Опубликовано: ГП 11-2017
Минувшим летом в Париже

10-й летний ретропробег «Через Париж»

Фенуй (Fenouil, Франция)
Фото Пюс Морелле (Puce Morellet, Франция)
Перевод Константина Комкова

Минувшим летом прогулка по Парижу на транспортных средствах закрутила нашу планету вспять. И всё это благодаря коллекционерам, выкатившим на улицы французской столицы коллекционные автомобили, мотоциклы, грузовики, автобусы, тракторы, военную технику и даже велосипеды. Эти альтруисты выезжают на своих сокровищах, чтобы напомнить парижанам прекрасные годы, когда ни людей, ни их чудесных экипажей не казалось слишком много, а загрязнение окружающей среды заботило только редких брюзг.

Мой дед по материнской линии родился на обочине просёлочной дороги. Нет, он не был брошенным ребенком. Имение его отца располагалось рядом c дорогой Лион – Женева, а семейный дом стоял несколько в глубине. Когда первые автомобили и мотоциклы прокатились на скорости более 30 км/ч по этой пыльной грунтовке, мой прадед сказал, что отныне настоящая жизнь проходит там. Он заложил своё имущество и, покинув дом предков, построил себе новый рядом с шоссе, с видом на будущее.

От эспланады Шато-де-Венсен…

Более 700 автомобилей (среди которых были грузовики, в том числе и военные, и даже автобусы), 80 мотоциклов, 10 тракторов и два велосипеда старше 30 лет собрались на эспланаде Венсенского замка, чтобы проехать по маршруту знаменитого летнего пробега через Париж.

Первое мероприятие на эспланаде Венсенского замка было организовано в 1986 году председателем крупнейшего во Франции клуба Vincennes en Anciennes, объединяющего любителей старинных автомобилей разных марок, Жаком д’Андрэа. Сегодня на счёту его команды 18 зимних и 10 летних ретропробегов «Через Париж».

Название Vincennes en Anciennes, которое можно перевести как «Венсен на старинных автомобилях», – это культурно-рекреационная ассоциация, в которой увлечённые люди работают с увлечёнными людьми и не занимаются ни защитой коллекционеров, ни регламентацией коллекционных автомобилей. И мы их понимаем, как не понять!

По нынешним временам своевременно получить все разрешения на пересечение Парижа для 700 автомобилей, пусть даже воскресным утром, не так просто. Впрочем, чтобы не перегружать Париж, эта прогулка стартует от Венсенского замка и финиширует перед парижской обсерваторией в Мёдоне. Замечу, что эти две обширные площадки не являются частью Парижа, а входят в Иль-де-Франс (парижский регион) – вроде как Московская область. Впрочем, это не очень облегчает ситуацию, благо, мэр Парижа Анн Идальго (из социалистов) и областной президент Валери Пекресс (из республиканцев) откровенно конфликтуют по поводу организации автомобильного движения.

И перед тем, как запустить моторы, ещё немного предыстории: мэр Парижа считает своей заслугой «возврат правого берега Сены парижанам», по которому было закрыто автомобильное движение, чтобы превратить его в приятную рекреационную зону для местных жителей. В самом деле, ещё до изобретения автомобилей и мотоциклов, получить разрешение на строительство дома на берегу реки в большом французском городе, можно было только взяв обязательство оставить между этой рекой и своим будущим домом пространство для бечевника, а также проезда карет и дилижансов. Позднее увлекавшийся автомобилями президент Помпиду, ездивший на Porsche и рекомендовавший своим министрам «оставить в покое французов с их тачками!», создал красивую дорогу вдоль Сены. Но мэрия Парижа недавно решила повернуть вспять. Таким образом, сегодня и речи быть не может о том, чтобы полюбоваться «городом света», проехав вдоль Сены даже на коллекционном автомобиле. К счастью, пока ещё доступны другие очень красивые места.

