Презентация нового поколения Scania XT
В начале сентября состоялась официальная презентация нового поколения техники Scania XT, предназначенной для строительного сектора. Можно спорить, какая по счёту эта генерация, так как история строительных грузовиков Scania насчитывает более ста лет. Казалось бы, всё лучшее за прошедшие годы для спецтехники уже изобретено, тем не менее новшеств оказалось предостаточно.
Показ нового поколения традиционно проходил на полигоне, как сейчас принято говорить, в шаговой доступности от завода в Сёдертелье (Швеция). Все годы своего существования Scania имела круглосуточный доступ к отличной тестовой трассе, расположенной рядом с заводскими воротами, и это давало конструкторам некоторое преимущество перед другими производителями.
Сейчас уже трудно представить, но были времена, когда шведские дороги были не лучше русских. Поэтому свои 200 автомобилей, которые Scania ежегодно производила 100 лет назад, тестировались на собственном полигоне, в идеальных условиях. Сегодня, когда объёмы производства в 500 раз больше, можно сказать, что всё происходит с точностью до наоборот: вокруг завода идеальные дороги, а тестирование строительной техники производится на специальных трассах с укатанным грунтом или щебнем, по крайней мере так было на этот раз.
Абсолютное разнообразие
Если характеризовать новый модельный ряд строительной техники Scania в целом, то она представляет собой огромный диапазон вариантов исполнения по любым запросам, нечто совершенно исключительное с точки зрения надёжности, гибкости подхода к задачам и потребностям клиентов. Scania стремительно расширяет ассортимент кабин, доступных для строительного сектора, тем самым сметая все существовавшие границы вариантов. Теперь помимо кабин P и G с индексом XT – в исполнении для тяжёлых условий эксплуатации, будут доступны также кабины R и S.
С приходом разнообразных кабин расширились и различные версии высоты и крыш. Первые кабины G-серии были представлены в июне этого года. Эта кабина доступна в пяти различных базовых конфигурациях: от CG14L с низкой крышей до CG20H в версии Highline. С нормальной крышей высота внутреннего потолка на 10 см выше, чем раньше. По сравнению с кабиной серии R, уровень посадки несколько ниже, но туннель двигателя на 16 см выше.
Теперь ряд кабин дополнен несколькими вариантами P-серии. В общей сложности это восемь различных конфигураций. Однако на первом этапе будет только шесть вариантов P-кабины от CP14L с низкой крышей, чтобы освободить место для увеличения полезной площади кузова, к CP20H для тех, кто хочет комфортные внутренние пространства. В целом же кабина P-серии – это современная классика для применения в секторе строительства и распределения, где вы часто ездите в городском потоке и имеете лучший контакт с окружением в кабине, которая установлена немного ниже.
Таким образом, строительный сектор сейчас обеспечен самым полным набором кабин от P14 или G14 с низкой крышей до S20 Highline с максимально допустимой высотой. Такой подход стал возможным благодаря хорошо зарекомендовавшему себя модульному подходу. Используя ограниченное количество различных компонентов, Scania способна создавать кабины, которые внешне и с точки зрения их применения выглядят по-разному.
Да, и ещё один факт: все кабины Scania XT несколько глубже: 14-я кабина так и осталась 14-й, а вот 16-я сменилась на 17-ю. Это связано с более просчитанной и эффективной компоновкой салона.
Работа без дискомфорта
Строительные перевозчики имеют дело с более сложными задачами, чем другие. И создание модели Scania XT было связано с решением проблем эксплуатации машин в экстремальных условиях. Именно поэтому один из важных элементов конструкции является высокопрочный бампер, который выступает на 150 мм перед кабиной. Это придаёт автомобилю характерный вид, сообщающий о силе и выносливости.
Бампер обеспечивает угол заезда около 25°, в зависимости от конфигурации с точки зрения выбора шин и шасси. В сочетании с пластиной скольжения и защитных сеток фар, версия XT получила прочную переднюю часть машины и не случайно, ведь именно на неё приходится большой процент всех случайных столкновений и ударов, и это всё должно обезопасить базовую структуру транспортного средства.
На выбор предлагается несколько вариантов бамперов: пластиковые, металлические, монолитные или же состоящие из нескольких элементов, как например, бампер, выступающий на 40 мм, – компромисс между весом и надёжностью.
Если же говорить об общей безопасности, то следует внимательно рассмотреть ещё одну новинку – стояночный тормоз с новыми функциями. Теперь он оснащён возможностью общего контроля безопасности: он может активизироваться, если скорость машины критически низкая или если в процессе езды водитель отстегнул ремень безопасности, или если открылась дверь. Функция удержания тормоза на склоне тоже усовершенствована. Если раньше на склоне после снятия ноги с педали тормоза машины оставалась неподвижной в течение 4–6 секунд, то теперь позиция удержания активирована постоянно, пока нога водителя не коснётся педали акселератора. А для плавного начала движения при использовании автоматизированной КП Opticruise под левой ногой водителя есть специальная педаль – сцепление по требованию, её можно использовать, если по мнению водителя есть такая необходимость, а можно и не трогать, тогда КП всё сделает сама. Если же коробка передач механическая, то для плавного трогания предусмотрена специальная передача, обозначенная литерой «С».
