Автомобиль специальный досмотровый АСД-65201 модели 54-ТВ
Своё участие в подготовке и проведении игр зимней олимпиады 2014 года в Сочи отечественный автопром сопровождал презентациями и пресс-релизами, но появление в сочинском порту двух серебристо-белых фургонов на шасси КАМАЗ прошло без особого шума. Удивляет их новое применение – защита границы!
Подобные мобильные инспекционно-досмотровые комплексы (МИДК) HCVM для контроля содержимого контейнеров, автоприцепов, железнодорожных вагонов приходилось ранее закупать за рубежом на шасси иностранных автомобилей, что накладывало свои ограничения. Поэтому было решено досмотровую систему смонтировать на шасси КАМАЗ-65201 8х4.
Уникальные автомобили для досмотра всех категорий транспортных средств получили собственный ОТТС и официально называются «Автомобиль специальный досмотровый АСД-65201 модели 54-ТВ». Кузов и шасси для монтажа были спроектированы и выпущены производственно-сервисным центром «Техинком» (г. Тверь).
Закрытая премьера мобильного радиометрического досмотрового комплекса (МДКТС) ШТОК-МНК состоялась на выставке «Технологии безопасности-2013». В Москве в 2016 году он был показан как мобильный инспекционно-досмотровый комплекс (МИДК) «Неоскан 9232М». В разработке новинки непосредственное участие приняли «НЕОСКАН», ООО «Диагностика-М», МТУ «Центр СНК», ООО «Фотон» и научный коллектив Института неразрушающего контроля при Томском политехническом институте.
Выбор 4-осного грузовика с колёсной формулой 8х4 был обусловлен прежде всего размерами установки и её массой в 34 т. Базовый 12-литровый двигатель КАМАЗ-740.60-360 мощностью 360 л.с. с 10-ступенчатой механической КП служит только для переездов комплекса, а на рабочей площадке достаточно сложная гидравлическая система и всё контрольное оборудование питается от автономного дизель-генератора с рабочим напряжением 220 В, установленного на раме.
Мобильный досмотровый комплекс технических средств предназначен для обследования крупногабаритных грузов и автотранспортных средств размерами 20х3х4,7 м с целью обнаружения и идентификации радиоактивных, взрывчатых веществ и других запрещённых предметов с использованием рентгеновского прямого, обратно рассеянного и даже нейтронного излучений.
Менее чем за полчаса автомобиль превращается в сложный многофункциональный комплекс, причём происходит это практически без участия водителя. Одно нажатие кнопки – и гидравлика разворачивает уложенный внутри кузова П-образный портал (на профессиональном сленге – пенал), в котором смонтированы приёмники гамма-излучения, источник которого находится на правой стороне задней поперечины рамы. В сложной портальной конструкции портала проложены электрические и гидравлические цепи. Пенал закреплён лишь на боковине кузова, вертикальный портал не достаёт до земли.
Контроль транспорта осуществляется с помощью радиометрической системы и досмотровой системы на обратно-рассеянном рентгеновском излучении, установок радиационного мониторинга и зондирования «мечеными» нейтронами. Результаты досмотра и замеров концентрируются в модуле с автоматизированными рабочими местами операторов, который является, по сути, мозгом АСД.
В отличие от зарубежных аналогов МИДК отечественный комплекс «Шток-МНК» является аппаратным комплексом с возможностью комплексного использования сразу нескольких методов досмотра и обнаружения.
Генеральный директор ПСЦ «Техинком» Андрей РУСАКОВ
– Работа над комплексами АСД стала для нас отличной школой создания специальной техники, – рассказывает Генеральный директор ПСЦ «Техинком» Андрей РУСАКОВ. – В результате совместной работы со многими отечественными компаниями, такими как ГТУ МИРЭА, наши конструкторы разработали многие оригинальные узлы комплекса, не имеющего мировых аналогов. Результаты работы первых двух машин в Сочи высоко оценило руководство специальных служб России, и сейчас принимается решение о выпуске серии модернизированных машин.
Модернизация коснётся снижения массы машины, так как первые АСД при полной массе 34 т превысили допуск техники на дороги общего пользования. Сейчас в Твери завершена разработка конструкции, облегчённой сразу на 4 т. Андрей РУСАКОВ отмечает, что идеей использования досмотровых комплексов заинтересовались и муниципалитеты! Одно из применений – досмотр и контроль транспорта, доставляющего различные сборные конструкции, оборудование, продукты питания в места массовых скоплений горожан.
Бетатрон с энергией тормозного излучения на 9 МэВ обеспечивает проникающую способность системы по стали до 32 см и позволяет обнаружить стальную проволоку сечением 6 мм за стальной балкой толщиной 20 см или 3-мм проволоку за 10-см стальной стенкой. За 250-миллиметровой стальной стенкой комплекс легко распознает стальную коробку размером всего 200х100х100 мм! Без труда сканер распознает за такой «бронёй» и пластиковый контейнер.
Особенно впечатляет возможность получать на аппаратуре «Шток-МНК» цветное изображение, полученное в режиме дуальных энергий, где каждый цвет соответствует разной группе материалов в соответствии с атомным номером. Оборудование дистанционно определяет наличие и тип взрывчатых и наркотических веществ. Направленный пучок нейтронов выбивает атомы вещества, которые мгновенно исследует дистанционный спектрометр и газоанализатор. Именно так и можно обнаружить запрещённые вещества (радиоактивные материалы, оружие, взрывчатые вещества и устройства).
Естественно, это накладывает ограничения на зону безопасности, которая при максимальной энергии тормозного излучения бетатрона составляет 40х60 метров. Поэтому такой комплекс размещают на почтительном удалении.
Комплекс может проводить досмотр автомобилей в четырёх режимах: двух- или одностороннее сканирование подвижного или неподвижного объекта с применением одного или нескольких методов контроля. Досмотр проводится в присутствии водителя, а его данные выводятся на мониторы АРМ и записываются на жёсткий диск. На экране видны мельчайшие детали конструкции и груза, и если вопросы у контролёров не возникают, в течение 5 минут водитель оформляет отметку о досмотре.
В режиме, когда автомобили проезжают через «пенал» своим ходом, комплекс проверяет до 25 автопоездов в час. Скорость перемещения (сканирования) составляет 20–25 м / мин (1,5 км / ч) в режиме «объект в движении».
Но досмотровый комплекс может сам двигаться вдоль стоящих автомобилей, причём в этом случае скорость досмотра возрастает до 100 автомобилей в час. При этом АСД может двигаться вдоль колонны со скоростью 6, 12, 24, 36 м / мин… без участия водителя! Автомобиль оборудован системой управления, которая позволяет ему двигаться в автоматическом режиме, а водитель в это время может исполнять обязанности контролёра.