Автомобильная продукция ЗАО «Кирсановского механического завода»
У большинства москвичей Тамбовская область ассоциируется, скорее всего, с одной из самых плодородных областей российского Черноземья, особенно когда осенью в Москве торгуют на каждом углу картошкой. А ведь на Тамбовщине кроме всего прочего есть еще и Кирсановский механический завод, который, как и полагается в аграрном регионе, уже много лет выпускает продукцию для сельского хозяйства, в том числе и автомобильную.
Завод, организованный в ноябре 1959 года как авторемонтный, был основан на территории бывших межрайонных мастерских капитального ремонта, которые построили на окраине Кирсанова в 1937 году. Предприятие в новом статусе продолжило заниматься капитальным ремонтом автомобильных и тракторных двигателей, среди которых основную массу составляли Д-54, ГАЗ-51. Вскоре завод освоил капитально-восстановительный ремонт автомобилей семейства ЗИС-150/ ЗИЛ-164, а в конце 60-х был перепрофилирован на ремонт грузовиков ГАЗ, которых в сельском хозяйстве было куда больше.
Ремонтная деятельность предприятия не приносила ему никакой прибыли и фактически была убыточна в рамках всей авторемонтной отрасли, причем не только в системе «Сельхозтехника». Пожалуй, единственным весомым экономическим мотивом, оправдывающим существование предприятий подобного профиля в тот период, была необходимость наладить производство, централизованную поставку и эффективное использование запасных частей, тотальный дефицит которых наблюдался по всей стране. Например, на все совхозы и колхозы Тамбовской области по фондам выделялось в год лишь 3 новые кабины ГАЗ-51А против десятка необходимых. Как распределить эти кабины между ними? Для этого создавался фонд запасных частей на авторемзаводе, который использовал их при крайней необходимости во время ремонта автомашин, поступающих с этих самых колхозов и совхозов.
Такое положение ремонтных предприятий, при котором они не имели средств на развитие производства и обновление материально-технической базы, заставляло искать другие пути выживания, основным из которых был выпуск промышленной продукции. В Кирсанове решили организовать собственное производство. К решению этой проблемы подошли основательно, проанализировали, какой продукт будет востребован в сельском хозяйстве. Свой выбор остановили на тракторном погрузчике. В те годы механизация разгрузочно-погрузочных работ оставляла желать лучшего – на селе, как правило, всё грузили вручную лопатами и граблями. В итоге, получив одобрение руководства В/О «Россельхозтехника», кирсановцы поехали на Красиловский машиностроительный завод (Хмельницкая обл., УССР), который тогда был единственным производителем тросовых тракторных погрузчиков. Правдами-неправдами заводчанам удалось получить документацию на него, и уже в 1965 году на КАРЗе был изготовлен первый погрузчик ТЛ-3А на базе ДТ-54. Под новое производство заводу удалось закупить оборудование и значительно обновить станочный парк. В 1980-х годах погрузчик был модернизирован и стал гидравлическим, он получил обозначение ПТС-77М (позже ПТГ-92) и базировался уже на базе ДТ-75. Кроме него завод изготовлял фронтальные ковшовые погрузчики П-4/85 на базе тракторов К-701.
ТС-17144У | АС-1К | |
---|---|---|
Технические условия | ТУ 10 РСФСР 874-91 | |
Базовое шасси | УАЗ-3303 | |
Габаритные размеры, мм | 4375х1910х2305 | |
Число мест | 8 | 5 + 1 носилочное |
Масса снаряженная, кг | 1950 | 2050 |
Масса полная, кг | 2600 | |
Углы свеса, град: спереди / сзади | 33/ 20 |
АТО-9994 | КМЗ-4723 | МК-2 | |
---|---|---|---|
Базовое шасси | ГАЗ-3307 / ГАЗ-3309 | ||
Габаритные размеры, мм | 6380х2700х2350 | 6300х2330х2830 | 6700х2455х3130 |
Масса снаряженная, кг | 4040 | 4320 | 4950 |
Масса полная, кг | 5385 | 5020 | 6900 |
В 1972 году на предприятии организовали выпуск агрегатов технического обслуживания АТО-4822 на шасси ГАЗ-52-01. Эти машины, предназначенные для проведения ТО-1 и ТО-2 тракторов, комбайнов и другой сельхозтехники в условиях, приближенных к «боевым», т.е. во время работы непосредственно в поле. Для этого АТО-4822 имел необходимое оборудование для дозаправки и смены ГСМ, продувки радиаторов и фильтров сжатым воздухом, мойки горячей водой, текущего ремонта и регулировки различных узлов и деталей. По проекту ГОСНИТИ эти машины выпускались и на многих других предприятиях, среди которых Зеленокумский ремзавод, Бакинский РМЗ им. 26 Бакинских комиссаров, Переволоцкий РМЗ. В 1988 году ему на смену пришел модернизированный вариант АТО-9994, к тому времени это была основная продукция завода, выпускаемая по 1500 единиц в год.
