История американской марки Marmon
У американских водителей-дальнобойщиков с 1970-х годов сложилась своеобразная «иерархия» грузовиков, на которых им приходилось работать. Основными составляющими престижности машин той или иной марки являлись не только эксплуатационные характеристики и качество сборки, но и то, насколько автомобиль соответствовал индивидуальным пожеланиям заказчика. Учитывая то, что многие водители являются владельцами своих грузовиков и проводят в пути значительную часть жизни, это очень существенное требование. По сложившейся традиции вершину этого своеобразного Олимпа длительное время занимают автомобили марок Kenworth и Peterbilt, хотя относительно недавно самыми престижными в США считались машины марки Marmon, носившие неофициальный титул, вынесенный в заголовок статьи.
Сборка грузовиков Marmon началась в 1964 г., однако для полноты картины стоит рассказать о событиях, которые стали причиной появления машин этой марки. К началу 1960-х гг. компания Marmon-Herrington из Индианаполиса, некогда известная своими автомобилями повышенной проходимости, занималась сборкой полноприводных конверсий грузовиков Ford и автобусных шасси, а также выпуском различного промышленного оборудования. Для расширения производства компания сделала попытку выйти на рынок магистральных седельных тягачей. К июню 1961 г. был построен прототип трёхосного бескапотного тягача модели HDT-1 с кабиной из алюминия. Осенью того же года было построено еще несколько тягачей этого типа, которые направили для испытаний в крупные транспортные компании. В 1962 г. в цехах автобусного отделения Oneida в Индианаполисе начался серийный выпуск седельных тягачей, которые стали обозначаться как модель HDT. Серийные тягачи, в отличие от прототипа, получили несколько иную кабину и по желанию покупателей могли оснащаться либо дизельными двигателями Detroit Diesel мощностью 218 л.с., либо 220-сильными дизелями Caterpillar и Cummins.
В 1963 г. основатель компании Marmon-Herrington Артур Херрингтон решил отойти от дел и в июне того же года продал свои акции семье Прицкер (Pritzker) из Чикаго. В следующем году образовалась компания Marmon Group, куда вошли Marmon-Herrington и ее отделения, а также другие предприятия семьи Прицкер. Компания Marmon-Herrington существует и поныне, занимаясь выпуском передних ведущих мостов и раздаточных коробок.
В июле 1963 г. отделение Truck Division по выпуску седельных тягачей модели HDT, которых к этому времени изготовили 45–50 штук, приобрел Эдрин Руп (Roop), дистрибьютор Marmon-Herrington на юго-западе США. Рупу достались около 15 незаконченных тягачей и техническая оснастка для их сборки. Все это он перевез в г. Дентон (штат Техас), где основал новую компанию, которая получила название Marmon Motor Company, а ее продукция – марку Marmon. До 1933 г. эту марку носили высококлассные легковые автомобили компании Marmon Motor Car Company из Индианаполиса, которая, по сути, была предшественницей Marmon-Herrington. Заимствование давно исчезнувшего названия должно было подчеркнуть преемственность традиций престижа и качества. Компания располагалась в арендованных помещениях, а ее первоначальный штат насчитывал 30 человек. Руп планировал на начальном этапе собирать по одному тягачу в день, хотя, по его словам, производственные площади позволяли довести выпуск до 1200 машин в год.
В марте 1964 г. был собран первый грузовик марки Marmon, а с мая начался серийный выпуск. Сначала это были машины, собранные из комплектов, привезённых из Индианаполиса, и сохранившие старое название модели – HDT (от Heavy Duty Tractor, т. е. «тягач тяжёлого класса»). Появившиеся осенью 1964 г. тягачи полностью собственной постройки также сохранили прежнее обозначение, но получили кабины из алюминия с изменённой передней панелью и иной облицовкой радиатора. В этом же году Marmon Motor приобрела многопрофильная корпорация Space из Далласа, после чего производство было перенесено в промышленную зону корпорации, расположенную в пригороде Далласа – Гарлэнде.
Бескапотные седельные тягачи модели HDT, выпускавшиеся в 1960-х гг., имели колесную формулу 4х2 или 6х4 и могли оснащаться как «дневной» кабиной, так и кабиной со спальным отсеком. В 1968 г. предлагался специальный вариант модели HDT с тремя задними мостами и дизельным двигателем мощностью 434 л.с.
Осенью 1969 г. параллельно началось производство модели CHDT капотной компоновки с угловатым оперением из стеклопластика. Объём моторного отсека делал возможным установку на эти машины любого дизельного двигателя, выпускавшегося компаниями Caterpillar, Cummins и Detroit Diesel. По желанию заказчика грузовики, предназначенные для тяжёлых условий эксплуатации, могли оснащаться металлическим оперением. В 1971 г. различные исполнения моделей HDT и CHDT стали обозначать дополнительными сочетаниями из двух букв (например, CHDT-BC, -BD и т. п.).
В апреле 1973 г. Space Corp. вместе с Marmon Motor стали собственностью The Interstate Corporation (TIC) из г. Чаттануга (штат Теннеси), занимавшейся финансами и страховым бизнесом. Пост президента компании вместо Рупа занял Роберт Торнелл (Thornell).
Из-за того что сборка грузовиков Marmon велась вручную по индивидуальным заказам, объёмы ежегодного выпуска всегда были небольшими. Например, во второй половине 1973 года было собрано 300 автомобилей.
