Передвижной диспетчерский пункт для «Луганскхимстроя» на базе микроавтобуса «Старт-2»
С момента выхода статьи по истории стеклопластикового микроавтобуса «Старт» прошло уже пять лет. С тех пор новые сведения, касающиеся этого проекта, нет-нет да появлялись, но никаких принципиальных открытий сделано не было. Казалось, ничего больше о нём уже не разузнать: что сохранилось, всё и нашлось… И я так думал, пока не повстречался с одним из авторов микроавтобуса… «Старт-2».
Надо сказать, со мной это впервые. Едешь себе в электричке, никого не трогаешь, а один телефонный звонок… и ты уже готов ехать за тысячу километров от Москвы, на встречу с человеком, который вызвался помочь в деле сохранения этой истории. Так я встретился в городе Калач-на-Дону Волгоградской области с Владимиром Андреевичем Сильченко, главным разработчиком микроавтобуса «Старт-2», который более сорока лет бережно хранил старые проспекты, статьи и альбом с фотографиями своего детища. Он сам меня разыскал, пригласил… Безусловно, эта поездка стоила того. Даже только потому, что удалось вытащить на свет из закромов семейных архивов поистине уникальный материал, который по-настоящему достоин того, чтобы не быть забытым.
Собственно, всё это прелюдия. А что же такое «Старт-2»? В прежней статье о нём ни слова, да и такое название в тексте не встретилось вовсе. Оказалось, о той машине было написано несколько скупых строк, и была даже цветная фотография, но, увы, информация та оказалась ошибочной. К сожалению, так часто бывает, когда не всем словам отдельных очевидцев и современников событий можно слепо доверять… а я поверил, потому и написал тогда: «…работал на областной телерадиостудии…». Да, да! Речь идет о том самом микроавтобусе с госномером «38-00 ЛУГ». Только вопреки той старой информации, эта машина никогда там не работала, ибо служила не хроникальной летучкой, а передвижным диспетчерским пунктом, обслуживающим комбинат «Луганскхимстрой». И история создания этой машины в свете обнаруженных фактов выглядит куда более интересной.
А начиналось всё в конце 1950-х годов. В то время город Северодонецк представлял собой огромную строительную площадку, был центром гигантской коммунистической стройки. Именно здесь развернулись масштабные работы по созданию целого комплекса объектов инфраструктуры для одного из крупнейших в Союзе химкомбинатов. Этим строительством, охватившим почти всю Луганскую область, руководил комбинат «Лисхимстрой» (затем переименован в «Луганскхимстрой»). В его составе находилась диспетчерская служба, в обязанности которой входил мониторинг строительства и координация всех участников, задействованных на объектах: транспортных контор, поставщиков материалов, подрядчиков и т.д. Главный диспетчер комбината был фактически третьим руководящим лицом после начальника и главного инженера комбината.
В те годы главным диспетчером «Лисхимстроя» был Владимир Владимирович Никольский. Он часто сам выезжал на объекты для непосредственного ознакомления с положением дел на стройках, общался с прорабами и начальниками участков. Тогда туго было без раций и других прелестей современной цивилизации: приходилось бегать по стройплощадке в резиновых сапогах (а без них вообще не пройдешь) и искать «докладчиков». В таких условиях и родилась идея оборудовать служебный ГАЗ-67Б устройством громкоговорящей связи, попросту «колокольчиком», чтобы можно было, приехав на объект, вызвать во всеуслышание нужного человека.Установку необходимого радиооборудования в 1958 году поручили как раз молодому Сильченко, который работал под руководством Никольского и уже тогда хорошо разбирался в электронике и радиотехнике.
