60 лет развития модельного ряда Unimog
Автомобилю Unimog — 60 лет, он уже давно стал именем нарицательным. Каждый знает, что речь идет о фантастической проходимости, покорении всевозможных недоступных мест, ралли-рейдах, войсках ООН и… коммунальной технике
Послевоенной Германии было далеко до экономического процветания. Страны-победители вывезли практически всё, а из самой Германии решили сделать аграрный заповедник. Но на полях надо на чём-то работать, да и урожай вывозить… Фермерским хозяйствам был необходим трактор, чтобы пахать, сеять и выполнять самую разную работу на ползущих скоростях, а также был необходим грузовик, чтобы довольно быстро перевезти собранное, да и вообще доехать до поля. В таких условиях и создавался Unimog. Разумеется, он менялся, за 60 лет возникло восемь поколений, но идеологически он так и остался смесью грузовика и полноприводного трактора. С короткой базой и зубастыми односкатными колёсами.
Первый прототип U5 появился в 1948 году, на нём еще не было «мерседесовской» звезды. В 1951-м марку вместе с предприятием купил концерн Mercedes, и именно с этого времени началось победное шествие утилитарника по всей планете.
В 1951 году появилась «Серия 2010», внутризаводской индекс – U25. Это были примитивные машинки с матерчатой крышей и плоскими панелями, размером чуть меньше современных японских малолитражек. Длина U25 была 3,57 м! А колесная база – 1,72 м! Под капотом трудился 4-цилиндровый двигатель 1,7-литровый дизель OM 636, выдававший 25 л.с. Но основа будущего процветания – полноприводная, многорежимная трансмиссия с валом отбора мощности появилась уже тогда! И самое главное отличие: полностью защищённое днище и трансмиссия. Двигатель и коробка с раздаткой прикрыты мощными защитами, а карданные валы и полуоси спрятаны в трубы так, что получается жесткая Т-образная конструкция, крепящаяся к раздатке с помощью сферообазных соединений. Это исключает попадание грязи и прочего на движущиеся детали. По крайней мере намотать на кардан беспечно брошенный в поле трос и тем обездвижить машину не грозило уже тогда.
U25 мог работать в поле как трактор и перевозить до одной тонны как грузовик. Фантастическая проходимость, надёжность и ремонтопригодность сыскала ему заслуженную славу среди фермеров. Он работал не только как транспортное средство, его использовали и как привод на лесопилках, и как насос для поливки и привод электрогенераторов. Было выпущено всего 5846 машин.
Времена менялись, требования росли, в 1953 году появилась «Серия 401», отличающаяся от предшественника только цельнометаллической кабиной. Более комфортабельные машины разошлись тиражом 10 928 экземпляров. На базе «401-й» серии была предпринята попытка создания легкого седельного тягача. Машина получила название «Серия 402» и нашла 518 покупателей.
Поворотным стал 1955 год. В модельной гамме впервые появился «большой» грузовик «Серия 404». Несмотря на успех машин с цельнометаллической кабиной, «404-й» оснащался матерчатой крышей. Грузоподъёмность увеличилась вдвое (а в более поздних вариантах и до 2,5 т), габариты в полтора раза (длина 4925–5100 мм, колесная база – 2900 мм). Машина пережила массу модификаций и доработок и в таком виде дожила до 1980 года! Интересно, что из пяти 6-цилиндровых двигателей, устанавливавшихся на «404-ю» серию, только один был дизельным (ОМ 615; 60 л.с.), бензиновые моторы развивали в разных модификациях от 80 до 110 л.с.
Этот автомобиль использовали уже не только гражданские покупатели. За 35 лет произвели 64 242 грузовика.
В 1956 году обновили и лёгкие машины, теперь они стали называться «Серия 411», до 1974 года их было выпущено 18 990 единиц.
В 1963 году в гамме Unimog появились «средние» машины «Серия 406», занявшие своё место между лёгкими и тяжёлыми. За 26 лет конвейерной жизни эти грузовики имели массу модификаций: пять вариантов колёсной базы и три варианта грузоподъёмности. Дизельные двигатели мощностью от 65 до 110 л.с. Кстати, именно на этих машинах впервые нашли применение форкамерные дизели. С 1963 по 1989 год было продано 37 096 «утилитарников».