В начале 1990-х с общим падением производства завод переживал не лучшие годы, однако несмотря на сокращение объемов выпуска предприятие осталось на плаву. В 1992 году завод акционировали, он стал АОЗТ «Кирсановский механический завод», что окончательно поставило точку на его ремонтной деятельности, которая, надо сказать, к концу 80-х уже практически прекратилась. Завод превратился исключительно в промышленное предприятие, выпускающее широкий ассортимент сельхозтехники.
Войдя в 1992 году в состав НПО «Росагрореммаш», которое после развала Союза объединило крупные предприятия бывшего Госагропрома РСФСР, завод получил заказ на изготовление комплекса машин для производства мясокостной муки, используемой в качестве подкормки для крупного рогатого скота. Поскольку ее изготавливали из туш павших животных, то одним из основных компонентов комплекса был специальный автомобиль КМЗ-4723, предназначенный для их перевозки до места переработки. Этот цельнометаллический фургон оборудован не только гидравлическим подъемным бортом, но и лебедкой для загрузки туш и системой опрокидывания кузова для выгрузки. В кузове имелся отсек для инвентаря для мойки грузового отсека и подогреваемый бак для дезинфицирующего раствора. В этот комплекс, созданный полностью по голландской технологии производства мясокостной муки, кроме автофургона КМЗ-4723, входили гильотинные ножницы, механизированные дробилки разного помола.
В 1993 году завод выпустил сразу две новинки – контейнерный мусоровоз МК-2 на шасси ГАЗ-3307 и микроавтобус ТС-17144У на шасси УАЗ-3303. Первый был «наследником» и практически полной копией известного мусоровоза М-30, разработанного в 1960-е годы в ОКБ Управления благоустройства Мосгорисполкома. Второй – разработка НИПТИ «Агропромпрогресс» для обслуживания сельских рабочих бригад. Обе машины получили распространение в основном в Тамбовской области, хотя в середине 1990-х их выпуск достигал до 400 штук в год. Причем на базе ТС-17144У был разработан и санитарный автомобиль АС-1К, в котором предусматривалось одно лежачее место для доставки больного. В 1996 году микроавтобусы получили прислонно-сдвижную пассажирскую дверь вместо петельной, а на некоторых поздних образцах ТС-17144У установили сдвижную дверь по аналогии с «Газелью». К концу 1990-х производство автомобилей на шасси УАЗ было прекращено.
В 1995–1996 годах на заводе пытались осваивать производство дорожно-коммунальной техники. По документации Ряжского авторемонтного завода в Кирсанове освоили производство комбинированных дорожных машин МД-3 на шасси КамАЗ-53213 и ЗИЛ-433362. Однако их выпуск был непродолжительным, и завод снова вернулся к сельскохозяйственной технике. В 2000-х годах на предприятии разрабатывали посевные комплексы «Тамбов», зернопогрузчики, бороны, дисковые косилки и многое другое…
В настоящее время основным видом продукции ЗАО «Кирсановский механический завод», как и 20 лет назад, остается АТО-9994 (мод. 3853-0000010). Сегодня завод единственный производитель агрегатов технического обслуживания на территории СНГ. В рамках Национального проекта «Сельское хозяйство» потребность в таких машинах только растет. Конечно, далеко не такими темпами, как в советское время, но выпускаемые ежегодно по 20–30 штук АТО-9994 расходятся по всей стране. Пока их производят в двух базовых комплектациях: на шасси ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309. Но в скором времени появится вариант на полноприводном шасси ГАЗ.33081 – на заводе уже подготовлена вся документация. Будем надеяться, что к 50-летию, которое будут отмечать 24 ноября, завод, оправившись от кризисов 1990-х годов, сможет порадовать очередной автомобильной новинкой, что в условиях сельскохозяйственной направленности производства предприятия все же редкость…