Конференция Shell посвященная маслам с меньшей вязкостью
Профессиональные водители хорошо знают, что на экономию топлива существенно влияет марка масла и его качество. Эксперимента ради залейте в силовой агрегат более вязкое масло и сразу увидите другие цифры по расходу. И что получается – лучше использовать менее вязкие ГСМ? Ан нет, не всякий мотор готов принять экономичное масло. И всё же будущее за маслами с меньшей вязкостью. Всем этим проблемам была посвящена очередная, шестая по счёту, конференция Shell с амбициозным названием «Будьте готовы к любым вызовам на дороге».
Мероприятие проходило в «Миланском музее науки и техники». Международную группу, состоящую примерно из 300 человек, поделили на две части: дилеров и журналистов. И это правильно, так как если первые виртуозно ориентировались в современных маслах, то вторым требовалась вводная часть.
Вводная часть
Чтобы понимать как действуют масла, нужны элементарные лабораторные знания, и такую возможность компания Shell представила. Это было сделано на примере создания коктейля из различных соков – показательно и убедительно.
Отмечу, что вся информация, предоставленная в этот день, касалась применения масел в машинах большой грузоподъёмности, работающих в тяжёлых условиях. Отсюда особые требования к их качеству и рабочим характеристикам. Даже в таких машинах нового поколения ключевым фактором для повышения эффективности является низкая вязкость масел и слабая тенденция к загустеванию при длительной эксплуатации.
Европейские производители двигателей всё чаще рекомендуют смазочные материалы с низкой вязкостью, а Американский институт нефти (American Petroleum Institute, API) полностью переработал спецификации по использованию масел в дизельных двигателях и настойчиво рекомендует внедрение API CK-4, а на ближайшую перспективу рекомендуются масла API FA-4.
Союз европейских производителей автомобилей (Association des Constructeurs Europeens d’Automobiles, ACEA) уже запланировал ввести у себя аналогичные категории в 2018 году. Для Shell этот факт не оказался неожиданным, у компании есть моторные масла с низкой вязкостью, полностью соответствующие стандарту CK-4, а с маслами, соответствующими стандарту FA-4, уже не первый год ведутся испытания.
Усилия автопрома по обузданию вредных выбросов в атмосферу оксида азота, диоксида серы и других макрочастиц увенчались успехом. Сегодня на повестке дня стоит другая проблема, акцент сделан на экономии топлива и выбросах оксида углерода, т. е. углекислого газа. Вот почему последнее десятилетие среди мировых автопроизводителей наблюдается тенденция к применению масел меньшей вязкости при высокой температуре и большей скорости сдвига – HTHS. Использование таких масел оправдано и экономически, и экологически, ведь малая вязкость масла приводит к меньшему сопротивлению деталям двигателя, что приводит к увеличению мощности машины, меньшему износу в некоторых узлах двигателя. Применение таких масел положительно влияет на экологию. Выброс CO2 в атмосферу на маслах меньшей вязкости значительно ниже, чем на маслах более высокой вязкости.
Что такое CK-4 и FA-4?
В самой ближайшей перспективе для дизельных двигателей будут предложены две категории масел: CK-4 и FA-4. Оба продукта очень стабильны к окислению, устойчивы к загрязнению и дают хорошую масляную прослойку при быстрых сдвигах. CK-4 – это правопреемник масел API CJ-4, но с улучшенными показателями по загустеванию при высоких температурах. Минимальная вязкость этого масла по HTHS – 3,5 сП.
Масла FA-4 обладают всеми преимуществами композиций CK-4, но у них ещё более низкая вязкость HTHS (2,9–3,2 сП), которая, как уже говорилось, обеспечивает более экономичное использование топлива по сравнению с другими маслами, имеющими более высокую вязкость HTHS.
Shell Lubricants была первой, кто решился принять новый стандарт масел CK-4 и FA-4 для тяжёлой техники. Более того, на сегодня компания имеет 64 миллиона реальных километров испытаний этих ГСМ в самых разных регионах мира. Почему такая поспешность? Это просто разумный подход. Если вязкость композиции смазки реально может способствовать экономии топлива хотя бы на 1%, то масло с низкой вязкостью следует осваивать как можно быстрее, ведь в масштабах всей Европы за год экономия будет составлять несколько миллионов евро, а выброс углекислого газа сократится на 4 миллиона тонн, что эквивалентно работе 23 000 грузовиков.
Связь между эффективностью и вязкостью ГСМ хорошо известна в отрасли. Например, переход от масла SAE 15W-40 к маслу SAE 5W-30 может улучшить ресурс двигателя, обеспечить экономию топлива и в целом значительно повысить эффективность техники. В этом плане Shell провела обширные исследования, в которых нашла устойчивую корреляцию между вязкостью HTHS и экономией топлива: чем ниже HTHS, тем выше выгоды от экономии топлива. Маслу SAPS SAE 5W-30 уже более 20 лет, а потому имеются значительные наработки и глубокие выводы по всем возникающим вопросам экономии и экологии.
Миллионы долларов в тестирование и разработки
Чтобы получить исчерпывающие данные об CK-4 и FA-4, команда Shell выполнила более 9000 испытаний с использованием собственных испытательных стендов. В период с 2006 по 2015 год Shell использовала в полевых испытаниях более 270 000 л смазочных материалов, которые испытывались на 50 различных двигателях.
Новый уровень экономичности
Shell была вовлечена в сферу исследования ГСМ более 70 лет назад. Сегодня смазочные материалы имеют глобальную сеть научно-исследовательских учреждений: в Хьюстоне (США), в Гамбурге (Германия), в Шанхае (Китай) и Токио (Япония). В качестве основы для разработки стандартов своих полевых испытаний компания использует грузовые автомобили с различными рабочими циклами. Это может быть городской старт-стоп, высокоскоростной шоссейный трафик, работа на строительной площадке или в горном карьере, а потому и эффективность получается самая разная. Измерение в однотипных условиях не даёт результата, которому можно доверять.
Накопленный опыт дал право компании заниматься другими проектами по экономии, например, Starship – это сотрудничество между Shell Lubricants и компанией AirFlow Truck, в рузультате которого будет создан грузовик с невиданной доселе экономичностью. Пока ещё только создан ходовой макет, но запуск действующего прототипа назначен на 2018 год, а это уже совсем близко. Энергоэффективность этого грузовика должна быть на 25% выше, чем у любого из действующих сегодня. К 2035 году компания планирует улучшить этот показатель до 35%.