Опубликовано: ГП 08-2017
Mercedes-Benz Urban eTruck
Оптимальное применение и выгодный гешефт

Коммерческие электромобили для городских перевозок от немецких производителей

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия)
Фото Daimler AG, Nikola Motors, MAN SE и VW AG

Громкое заявление американской фирмы Tesla Motors о разработке и возможном производстве дальнобойных электрических грузовиков не напугало немецких производителей. Они делают ставку на коммерческие электромобили для городских перевозок – именно в этом сегменте немцы рассчитывают на их оптимальное применение и выгодный гешефт.

Руководитель отделения Daimler Trucks & Buses концерна Daimler AG Мартин Даум (Martin Daum) отреагировал на заявление компании Tesla без эмоций и даже позволил себе в газете Bild am Sonntag критику в адрес американцев: «Внедрение электрических грузовиков в сегменте дальних перевозок сегодня ещё очень-очень сложное дело, поскольку технологии изготовления мощных аккумуляторов ещё не вышли на нужный уровень. Мы знаем: производство грузовых машин – комплексная и претенциозная задача, тут должен кто-то прежде всего начать с подражания нам».

Испытание шасси Mercedes-Benz Urban eTruck
Испытание шасси Mercedes-Benz Urban eTruck
Испытание шасси Mercedes-Benz Urban eTruck
Испытание шасси Mercedes-Benz Urban eTruck

Инженеры Daimler AG выражают благодарность конкурентам, в первую очередь фирмам Tesla и Nikola, за то, что они дали толчок к глобальному развитию электрического коммерческого автотранспорта. «Стартап набирает обороты также в грузовом сегменте – и это хорошо», – сказал руководитель. Однако пока мы видим в лучшем случае только прототипы, хотя Даум утверждает: «Электрические грузовики Mercedes-Benz Urban eTruck и Fuso eCanter уже производятся малой серией. Таким образом, мы опередили других».

Новый Fuso eCanter на IAA 2016 в Ганновере

Обе запланированные к выпуску модели рассчитаны для доставки товаров на короткие расстояния в городском транспортном потоке. На Международной автомобильной выставке в Ганновере в 2016 году (IAA 2016) концерн Daimler впервые показал публике свои инновации: Mercedes-Benz Urban eTruck полной массой до 26 т, автоматизированный лёгкий электрофургон Mercedes-Benz Vision Van, а также усовершенствованную версию электрофургона третьего поколения Fuso eCanter – дальнейшее развитие уже испытанной в реальных условиях модели Canter E-Cell.

Интерес к новому виду транспорта проявляет и концерн MAN SE, но пока не видит перспективы внедрения электромобилей в «дальнобое» на автобанах. «Грузовики для дальних перевозок должны иметь запас хода не менее 600 км. В настоящее время экономика не готова решить эту задачу», – сказал руководитель отделения альтернативных приводов (Abteilung Alternative Antriebe) компании Феликс Кюбарт (Felix Kybart).

Nikola One дал толчок к глобальному развитию электрического коммерческого автотранспорта

Он полагает, что с прогрессом в технологии изготовления аккумуляторов возможно и развитие электротягачей в сегменте дальних перевозок. Немцы внимательно следят за работой таких новаторов, как Tesla. «Мы серьёзно относимся к конкурентам и внимательно наблюдаем за их технологиями. Однако я не ожидаю, что в ближайшее время на европейском рынке появится Tesla Elektrotruck, – сказал Кюбарт, добавив, – MAN строит грузовики более 100 лет, поэтому мы можем здраво оценивать свои возможности».

Седельный тягач MAN eTruck был впервые представлен на IAA 2016
Седельный тягач MAN eTruck был впервые представлен на IAA 2016
Седельный тягач MAN eTruck был впервые представлен на IAA 2016

В 2016 году на выставке в Ганновере отделение MAN Truck & Bus впервые представило новый электрический седельный тягач MAN eTruck, изготовленный на заводе в австрийском Штейре на базе модели TGS. А уже 20 февраля 2017 года MAN и Консорциум устойчивой логистики (Council für nachhaltige Logistik или CNL – инициативное партнёрство, состоящее из 17 крупнейших австрийских предприятий в сферах торговли, логистики и производства и двух научно-исследовательских институтов, активно поддерживающее разработку и внедрение электрического автотранспорта, основано в 2014 году) подписали договор о сотрудничестве в разработке и пробной эксплуатации развозных электрогрузовиков полной массой от 12 до 26 т. В конце этого года планируются интенсивные испытания тягача MAN eTruck в девяти фирмах, входящих в CNL, главным образом, для развозки продуктов питания. С 2020 года электрифицированные шасси MAN TGM 6x2 с различными надстройками должны найти широкое применение в городских и пригородных перевозках.

Пока же концерн MAN, заручившись поддержкой CNL, заявил, что готов начать производство электрических грузовых машин с 2019 года в малой серии, а с 2021-го – регулярное. С ноября 2017-го эксплуатацию тестовых автомобилей планируют начать девять партнёров по консорциуму CNL: Gebrüder Weiss, Hofer, Magna Steyr, METRO, Quehenberger, REWE, Schachinger, SPAR и Stiegl.

Концепт Mercedes-Benz Urban eTruck уже готовый стать реальностью Концепт Mercedes-Benz Urban eTruck уже готовый стать реальностью

«Интерес наших клиентов невероятно большой, некоторые хотят как можно быстрее обзавестись электрогрузовиками. Мы убеждены, что электрический привод в сегменте среднетоннажных грузовых машин для городских перевозок найдёт сбыт», – амбициозно высказался Феликс Кюбарт. Но многие независимые эксперты находят заявление менеджера чересчур оптимистичным.

Трезво оценивая отсутствие потенциала для внедрения магистральных электромобилей до тех пор, пока разработчики не справятся с задачей радикального улучшения технологий производства аккумуляторов и снижения их стоимости, шеф альтернативного отделения MAN сделал неутешительный, но правильный вывод: «Электрический грузовик останется в ближайшее время значительно дороже, чем привычный всем дизельный».

Электрические грузовики Fuso Canter E-Cell уже находятся в пробной эксплуатации в Португалии и Германии
Электрические грузовики Fuso Canter E-Cell уже находятся в пробной эксплуатации в Португалии и Германии

Помимо немцев и американцев в этом сегменте весьма активны и китайские производители, но конкуренции с их стороны в Европе пока никто не опасается. Не оставляют без внимания эту тему и критики, справедливо утверждая, что, несмотря на всяческую поддержку политических кругов ЕС, крупные европейские производители уже отстают от компаний из США и КНР. В случае успешного развития технологии и производства грузовых электромобилей пробиться на рынки Северной Америки и Азии им будет очень сложно.

Завод Mercedes-Benz в Дюссельдорфе в данный момент интенсивно готовится к выводу на рынок автомобилей Sprinter с электроприводом. Руководство предприятия и производственный совет достигли соглашения о том, что электрический Sprinter будет сходить с конвейера главного в мире сборочного предприятия Sprinter в городе на Рейне. Mercedes-Benz Vans в ближайшие годы инвестирует в общей сложности 150 млн евро в электрификацию своей коммерческой продукции на базе Vito и Sprinter
Volkswagen Nutzfahrzeuge демонстрировал на IAA 2016 электрофургон Volkswagen e-Crafter
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен