ЗИЛ-164АК: бункеровоз по-советски
Сегодня бункеровозом для перевозки съёмных кузовов никого не удивишь. В России подобные конструкции, воплотившие в себе концепцию совмещения самосвала и портального самопогрузчика на автомобильном шасси, выпускали последние 15 лет множество предприятий: «Метровагонмаш», Ряжский и Плавский АРЗы, Свирский завод «АСО», рязанские «Берц» и «Центртранстехмаш». Именно в эти годы они стали массовыми, но ведь конструкция подобного автомобиля была разработана намного раньше…
Собственно, когда же у нас в стране появились бункеровозы? Фактически первые серийные машины схожего плана стали производить в СССР с начала 1970-х годов. Это были портальные гидрокраны, предназначенные для механизированной погрузки на автомобиль различных тарных грузов, однако большинство таких конструкций имело обычную бортовую платформу. Подобные машины выпускали по документации НИИАТ и ЦПКТБ АСО Минавтотранса РСФСР различными авторемонтными и прочими заводиками, поэтому выпуск их был сравнительно небольшим. И лишь с появлением в начале 1990-х годов в производственной программе АО «Метровагонмаш» настоящих бункеровозов ЗИЛ-ММЗ-4952, т. е. автомобилей для перевозки съёмных контейнеров, они стали действительно распространены.
Однако конструкция, которая легла в основу мытищинских бункеровозов, была разработана ЗИЛом ещё в середине 1960-х годов и позволяла снять кузов с платформы автомобиля, поставить его на землю, отцепить, подъехать к другому и загрузить его.
Интересно, что столь новаторская и необходимая народному хозяйству машина была создана московскими конструкторами прежде всего для собственных нужд, а именно как внутризаводской спецтранспорт для перевозки отходов основного производства (металлическая стружка и др.). Базой для неё послужило шасси ЗИЛ-164А, поэтому автомобиль получил обозначение «164АК» («К» – контейнеровоз).
С точки зрения принципиальной схемы бункеровоз по своей конструкции мало чем отличался от современных машин. Два качающихся рычага портального типа, приводимых в действие гидравлической системой, перемещают подвешенный на цепях контейнер с земли на платформу и обратно. Для предотвращения опрокидывания назад (ведь загрузка бункера производилась сзади) при работе с особо тяжёлыми грузами были предусмотрены гидроопоры.
Автомобиль ЗИЛ-164АК грузоподъемностью 3,5 т могли использовать и как обычный самосвал. Для этого была предусмотрена фиксация кузова (бункера) крюком, управляемого небольшим гидроцилиндром.
Первые два опытных образца ЗИЛ-164АК построены в 1965 году, тогда же они проходили заводские испытания, результаты которых подтвердили работоспособность конструкции. После внесённых изменений в гидросистему автомобилей их направили на работу в качестве служебного заводского транспорта. К сожалению, дальнейшие работы, связанные с их серийным освоением, даже не предусматривались, потому что подобная конструкция была инициативой завода и в утверждённые планы новой техники не вписалась.