывать их ещё рано. Американская концепция подразумевает упорядоченную работу маршрутных такси и усовершенствование её в соответствии с последними достижениями науки и техники.