[b]Unimog 411c[/b] (предположительно 1967 г.в.) широко использовался в сельском хозяйстве, за что был освобождён от прохождения техосмотра
Начиная с 1930 г. французская фирма из Вьерзона выпускала сельскохозяйственные тракторы. Неприхотливый двигатель мог работать на самом дешёвом топливе, даже на отработанном масле. Мощность [b]SFV 302[/b], выпущенного в 1950 г., – 27 л.с.
[b]Полугусеничный транспортёр M3 (Half-Track Personnel Carrier M3)[/b]. Во время Второй мировой войны M3 с 6-цилиндровым двигателем мощностью 147 л.с. и машины на его базе в значительном количестве поставляли союзникам США по программе ленд-лиза
Последний грузовик, спроектированный при жизни Андре Ситроена в 1935 году. [b]Citroёn T23 U-серии[/b], выпущенный в 1950 г., представляет собой 1,5-тонный грузовой автомобиль с двигателем мощностью 42 л.с.
[b]Трактор Renault D22[/b], выпущенный с 1956 по 1960 г. в количестве 31 200 экземпляров, пользовался большим коммерческим успехом

…до обсерватории в Мёдоне

Какое счастье эта поездка через Париж! Смех, улыбки, фотосессии, все любуются друг другом и с удовольствием уступают дорогу – ничего общего с обычной агрессивностью парижского водителя. Почти все одежды белого цвета, что подчеркивает атмосферу праздника. Старт от Венсенского замка, где когда-то подумывал разместиться генерал Де Голль, и в путь, чтобы зигзагами пересечь один из самых посещаемых туристами городов в мире. Проезжаем через Венсенский лес, проезжаем перед всеми парижскими вокзалами – Лионским, Аустерлиц, Берси, Бастильским, Северным, Восточным, Сен-Лазар и Монпарнас – словно играем в «монополию», как заметил какой-то малыш. Взбираемся на холм Монмартр и подъезжаем к базилике Сакре-Кёр, неподалеку от которой Луи Рено продал свой первый автомобиль, продемонстрировав в канун Рождества 1898 года, что экипаж с мотором способен преодолеть крутой подъём. Обогнув церковь Сердца Христова, спускаемся к площади Согласия и по набережным Сены движемся на запад, чтобы взобраться на медонские холмы, и к полудню остановиться перед одноименной обсерваторией и разбить пикник на её газонах.

Канадский 3-тонный грузовик [b]Ford F60L 4х4 Canada[/b]. Это самый массовый автомобиль в гамме серии СМР (Canadian Military Pattern – Канадская военная модель), которых было выпущено 209 004 штуки
[b]Willys MB[/b] группы дальней разведки пустыни или Long Range Desert, подготовленный к действиям в пустыне. Он снабжён дополнительными канистрами с бензином и водой, а для улучшения охлаждения перед обрезанной облицовкой радиатора установлен расширительный бак
[b]Автобус Renault TN[/b] (1932 г.в.) с деревянным кузовом столь же любим парижанами, как и Эйфелева башня. С 1932 по 1969 г. выпущено 1020 экземпляров, но за 37-летнюю карьеру он претерпел мало изменений. Шестицилиндровый двигатель рабочим объёмом 7980 cм[sup]3[/sup], работающий на смеси бензина с бензолом или с этиловым спиртом, развивал 67 л.с. Снаряжённая масса 7,1 т, габаритные размеры – 9,5х2,41х2,97 м. В салоне 17 посадочных мест в I классе, 16 мест во II классе и ещё 17 мест для  стоящих пассажиров

Среди автомобилей, грузовиков и лёгкой военной техники Второй мировой рядом с обсерваторией раскинулся симпатичный бивуак. Конечно, гражданских грузовиков тут было немного – их ждут в следующем году. В основном были представлены автобусы и коммерческий транспорт 30–70-х годов, в том числе и лёгкие грузовички. А что касается мотоциклов и автомобилей, то тут их было в изобилии, причём самых разнообразных – от аристократических до спортивных и к тому же разных национальностей. Отметим и пару «ангелов необъяснимого1, например лёгкий танк «Гочкисс» 1934 года выпуска, переоборудованный во время войны в артиллерийский тягач или ещё Volvo PV 544, президента французского клуба Volvo Пьера Биша, которую он удачно переделал в пятиместный кабриолет.