«Газончик» главному диспетчеру понравился, но хотелось чего-то более функционального. Дальше больше… В 1959 году был разработан проект передвижного диспетчерского пункта на базе автобуса ПАЗ-651 производства Луганского авторемонтного завода. Эта машина была уже намного сложнее. Принципиальным отличием от ГАЗ-67Б была прямая телефонная связь из автобуса, приехавшего на объект, с центральной диспетчерской. Установленная в ПАЗе аппаратура позволяла дистанционно с объекта связаться с дежурным диспетчером комбината и дать команду, например, направить на данную стройку машину с кирпичом или цементом, которых не хватает. Эта мобильность в отслеживании простоев и принятии оперативных решений по их ликвидации непосредственно на объекте позволили существенно повысить эффективность диспетчерской службы комбината. На практике был реализован простой принцип: приехал на объект, оценил проблему, дал на месте команду, по дороге на базу тут же видишь, что нужная машина направлена на объект. А поскольку стройплощадки были разбросаны в радиусе до 30 км от управления комбината и на многих из них телефонной связи не было, до появления такого спецавтобуса главному диспетчеру приходилось сначала приехать с объекта, чтобы дать команду.
Диспетчерский ПАЗ проработал около 10 лет и зарекомендовал себя с лучшей стороны. Но был у него и недостаток. Напичканный под завязку аппаратурой ездил он медленно, а на стройках часто утопал в грязи, потому что общая масса с учётом установленного оборудования была велика. Хотелось большей мобильности для такой важной машины. Мобильности, которую может дать только легковой автомобиль… или микроавтобус. И тут в начале 1964 года подвернулся удачный момент: в это время в Северодонецке развернулось мелкосерийное производство микроавтобусов «Старт». Поскольку Никольский был близким другом главного инициатора этого проекта Антонова, тот пообещал ему выделить под передвижной диспетчерский пункт один «Старт».
Примечательно, что этот специальный шестиместный микроавтобус, получивший собственное название «Старт-2», был изготовлен практически одновременно с первыми товарными пассажирскими машинами. И хотя внешне от них он отличался только длинными антеннами и громкоговорителями, его кузов тоже имел небольшое конструктивное отличие: при выклеивании панелей между слоями стеклоткани была проложена медная сетка для экранирования кузова от внешних радиопомех. По-другому была решена и планировка салона.
Микроавтобус собирали сообща: кузов изготовили на заводе стеклопластиков, изготовление рамы и окончательную сборку проводили на авторемонтной базе, а внутреннее радиооборудование устанавливали на территории комбината «Луганскхимстрой». Микроавтобус был оборудован радиостанцией РРС-1М для связи с коммутатором диспетчера через коммутатор СДС-50-100 и городской станцией АТС, АТА и междугородных сообщений в радиусе 25 км; радиостанцией АРС-1М с выходом на АТС для связи через ЦРС-1 со всеми отдаленными строительными объектами, не имеющими кабельной связи, с бригадирами автомобилей, строительных машин и т.д. в радиусе 45 км; громковещательной установкой ГУ-20М для пропаганды техники безопасности, агитационных работ и вызовов. Вся эта радиотехника питалась от аккумуляторных батарей, позаимствованных у шахтных электровозов. Кроме того, в микроавтобусе было оборудовано место под холодильник, работающий на сухом льду.
«Старт-2» использовали по прямому назначению около года, и показал себя с лучшей стороны, после чего в мае 1965 года было принято решение продемонстрировать его в Киеве на коллегии Министерства строительства УССР и лично министру тов. Лубенцу. Машина была одобрена. В республиканской прессе о том событии было написано несколько заметок, и машина сразу стала у всех на слуху. В эйфории было решено отправить «Старт-2» на ВДНХ СССР в качестве экспоната выставки «Специализированный транспорт», которая проходила осенью 1965 года. Машину и все сопроводительные документы готовили наспех. В сентябре группа сотрудников «Луганскхимстроя» в составе двух инженеров (В.А. Сильченко и В.Т. Рябенко) и шофёра прибыла в Москву. С бронированием гостиницы в день приезда произошел казус, и всем троим пришлось спать в машине, припаркованной на одной из прилегающих к выставке улиц. Проснулись от посторонней возни и сразу почувствовали на себе множество чужих взглядов. Оказывается, у микроавтобуса несмотря на раннее утро уже шумела толпа зевак, которые внимательно разглядывали, щупали это чудо техники, постукивали кулаками по наружным стеклопластиковым панелям, кое-кто даже ножичком пытался ковырнуть… не верили, что машина пластиковая.
