![](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/00f.jpg)
10-й летний ретропробег «Через Париж»
Минувшим летом прогулка по Парижу на транспортных средствах закрутила нашу планету вспять. И всё это благодаря коллекционерам, выкатившим на улицы французской столицы коллекционные автомобили, мотоциклы, грузовики, автобусы, тракторы, военную технику и даже велосипеды. Эти альтруисты выезжают на своих сокровищах, чтобы напомнить парижанам прекрасные годы, когда ни людей, ни их чудесных экипажей не казалось слишком много, а загрязнение окружающей среды заботило только редких брюзг.
Мой дед по материнской линии родился на обочине просёлочной дороги. Нет, он не был брошенным ребенком. Имение его отца располагалось рядом c дорогой Лион – Женева, а семейный дом стоял несколько в глубине. Когда первые автомобили и мотоциклы прокатились на скорости более 30 км/ч по этой пыльной грунтовке, мой прадед сказал, что отныне настоящая жизнь проходит там. Он заложил своё имущество и, покинув дом предков, построил себе новый рядом с шоссе, с видом на будущее.
![](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/01f.jpg)
От эспланады Шато-де-Венсен…
Более 700 автомобилей (среди которых были грузовики, в том числе и военные, и даже автобусы), 80 мотоциклов, 10 тракторов и два велосипеда старше 30 лет собрались на эспланаде Венсенского замка, чтобы проехать по маршруту знаменитого летнего пробега через Париж.
Первое мероприятие на эспланаде Венсенского замка было организовано в 1986 году председателем крупнейшего во Франции клуба Vincennes en Anciennes, объединяющего любителей старинных автомобилей разных марок, Жаком д’Андрэа. Сегодня на счёту его команды 18 зимних и 10 летних ретропробегов «Через Париж».
![](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/02f.jpg)
![](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/03f.jpg)
Название Vincennes en Anciennes, которое можно перевести как «Венсен на старинных автомобилях», – это культурно-рекреационная ассоциация, в которой увлечённые люди работают с увлечёнными людьми и не занимаются ни защитой коллекционеров, ни регламентацией коллекционных автомобилей. И мы их понимаем, как не понять!
![](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/04.jpg)
По нынешним временам своевременно получить все разрешения на пересечение Парижа для 700 автомобилей, пусть даже воскресным утром, не так просто. Впрочем, чтобы не перегружать Париж, эта прогулка стартует от Венсенского замка и финиширует перед парижской обсерваторией в Мёдоне. Замечу, что эти две обширные площадки не являются частью Парижа, а входят в Иль-де-Франс (парижский регион) – вроде как Московская область. Впрочем, это не очень облегчает ситуацию, благо, мэр Парижа Анн Идальго (из социалистов) и областной президент Валери Пекресс (из республиканцев) откровенно конфликтуют по поводу организации автомобильного движения.
И перед тем, как запустить моторы, ещё немного предыстории: мэр Парижа считает своей заслугой «возврат правого берега Сены парижанам», по которому было закрыто автомобильное движение, чтобы превратить его в приятную рекреационную зону для местных жителей. В самом деле, ещё до изобретения автомобилей и мотоциклов, получить разрешение на строительство дома на берегу реки в большом французском городе, можно было только взяв обязательство оставить между этой рекой и своим будущим домом пространство для бечевника, а также проезда карет и дилижансов. Позднее увлекавшийся автомобилями президент Помпиду, ездивший на Porsche и рекомендовавший своим министрам «оставить в покое французов с их тачками!», создал красивую дорогу вдоль Сены. Но мэрия Парижа недавно решила повернуть вспять. Таким образом, сегодня и речи быть не может о том, чтобы полюбоваться «городом света», проехав вдоль Сены даже на коллекционном автомобиле. К счастью, пока ещё доступны другие очень красивые места.