1 Эдгар Аллан По The Angel of the Odd «Ангел Необъяснимого. Экстраваганца»
[b]Автобус Citroёn U23[/b] 1947 г. с кузовом Joseph Besset был весьма распространён в пригородах. Кузова строили кузовные компании Dumont, Belle-Clot, Corbillard Fontaine и др.
Клубный 33-местный [b]автобус Setra S 80[/b] 1974 г. выпуска. Дизель Henschel рабочим объёмом 6480 cм[sup]3[/sup] мощностью 145 л.с. агрегатирован с 8-ступенчатой КП
[b]Эвакуатор на базе Hotchkiss 411[/b] 1934 г. изначально был 4-дверным седаном и переоборудован в 1950-х сервисной мастерской на ул. Лавелуз, 92. Карбюраторный 2-литровый двигатель позволяет развить скорость 120 км/ч

Об авторе

Почётным участником ретропробега «Через Париж» на своём Cadillac Series 61 Coupe SWB 1950 года стал Жан-Клод Морелле (Jean Claude Morellet), известный во Франции по псевдонимом Фенуй. Многие свои книги, а он опубликовал их дюжину, в том числе и одну из самых известных «За кулисами Дакара» он подписывает именно так. Откуда появился этот псевдоним?

Давняя история – так его прозвала подружка, когда он был ещё начинающим журналистом – ей показалось, что его волосы вились как укроп (fenouil). Как-то он предложил материал в еженедельник Moto Journal, редактор вспомнил только прозвище, которое и поставил под статьей. Потом ему предложили работать секретарём редакции, но время от времени он тестировал мотоциклы, например новый Kawasaki, на котором он проехал в одиночку от Алжира до Таманрассета, а когда вернулся, главред вынес на обложку «Фенуй в Сахаре». Многие были уверены, что Фенуй – это фамилия и на каждом «Дакаре» он забавлялся, изобретая новые имена: Элвис Фенуй, Игорь Фенуй, был даже Рамзес Фенуй. Кстати, один коллега купился и написал «Рамзес Фенуй египетского происхождения». Кстати, его еженедельная рубрика в журнале La Vie de la Moto так и называется La Lettre de Fenouil – письмо Фенуя.

Жан-Клод Морелле (в центре) на ралли Paris Dakar. 1990 г.
Cadillac Series 61 Coupe SWB

Он прокладывал маршруты первых внедорожных марафонов «Абиджан – Ницца» и «Париж – Дакар», а чуть позже придумал и организовал ралли в Тунисе и Египте. Журналист, писатель в настоящее время он проводит ралли коллекционных автомобилей «Тысяча и одна ночь по классике».

Фенуй приобрёл свой экземпляр 25 лет назад у Уолли Хермана (Wally Hermann) – президента аризонского клуба Cadillac – и привёз его во Францию. Такой укороченный Cadillac (колёсная база – 3 м 10 см) выпускался всего несколько месяцев в 1950–1951 гг. Заметим, что c 1936 по 1965 год не было других Cadillac c колёсной базой менее 3 м 20 см. К тому же это самый лёгкий Cadillac из выпущенных с 1935 по 1975 год – 1,7 т. Динамики двигателю V8 рабочим объёмом 5425 cм3 добавила 3-ступенчатая механическая КП, c которой он разгонялся быстрее, чем Jaguar XK 120. Кстати, его мощность после специальной подготовки достигала 225 л.с. и позволяла разгоняться до 195 км/ч. Что касается короткобазных Cadillac, то в 1950 году их выпустили 11 800 единиц и ещё 2400 штук – в 1951-м.

Комментировать ... >>
Loading...