В общем, первый день выставки оказался насыщенным событиями. Сначала руководство ВДНХ наотрез отказалось выставлять машину на показ, сославшись на то, что на машину не было оформлено авторское свидетельство, а значит, она не прошла проверку на патентную чистоту. Затем конфликт был урегулирован, машину поставили на центральной аллее среди прочих экспонатов – панелевозов, болотоходов и др. «Старт-2» сразу же привлек внимание посетителей выставки, среди которых было много журналистов. Как известно, люди они дотошные, а потому никак не верили, что из микроавтобуса можно звонить по телефону на любой городской номер: «Так не бывает! У вас, наверное, где-то тайный проводок к машине подключен… А давайте-ка на ней лучше прокатимся, тогда и сомнения все отпадут». Сильченко им отказал, ведь на это надо разрешение дирекции выставки, а после всех передряг топать в администрацию снова не было ни малейшего желания. Зато было оно у корреспондентов, которые уже через полчаса прибежали с заветной для них бумажкой с печатью. «Ну что, заводи! Поехали!» Покатавшись по территории выставки и вдоволь насладившись разговорами по телефону во время движения, журналисты были обескуражены. Ещё бы!!! Мобильных телефонов тогда не было, и фраза в телефонную трубку: «Алло, Маня! Ты не поверишь, откуда я тебе звоню! Из автомобиля!!! Да, прямо на ходу!..» – казалась многим просто невероятной.
По результатам показа на ВДНХ СССР микроавтобус был награждён двумя золотыми медалями и пятью серебряными. К лаврам лауреатов сразу примазалось много людей, на самом деле не имевших к этой машине никакого отношения. Среди них оказался руководящий состав комбината, который успел смениться, ведь с момента создания машины до её показа на выставке прошло почти два года.
Но стоит заметить, что новому начальнику «Луганскхимстроя» Виктору Андреевичу Богатырёву идея передвижных диспетчерских пунктов импонировала, и как только он ознакомился с работой «Старта-2» на объектах, тут же предложил создать аналогичную машину, но только с возможностью прямого телевизионного эфира со стройплощадки. Необходимость в такой машине была вызвана тем, что многие замы Богатырёва постоянно пропадали на объектах и собрать их всех на месте для решения неотложных задач было невозможно. Тем более, что многие работники из управленческого аппарата этим злоупотребляли, прикрываясь тем, что ездили на стройплощадки, на самом деле коротали время по своему личному усмотрению.
За основу телевизионного автомобиля был взят очередной луганский ПАЗ-651, крыша которого в центральной части была поднята. Таким образом, был сделан световой фонарь, где по периметру располагались телекамеры. Они, кстати, могли быть и выносными. С помощью этого передвижного телевизионного пункта можно было онлайн следить за стройкой, и необходимость в регулярных выездах отпала сама собой: теперь достаточно было телевизора в рабочем кабинете…
Как в дальнейшем сложилась судьба микроавтобуса «Старт-2» и других созданных им передвижных средств связи, Владимир Андреевич не знает. В 1969 году он уехал инженером связи в Магадан. По слухам, эти машины проработали в комбинате вплоть до 1980-х годов. История микроавтобуса «Старт-2» в очередной раз показала, какие порой удивительные образцы техники время от времени появляются, а потом бесследно исчезают. А ведь данный автомобиль действительно интересен не только тем, что был создан на базе легендарного и просто экзотического микроавтобуса «Старт», но и тем, что назначение самой машины, его начинка были такой диковинкой по меркам тех лет, что не вспомнить о нём сегодня было бы совершенным преступлением по отношению к нашей автомобильной истории, которая без северодонецкого микроавтобуса кажется нам уже немыслимой и скудной.