Unimog «Серия 416» можно встретить уже в России, причём у нас их довольно много. Машину выпускали с 1965 года вплоть до падения Берлинской стены в 1989! Понятно, что в 1990-х годах немало любителей покорять отечественное бездорожье скупали эти машины на базах Бундесвера. Большинство из них до сих пор на ходу и возят своих хозяев по лесам и болотам. Существовало всего два варианта колесной базы (2900 или 3400 мм) и грузоподъёмности (2200–3150 кг). У нас эти машины больше известны под заводским индексом U1100. За все время было выпущено 45 336 автомобилей.
В 1975 году появляется уже хорошо известная «Серия 425/435». Машины выпускали как в гражданском, так и в военном исполнении, до 1992 года было выпущено 34 929 автомобилей.
В 1988 на смену «425/435-й» приходит «Серия 427/437», эти машины выпускали до 2000 года и до сих пор работают в муниципальных хозяйствах Европы. Часть их была выпущена для войск ООН, другая часть переоборудована в пожарные и медицинские машины для устранения ЧП в труднодоступных местах. В частности, машины этой серии до сих пор служат в пожарно-спасательных частях на горе Афон в Греции.
В 1992 году появился, пожалуй, самый забавный Unimog «Серии 408/418». Его легко опознать по ассиметричному дизайну кабины – капот смещен вправо, а перед водителем оставлено пустое место для лучшей обзорности. Такое решение не пользовалось большим спросом, за пять лет было продано 3273 машины, но большинство из них на ходу и коллекционеры гоняются за каждым «живым экземпляром».
В начале 90-х годов прошлого века было замечено, что коммунальщики Европы, вместе с падением Берлинской стены разглядели и дешевый, но весьма функциональный «утилитарник» особо малого класса Multicar, выпускавшийся в ГДР. Он начал отнимать долю рынка у Unimog, и руководство компании, проанализировав рынок, в спешном порядке выпустило на рынок «Серию 409», большее известную, как UX100. Это, пожалуй, один из самых неудачных проектов. Несмотря на то что машинка получилась весьма удачной, практически повторяла Multicar по габаритам и была построена по принципам Unimog, она не пошла. За два года было выпущено всего 790 экземпляров. Скорее всего, муниципалитеты посчитали UX100 неоправданно дорогим. Эти машины поставляли и к нам, в 1997 году правительство Москвы закупило несколько штук в качестве коммунальной техники, и тогда же машину демонстрировали на Московском автосалоне. UX100 работают до сих пор в центре города.
С 2000-го года началась эра машин, которые можно заказать сейчас. Самым популярным был и остается Unimog «Серия 405», в нашей стране известный как U300/ U400/ U500. Характерные признаки – огромное ветровое стекло и почти полное отсутствие капота.
В 2002 году обновили и «тяжёлую» «Серию 437.4», у нас эти машины известны под заводскими индексами U3000/ U4000/ U5000. Машина пользуется неизменным спросом у военных и спасателей.
И самая последняя новинка, появившаяся в 2007 году, носит заводской индекс U20. По сути, это самая лёгкая версия Unimog «Серия 405» с маломощными двигателями и кабиной от бразильского Mercedes.
На празднике, прошедшем в немецких городах Вёрт и Гаггенау, показали и будущие Unimog. В качестве подарка к 60-летию, компания выкатила концепт-трак. Невероятно эффектная машина зелено-серебристого цвета, с парящим над панелью ветровым стеклом, спортивными сиденьями и без крыши… но главное – длинный и высокий капот, напоминающий Mercedes Zetros. Вот за него коммунальщики точно не скажут спасибо.
Скорее всего этот концепт так и останется в единственном экземпляре, как полёт дизайнерской мысли, хотя под ярким пластиком, насколько удалось разглядеть, – стандартное шасси от серии U3000/ U4000/ U5000, а на выставочный подиум для презентации концепт въехал своим ходом.
Самое интересное, что рассказ об истории этого многоцелевого транспортного средства весьма условен, потому что «стандартного Unimog» просто не существует. Каждый заказчик выбирает из огромного перечня спецоборудования то, что нужно именно ему, и найти две одинаковых машины почти нереально. Говорить можно только о поколениях.
Клубы фанатов марки существуют на всех континентах, эти машины служат более, чем в 50 армиях мира. Unimog можно встретить везде – от Аляски и Японии до Байкала, монгольских степей и Австралии. И это еще один штрих, что делает Unimog легендой.