Прицепная техника Павловского автобусного завода им. Жданова (ПАЗ-744, ПАЗ-745)
В судьбе практически каждого советского промышленного предприятия были моменты, когда ему в нагрузку давали план по выпуску непрофильной продукции. В истории Павловского автобусного завода им. Жданова такой продукцией стала прицепная техника, в частности и военного назначения.
Как известно, ПАЗ в 1950-е годы специализировался на выпуске автобусов и производстве автомобильной арматуры и инструмента. В связи с нехваткой специализированного подвижного состава в стране по решению Министерства заводу было поручено изготовление прицепов серии ПАЗ-742 и полуприцепов семейства ПАЗ-744. По первым завод ограничился лишь опытными образцами, производство которых удалось впоследствии передать (читай спихнуть) львовским предприятиям: автобусному заводу (ЛАЗ) и заводу автопогрузчиков (ЛЗА). А вот с полуприцепами всё оказалось сложнее: из-за отсутствия другой производственной базы обязательства по серийному выпуску ПАЗ-744 остались за Павловским заводом. Освоение этой непрофильной продукции проходило очень тяжело и длилось практически два года. Лишь в 1957 году завод начал их более-менее ритмичное производство.
Кроме базовой модели одноосного промтоварного полуприцепа ПАЗ-744, предназначенного для эксплуатации в составе с тягачами ГАЗ-51П и ГАЗ-63П, к выпуску планировались полуприцеп-лавка ПАЗ-744А и изотермический полуприцеп ПАЗ-744Б. Но эти гражданские модификации так и остались на стадии опытных образцов.
Другой, не менее интересной заводской разработкой на базе 744-й модели стал бортовой полуприцеп общевойскового назначения ПАЗ-745. Он представлял собой фактически отпиленный по контуру поясной линии фургон. Поскольку изначально базовый полуприцеп имел цельнометаллический кузов несущего типа с объединённым сварным основанием, для сохранения жёсткости конструкции верхняя часть кузова ПАЗ-745 сохранила шпангоуты несущей системы каркаса, которые одновременно выполняли роль несъёмных дуг для брезентового тента. Обрешётка верхней части боковин полуприцепа была выполнена дощатой.
Сам прицеп по требованиям основного заказчика, Министерства обороны, имел двойное назначение. Его можно было использовать как грузовой для перевозки различных хозяйственных или армейских грузов либо как средство для транспортировки личного состава. Для использования по второму назначению в кузове полуприцепа по бортам располагались откидные скамейки.
В общей сложности Павловский автобусный завод в течение 1958 года изготовил 69 товарных полуприцепов ПАЗ-745, которые получили обозначение как модификация ПАЗ-744П. Все они были отгружены в армию, а небольшая часть из них попала на экспорт в КНР и Вьетнам, где, по некоторым сведениям, эти полуприцепы были переоборудованы для перевозки ракетных установок.
Интересно, что в том же 1958 году на 38-м Опытном заводе АВТУ МО СССР (г. Бронницы) два полуприцепа ПАЗ-744П реконструировали в активные с механическим приводом от тягача ГАЗ-63Д, а мосты полуприцепов от ГАЗ-51 заменили на мосты ГАЗ-63. На одном из полуприцепов была применена схема с поворотной (управляемой) осью прицепа. Результаты испытаний показали, что активный автопоезд с управляемым полуприцепом позволяет уменьшить при поворотах автопоезда проезжую полосу на 30% и габаритный коридор на 20%. Несмотря на столь значительный эффект, дальнейшего продолжения тема не получила в связи с прекращением производства полуприцепов ПАЗ-744П.