Станция по зарядке аккумуляторов (СРЗ‑А) и мастерская для ремонта электрооборудования (МЭСП‑АТ)
Эти мастерские были созданы в 1963 году на 38-м Опытном заводе МО СССР в Бронницах одновременно с моделью 3801 – мастерской техобслуживания МТО-АТ с кузовом типа КМ661ДВ.
Станция по ремонту и зарядке аккумуляторов (СРЗ‑А) модели 3805А сконструирована военным инженером В. И. Грабовским под руководством инженеров‑фронтовиков В.А. Михина и А.Л. Шебарова.
Мастерскую проверки и ремонта автотракторного электрооборудования и приборов питания (МЭСП‑АТ) модели 3804 разработал военный инженер В.Б. Сипин под руководством Д. С. Шапкайца и А. Л. Шебарова.
В отличие от МТО‑АТ прототипом для обеих машин послужила мастерская с фургоном типа СН с внутренними размерами 3680x2250x1800 мм, установленным на шасси ЗИС‑151. Но серийно СРЗ‑А и МЭСП‑АТ монтировали на базе ЗИЛ‑157КЕ, который мог преодолевать подъем на сухом твердом грунте крутизной до 30°, ров или канаву шириной 0,85 м, эскарп с высотой вертикальной стенки 0,45 м, брод с твердым грунтом глубиной 0,8 м и двигаться по косогору с креном до 15°.
Каркасно‑металлический кузов с надколесными нишами, скосами на крыше, термоизоляцией, окнами с двойным остеклением и светомаскировочными шторами оборудовали отопительной установкой О‑30, работавшей на бензине, и обогревателем, использующим тепло от системы охлаждения двигателя ЗИЛ‑157. Небольшая снаряженная масса СРЗ‑А (7,8 т) и МЭСП‑АТ (6,9 т) позволяла преодолевать деревянные мосты, а габаритные размеры 7115x2410x3060 мм – маскироваться в складках местности и вписываться в габарит подвижного состава железных дорог 02‑ВМ.
Кузова крепили к раме ЗИЛ‑157 КЕ с помощью стремянок. Запасное колесо устанавливали в задней части кузова на специальном кронштейне.
В комплект входило свыше 500 приспособлений, инструмента и технологического оборудования около 170 наименований, позволявших усилиями двух электриков‑аккумуляторщиков в полевых условиях производить транспортировку, зарядку и разрядку АКБ, готовить дистиллированную воду и электролит, а также ремонтировать АКБ с заменой пластин и отливкой свинцовых перемычек, бареток, вводных зажимов, снабжать электричеством (220 В , 50 Гц) своих и других потребителей, входящих в ремонтное подразделение.
МЭСП‑АТ позволяла силами электрика, карбюраторщика и дизелиста проверять техсостояние и ремонтировать генераторы, стартеры, релерегуляторы, приборы зажигания, КИП, АКБ и электрические провода; карбюраторы, бензонасосы, насос‑форсунки и форсунки.
Выполнение работ потребовало укомплектования мастерской оборудованием, приспособлениями и инструментом, насчитывающим свыше 130 наименований (около 320 единиц).
Для отдыха личного состава предусмотрены одно место на настиле верстака (только МЭСП‑АТ) и два – в подвесных гамаках (в обеих машинах).
Укладка и крепление имущества в мастерских выполнены аналогично мастерской типа МТО‑АТ, как самой распространенной и удачной подвижной войсковой ремонтной мастерской, а элементы силовой сети максимально унифицированы с элементами силовой сети МТО‑АТ.
Время полного развертывания/ свертывания станции СРЗ‑А не превышало 30 мин (у МЭСП‑АТ этот показатель вдвое меньше). Обе мастерские серийно выпускали до 1972 г., когда на смену СРЗ‑А пришла модификация 3805Г, а МЭСП‑АТ заменила модернизированная модель 3804 на шасси ЗИЛ‑131 с более вместительным кузовом-фургоном КМ131.