Полное обновление производственной программы произошло в 1974 г., когда были созданы тягачи Marmon второго поколения. Новый модельный ряд включал капотные модели CHDT-АC (4х2) и CHDT-BC (6х4) с капотом из стеклопластика, выполненные в стиле грузовиков Kenworth W-900 и Peterbilt 359, а также модели с кабиной над двигателем HDT-АC (4х2) и HDT-ВC (6х4). Машины создавались с максимальным учетом нужд их будущих владельцев, поэтому 90% оборудования, которое ранее устанавливалось по заказу, вошло в стандартную комплектацию. Теперь каждый автомобиль в обязательном порядке оснащали кондиционером, радиостанцией, пневмоподвеской водительского сиденья, алюминиевыми топливными баками и другими устройствами, улучшающими комфорт и эксплуатационные свойства. Новые тягачи в стандартной комплектации оснащали 350-сильными дизелями Cummins, однако наличие радиаторных решёток с большой площадью охлаждения позволяло в будущем устанавливать на них перспективные дизельные двигатели мощностью 450–600 л.с. На бескапотные грузовики монтировали кабину длиной 86 дюймов (2,2 м) со спальным местом или кабину «дневного» типа, что отражалось в индексе модели. С 1976 г. на машины по заказу стали устанавливать кабины длиной 110 дюймов (2,8 м) с двумя спальными местами.
Образцы новых капотных и бескапотных тягачей в марте 1974 г. были впервые представлены на «грузовом» автошоу в Сан-Франциско, где стали сенсацией. С этого момента за компанией Marmon Motor прочно закрепилась репутация изготовителя грузовиков очень высокого класса. Будущие продажи тягачей новых моделей руководство компании оценивало на уровне 80 штук в месяц. Сборка машин второго поколения в различном исполнении осуществлялась до конца 1980 г. Параллельно выпускались тягачи модели BCHDT-BC с угловатым алюминиевым оперением, предназначенные для работ в тяжёлых условиях.
В конце 1980 г. грузовики капотной и бескапотной компоновки подверглись небольшому рестайлингу (получили новую облицовку радиатора и оперение, прямоугольные фары, двери со скругленными углами) и составили модельный ряд третьего поколения. Одновременно у автомобилей Marmon сменилась система обозначения моделей. Теперь оно состояло из цифры, соответствующей длине кабины в дюймах, и буквы или комбинации букв, обозначающих исполнение: F (от Fleet) – машины для компаний-перевозчиков, P (от Premium) – версии «люкс» для индивидуальных владельцев и B (от Butterfly Hood) – наличие алюминиевого капота с откидными боковинами. Автомобили в исполнении Premium внешне выделялись радиаторной решеткой, состоящей из 8 сегментов. В модельный ряд начала 1980-х годов входили капотные модели 54-P, 54-F, 54-FB и бескапотные – 60-P, 60-F, 86-P, 86-F и 110-P. В 1981 г. было продано 285 автомобилей.
В 1983 г. на капотные грузовики стали монтировать кабину, удлиненную на 3 дюйма, из-за чего их цифровой индекс сменился на «57». В 1985 г. производственная программа компании пополнилась седельным тягачом Marmon 57L типа 6х4 облегченной конструкции, имевшим наклонный капот и односкатную ошиновку задних колес. Заявлялось, что этот грузовик является самым лёгким американским трёхосным седельным тягачом: при разрешённой полной массе 22 700 кг он весил всего 5350 кг. На шасси модели 57L c двойной ошиновкой задних колёс можно было монтировать самосвальные кузова и бетоносмесители. На модель 57L в стандартной комплектации устанавливали дизели Caterpillar мощностью 270 л.с. В 1990 г. появился вариант этой модели со смещённой назад передней осью, получивший обозначение Marmon SB57L (SB – от слова Setback).
В конце 1990 г. в производственную программу добавилась модель R со смещённой назад передней осью и улучшенной аэродинамикой. Автомобили комплектовали 57-дюймовыми алюминиевыми кабинами нового типа с увеличенным наклоном ветрового стекла, которые могли быть объединены со спальными отсеками длиной от 0,91 до 1,73 м. В 1991 г. выпуск грузовиков бескапотной компоновки был прекращён. Значительное расширение модельного ряда произошло в 1995 г., когда появились две модели с обтекаемым оперением и покатым капотом – D обычной компоновки и S со смещённой назад передней осью. Одновременно грузовики модели SB57L подвергли рестайлингу, после чего они стали похожи на автомобили модели S, но при этом имели более короткий капот. С этого периода на все модели грузовиков, включая «классическую» P, монтировали кабины с улучшенной аэродинамикой. На автомобили моделей D, P, R и S можно было установить дизельные двигатели мощностью до 500 л.с., на грузовики модели L – до 370 л.с. В это время в компании Marmon работало 175 человек, производительность была 3 грузовика в день, а сеть продаж в США насчитывала 40 представительств.
Отличная репутация грузовиков Marmon привлекла внимание американских правительственных структур. В 1990-х годах некоторое количество тягачей моделей D и P с бронированной кабиной было закуплено Министерством энергетики США для перевозки ядерных боеприпасов. С 1990-х и до 2005 г. тягачи модели SB125R применялись в ВВС США для буксировки по дорогам общего пользования пятиосных полуприцепов со ступенями баллистической ракеты LGM-118A Peacekeeper, более известной в нашей стране как MX.
В 1996 г. владелец транспортной компании из Австралии Питер Макс основал в г. Мельбурне небольшую компанию Max Marmon Handbuilt Trucks, которая занялась сборкой тягачей Marmon модели P. Грузовики австралийской сборки получили марку Max Marmon. Объёмы выпуска были незначительные.
В 1997 г. руководство корпорации TIC United, в состав которой входила Marmon Motor, приняло решение прекратить выпуск грузовиков. Последний грузовой автомобиль марки Marmon вышел из сборочного цеха 5 февраля 1997 г. Это был тягач модели 125DHR с увеличенной высотой спального отсека. На освободившихся площадях компания Navistar International наладила сборку грузовиков International серии Paystar.