![[b]Unimog 411c[/b] (предположительно 1967 г.в.) широко использовался в сельском хозяйстве, за что был освобождён от прохождения техосмотра](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/05f.jpg)
![Начиная с 1930 г. французская фирма из Вьерзона выпускала сельскохозяйственные тракторы. Неприхотливый двигатель мог работать на самом дешёвом топливе, даже на отработанном масле. Мощность [b]SFV 302[/b], выпущенного в 1950 г., – 27 л.с.](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/06f.jpg)
![[b]Полугусеничный транспортёр M3 (Half-Track Personnel Carrier M3)[/b]. Во время Второй мировой войны M3 с 6-цилиндровым двигателем мощностью 147 л.с. и машины на его базе в значительном количестве поставляли союзникам США по программе ленд-лиза](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/07f.jpg)
![Последний грузовик, спроектированный при жизни Андре Ситроена в 1935 году. [b]Citroёn T23 U-серии[/b], выпущенный в 1950 г., представляет собой 1,5-тонный грузовой автомобиль с двигателем мощностью 42 л.с.](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/08f.jpg)
![[b]Трактор Renault D22[/b], выпущенный с 1956 по 1960 г. в количестве 31 200 экземпляров, пользовался большим коммерческим успехом](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/09f.jpg)
…до обсерватории в Мёдоне
Какое счастье эта поездка через Париж! Смех, улыбки, фотосессии, все любуются друг другом и с удовольствием уступают дорогу – ничего общего с обычной агрессивностью парижского водителя. Почти все одежды белого цвета, что подчеркивает атмосферу праздника. Старт от Венсенского замка, где когда-то подумывал разместиться генерал Де Голль, и в путь, чтобы зигзагами пересечь один из самых посещаемых туристами городов в мире. Проезжаем через Венсенский лес, проезжаем перед всеми парижскими вокзалами – Лионским, Аустерлиц, Берси, Бастильским, Северным, Восточным, Сен-Лазар и Монпарнас – словно играем в «монополию», как заметил какой-то малыш. Взбираемся на холм Монмартр и подъезжаем к базилике Сакре-Кёр, неподалеку от которой Луи Рено продал свой первый автомобиль, продемонстрировав в канун Рождества 1898 года, что экипаж с мотором способен преодолеть крутой подъём. Обогнув церковь Сердца Христова, спускаемся к площади Согласия и по набережным Сены движемся на запад, чтобы взобраться на медонские холмы, и к полудню остановиться перед одноименной обсерваторией и разбить пикник на её газонах.
![Канадский 3-тонный грузовик [b]Ford F60L 4х4 Canada[/b]. Это самый массовый автомобиль в гамме серии СМР (Canadian Military Pattern – Канадская военная модель), которых было выпущено 209 004 штуки](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/10.jpg)
![[b]Willys MB[/b] группы дальней разведки пустыни или Long Range Desert, подготовленный к действиям в пустыне. Он снабжён дополнительными канистрами с бензином и водой, а для улучшения охлаждения перед обрезанной облицовкой радиатора установлен расширительный бак](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/11.jpg)
![[b]Автобус Renault TN[/b] (1932 г.в.) с деревянным кузовом столь же любим парижанами, как и Эйфелева башня. С 1932 по 1969 г. выпущено 1020 экземпляров, но за 37-летнюю карьеру он претерпел мало изменений. Шестицилиндровый двигатель рабочим объёмом 7980 cм[sup]3[/sup], работающий на смеси бензина с бензолом или с этиловым спиртом, развивал 67 л.с. Снаряжённая масса 7,1 т, габаритные размеры – 9,5х2,41х2,97 м. В салоне 17 посадочных мест в I классе, 16 мест во II классе и ещё 17 мест для стоящих пассажиров](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/12f.jpg)
Среди автомобилей, грузовиков и лёгкой военной техники Второй мировой рядом с обсерваторией раскинулся симпатичный бивуак. Конечно, гражданских грузовиков тут было немного – их ждут в следующем году. В основном были представлены автобусы и коммерческий транспорт 30–70-х годов, в том числе и лёгкие грузовички. А что касается мотоциклов и автомобилей, то тут их было в изобилии, причём самых разнообразных – от аристократических до спортивных и к тому же разных национальностей. Отметим и пару «ангелов необъяснимого1, например лёгкий танк «Гочкисс» 1934 года выпуска, переоборудованный во время войны в артиллерийский тягач или ещё Volvo PV 544, президента французского клуба Volvo Пьера Биша, которую он удачно переделал в пятиместный кабриолет.
