Опубликовано: ГП 03-2009
Электромастера в хаки

Станция по зарядке аккумуляторов (СРЗ‑А) и мастерская для ремонта электрооборудования (МЭСП‑АТ)

Александр Протасов, к.т.н.

Эти мастерские были созданы в 1963 году на 38-м Опытном заводе МО СССР в Бронницах одновременно с моделью 3801 – мастерской техобслуживания МТО-АТ с кузовом типа КМ661ДВ.

Станция по ремонту и зарядке аккумуляторов (СРЗ‑А) модели 3805А сконструирована военным инженером В. И. Грабовским под руководством инженеров‑фронтовиков В.А. Михина и А.Л. Шебарова.

Мастерскую проверки и ремонта автотракторного электрооборудования и приборов питания (МЭСП‑АТ) модели 3804 разработал военный инженер В.Б. Сипин под руководством Д. С. Шапкайца и А. Л. Шебарова.

В отличие от МТО‑АТ прототипом для обеих машин послужила мастерская с фургоном типа СН с внутренними размерами 3680x2250x1800 мм, установленным на шасси ЗИС‑151. Но серийно СРЗ‑А и МЭСП‑АТ монтировали на базе ЗИЛ‑157КЕ, который мог преодолевать подъем на сухом твердом грунте крутизной до 30°, ров или канаву шириной 0,85 м, эскарп с высотой вертикальной стенки 0,45 м, брод с твердым грунтом глубиной 0,8 м и двигаться по косогору с креном до 15°.

Каркасно‑металлический кузов с надколесными нишами, скосами на крыше, термоизоляцией, окнами с двойным остеклением и светомаскировочными шторами оборудовали отопительной установкой О‑30, работавшей на бензине, и обогревателем, использующим тепло от системы охлаждения двигателя ЗИЛ‑157. Небольшая снаряженная масса СРЗ‑А (7,8 т) и МЭСП‑АТ (6,9 т) позволяла преодолевать деревянные мосты, а габаритные размеры 7115x2410x3060 мм – маскироваться в складках местности и вписываться в габарит подвижного состава железных дорог 02‑ВМ.

Кузова крепили к раме ЗИЛ‑157 КЕ с помощью стремянок. Запасное колесо устанавливали в задней части кузова на специальном кронштейне.

В комплект входило свыше 500 приспособлений, инструмента и технологического оборудования около 170 наименований, позволявших усилиями двух электриков‑аккумуляторщиков в полевых условиях производить транспортировку, зарядку и разрядку АКБ, готовить дистиллированную воду и электролит, а также ремонтировать АКБ с заменой пластин и отливкой свинцовых перемычек, бареток, вводных зажимов, снабжать электричеством (220 В , 50 Гц) своих и других потребителей, входящих в ремонтное подразделение.

[b]СРЗ-А (3805):[/b] 1 – щит управления генератором; 2 – блокировочное устройство; 3 – доска для выемки блоков; 4 – складной стул; 5 – нож для обрезки сепараторов; 6, 18 – слесарные верстаки; 7 – слесарные тиски; 8 – настольная лампа; 9 – выносной стол; 10 – щит с автоматической защитой; 11 – крепление оружия; 12 – выпрямитель ВСА‑10 отопителя О‑30; 13 – трап; 14 – щит управления отопителем О‑30; 15 – вешалка; 16 – шанцевый инструмент; 17 – бидон на 20 л; 19 – тиски для опрессовки пластин аккумуляторных батарей; 20 – дистиллятор; 21 – откидная крышка; 22 – бачок для питьевой воды; 23 – ящик для документов; 24 – вентилятор; 25 – намёт палатки

МЭСП‑АТ позволяла силами электрика, карбюраторщика и дизелиста проверять техсостояние и ремонтировать генераторы, стартеры, релерегуляторы, приборы зажигания, КИП, АКБ и электрические провода; карбюраторы, бензонасосы, насос‑форсунки и форсунки.

Выполнение работ потребовало укомплектования мастерской оборудованием, приспособлениями и инструментом, насчитывающим свыше 130 наименований (около 320 единиц).

Для отдыха личного состава предусмотрены одно место на настиле верстака (только МЭСП‑АТ) и два – в подвесных гамаках (в обеих машинах).

Укладка и крепление имущества в мастерских выполнены аналогично мастерской типа МТО‑АТ, как самой распространенной и удачной подвижной войсковой ремонтной мастерской, а элементы силовой сети максимально унифицированы с элементами силовой сети МТО‑АТ.

Время полного развертывания/ свертывания станции СРЗ‑А не превышало 30 мин (у МЭСП‑АТ этот показатель вдвое меньше). Обе мастерские серийно выпускали до 1972 г., когда на смену СРЗ‑А пришла модификация 3805Г, а МЭСП‑АТ заменила модернизированная модель 3804 на шасси ЗИЛ‑131 с более вместительным кузовом-фургоном КМ131.

[b]МЭСП-АТ (3804):[/b] 1 – сиденье; 2 – прибор для проверки топливных насосов и карбюраторов; 3, 21 – слесарные верстаки; 4 – настольная лампа местного освещения; 5 – стенд 13М для проверки насос‑форсунок и форсунок; 6 – стенд для мойки деталей; 7 – стенд для разборки и сборки карбюраторов и бензонасосов; 8 – щит с автоматической защитой; 9 – крепление оружия; 10 – выпрямитель отопителя О‑30, мод. ВСА‑1; 11 – трап; 12 – щиток управления отопителем О‑30; 13 – огнетушитель; 14 – вешалка; 15 – шанцевый инструмент; 16 – ящик для документов; 17 – бачок для питьевой воды; 18 – штатив для электросверла; 19 – электросверло С‑48; 20 – слесарные тиски; 22 – откидное сиденье; 23 – контрольно‑испытательный стенд для проверки генераторов, реле‑регуляторов и стартеров модели 532; 24 – вентилятор
Комментировать ... >>
Loading...