Ни одна функция не должна вызывать раздражения – вот главный ориентир по совершенствованию всех систем управления у конструкторов компании Scania. И могу подтвердить: им это удалось. Большинство машин оснащено автоматизированной КП Scania Opticruise, отчего управление мощным строительным грузовиком стало делом очень простым и лёгким. Не зря же специалисты компании консультировались по этим вопросам с конструкторами Volkswagen и Audi.
Изменения по рекомендациям
Функциональность строительной машины сильно зависит от комплекта шасси. Выбор стальной или пневматической подвески зависит от многих параметров. Поэтому часто используются комбинации с передней параболической подвеской и задней пневматической. Scania предложила ещё один вариант с двумя 33-миллиметровыми листьями для 9-тонных передних мостов – это некий компромисс между комфортом и внедорожными возможностями машины.
Для большей стабильности машин с двойными передними мостами для второй оси разработан стабилизатор поперечной устойчивости. Для машин с высоким центром тяжести это важный элемент безопасности при движении по бездорожью. Причём конструкторы делают всё это не по собственному наитию, а по пожеланиям клиентов, с которыми компания работает по нескольку десятилетий.
В дополнение к стандартным передним воздухозаборникам представлены обновленные варианты более эффективных высоких воздухозаборников. Они предназначены для вождения в сильно запылённых / загрязнённых условиях и помогают обеспечить высокую работоспособность без ущерба для расхода топлива. Версия HD Scania имеет два воздушных фильтра и способна отфильтровать почти 40 кг пыли, что в четыре раза больше, чем предыдущая версия воздушной системы.
Кабины строительной техники нового поколения фиксируются на механической четырёхточечной подвеске. А дополнительный пневматический стабилизатор кабины – предотвращающает её поперечную раскачку.
Ещё одно новшество, на которое следует обратить внимание, – это новые трёхсегментные крылья задних колёс, которые теперь легко настраиваются и снимаются в зависимости от потребности. Особенное внимание уделено автомобилям с двойными передними осями. Для второй оси создано новое крыло, которое теперь не зависит от выбора шин и шасси, легко регулируется до нужной высоты.
Тотальная модификация
Сейчас Scania использует три различных семейства двигателей, тринадцать силовых агрегатов Euro 6 с выходной мощностью от 280 до 730 л. с. В июне компания продемонстрировала новое поколение 16-литровых двигателей V8. Нисколько не потеряв в мощности, они стали экономичнее на 7–10%. Новая линейка двигателей V8 подверглась той же модификации, что и 13-литровые двигатели Scania, впервые показанные осенью 2016 года, во время премьеры нового поколения грузовиков.
Модификации подверглось и третье семейство двигателей Scania. Пятицилиндровые 9-литровые двигатели с тремя уровнями мощности были представлены в начале лета 2017 года. Здесь также удалось достичь экономии топлива (3%) при полном сохранении мощности. Реконфигурации подверглись камеры сгорания, добавлено новое программное обеспечение. Охлаждение масла теперь в двигателях контролируется термостатом. За счёт поддержания более высокой рабочей температуры удалось достичь однопроцентной экономии топлива. Вентилятор охлаждения установлен непосредственно на коленчатый вал и не требует энергосберегающей перегрузки.
Теперь у DC09, как, собственно, и во всех других двигателях Scania, используется только турбонагнетатель с фиксированной геометрией (FGT) и только селективное каталитическое восстановление (SCR) для последующей обработки выхлопных газов. Это позволяет отказаться от рециркуляции отработавших газов в виде системы EGR и несколько уменьшить вес силовых агрегатов.
Половина пути
Сейчас мы являемся очевидцами того, как Scania создаёт целую экосистему с различными видами услуг, которые преследуют единую цель: создать среду, в которой клиенты могут оставаться прибыльными и получать разумную отдачу от своих инвестиций через партнёрство. И это гораздо шире, чем просто техническое обслуживание и ремонт. Первая волна этой акции началась в конце лета 2016 года с презентации в Париже, когда было представлено не только новое поколение машин, но и комплекс решений для любых логистических операций. Теперь вот строительная техника для европейского рынка. Но Scania ещё только на полпути, ведь парад инноваций будет продолжаться до 2019 года, пока не пройдёт все этапы и все рынки мира. В следующем году стартует продвижение в Латинской Америке, на рынках Азии, Африки и Ближнего Востока.