1 Эдгар Аллан По The Angel of the Odd «Ангел Необъяснимого. Экстраваганца»
![[b]Автобус Citroёn U23[/b] 1947 г. с кузовом Joseph Besset был весьма распространён в пригородах. Кузова строили кузовные компании Dumont, Belle-Clot, Corbillard Fontaine и др.](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/15f.jpg)
![Клубный 33-местный [b]автобус Setra S 80[/b] 1974 г. выпуска. Дизель Henschel рабочим объёмом 6480 cм[sup]3[/sup] мощностью 145 л.с. агрегатирован с 8-ступенчатой КП](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/16f.jpg)
![[b]Эвакуатор на базе Hotchkiss 411[/b] 1934 г. изначально был 4-дверным седаном и переоборудован в 1950-х сервисной мастерской на ул. Лавелуз, 92. Карбюраторный 2-литровый двигатель позволяет развить скорость 120 км/ч](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/17f.jpg)
Об авторе
Почётным участником ретропробега «Через Париж» на своём Cadillac Series 61 Coupe SWB 1950 года стал Жан-Клод Морелле (Jean Claude Morellet), известный во Франции по псевдонимом Фенуй. Многие свои книги, а он опубликовал их дюжину, в том числе и одну из самых известных «За кулисами Дакара» он подписывает именно так. Откуда появился этот псевдоним?
Давняя история – так его прозвала подружка, когда он был ещё начинающим журналистом – ей показалось, что его волосы вились как укроп (fenouil). Как-то он предложил материал в еженедельник Moto Journal, редактор вспомнил только прозвище, которое и поставил под статьей. Потом ему предложили работать секретарём редакции, но время от времени он тестировал мотоциклы, например новый Kawasaki, на котором он проехал в одиночку от Алжира до Таманрассета, а когда вернулся, главред вынес на обложку «Фенуй в Сахаре». Многие были уверены, что Фенуй – это фамилия и на каждом «Дакаре» он забавлялся, изобретая новые имена: Элвис Фенуй, Игорь Фенуй, был даже Рамзес Фенуй. Кстати, один коллега купился и написал «Рамзес Фенуй египетского происхождения». Кстати, его еженедельная рубрика в журнале La Vie de la Moto так и называется La Lettre de Fenouil – письмо Фенуя.
![Жан-Клод Морелле (в центре) на ралли Paris Dakar. 1990 г.](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/13.jpg)
![Cadillac Series 61 Coupe SWB](/article/13678-10-y-letniy-retroprobeg-cherez-parij-minuvshim-letom-v-parije/Images/14.jpg)
Он прокладывал маршруты первых внедорожных марафонов «Абиджан – Ницца» и «Париж – Дакар», а чуть позже придумал и организовал ралли в Тунисе и Египте. Журналист, писатель в настоящее время он проводит ралли коллекционных автомобилей «Тысяча и одна ночь по классике».
Фенуй приобрёл свой экземпляр 25 лет назад у Уолли Хермана (Wally Hermann) – президента аризонского клуба Cadillac – и привёз его во Францию. Такой укороченный Cadillac (колёсная база – 3 м 10 см) выпускался всего несколько месяцев в 1950–1951 гг. Заметим, что c 1936 по 1965 год не было других Cadillac c колёсной базой менее 3 м 20 см. К тому же это самый лёгкий Cadillac из выпущенных с 1935 по 1975 год – 1,7 т. Динамики двигателю V8 рабочим объёмом 5425 cм3 добавила 3-ступенчатая механическая КП, c которой он разгонялся быстрее, чем Jaguar XK 120. Кстати, его мощность после специальной подготовки достигала 225 л.с. и позволяла разгоняться до 195 км/ч. Что касается короткобазных Cadillac, то в 1950 году их выпустили 11 800 единиц и ещё 2400 штук – в 1951-м.